Голуби нашего детства. 15. Картинная галерея Айваз

Анатолий Колисниченко
      За первое место в сборе металлолома  нашему классу даровали экскурсию в музей Айвазовского, что в Феодосии.  До этого мы уже побывали в доме-музее «Белая дача  Чехова» в Ялте,  в Воронцовском дворце в Алупке, посетили панораму и диораму Севастополя,  а теперь – Феодосия.

      Утром в 5.00. родители вывели нас на остановку, автобус подъехал минута-В-минуту.  В автобусе учительница поздравила меня с днём рождения, а весь класс хором прокричал поздравляем. Дальше ехали молча, было ещё темно, даже самые стойкие болтуны через час уснули.

      Первая двадцатиминутная остановка по сообщению водителя намечалась на Ангарском перевале. «Автобусу необходима передышка, да и вам всем надо размяться после сна» - скомандовал  шофёр.    Народ дружно покинул насиженные места и побрёл в сторону туалета. 
    На перевале было прохладно. Солнце, чуть-чуть пробивая утренний туман, выползало из морских глубин. Чёрный после зимы лес безмолвно дремал. Кое-где,  пробивая прошлогоднюю сухую траву, повылезали сочно-зелёные побеги пролесков.
 У отметки высоты перевала Юлия Николаевна собрала весь класс для  фотографирования.
 Накануне вручая мне подарок - новенький ФЭД, папа зарядил плёнку, объяснил, как выбирать экспозицию, устанавливать выдержку и диафрагму. На виду у одноклассников я со знанием профессионала выполнил нехитрые операции и сделал несколько снимков, на фоне восходящего солнца, как затем оказалось – никаких.

  Дорога с перевала казалась на много лучше, и наш автобус быстро преодолевал населённые пункты. Симферополь объехали по обводной дороге, и наш путь пролегал по степным просторам Крыма.  Белогорск  миновали через грязный и серый  центр. Следующая остановка была  в Старом Крыму.  Потом опять начались лесные массивы и затяжные серпантины. Феодосия напоминал деревню послевоенных времён.
 К музею, который находился в центре, подъехали в 11часов.  Вдоль улицы стояли экскурсионные автобусы с желающими попасть в галерею,  но нас пригласили в зал без всякой очереди.

        Свой дом Иван Константинович  построил в 1845 году и только  35лет спустя, пристроил зал для картин. Годом основания галереи считается 1880 год, так нам объяснил экскурсовод.

 Рассматривая первые картины великого русского  художника, мне больше всего понравились картины «Берег моря», «Ночью», «Ялта». Я даже не мог предположить, что море может быть золотисто-зелёного цвета. На этих картинах оно меня поразило наповал.

 Огромная картина  «Буря на Ледовитом океане» просто нависала над нами.  Морская вода была до такой степени натуральной, что хотелось закрыться от мелких брызг,  разбрасываемых ветром. От разбушевавшейся  стихии тянуло настоящим холодом,  мне  даже показалось, что не матросы корабля, терпящего крушение, а я стараюсь ухватиться за мачту,  идущую ко дну. 
Из выставленных картин других авторов, понравилась работа неизвестного русского художника «Гурзуф. Вид на Ялту».

   Нарушая принятые правила, сфотографировал картину  «Бриг  Меркурий,  атакованный двумя турецкими кораблями» - картина на самом деле прекрасна.

    На выходе из музея, обсуждая увиденные шедевры,  мальчишки, спорили и даже  поссорились.   Айвазовский - гений, с таким мнением согласны все в классе.   А вот картины других художников,  особенно Латри, похожи на наши школьные «живописные  произведения»  на уроках рисования.   «Так нарисует любой школьник, а  дома и лодки  даже   лучше», - утверждал   Миша.  Я возразил: «Десять Мишек, за всю свою жизнь таких картин не создадут».   В одном Мишка  оказался прав - подлинная фамилия Айвазовского - Айвазян и он армянин.

        -Ляпи, чаво уж там, - запричитал Колька, подставив свою голову.
 Получив в «черепушку» проспоренного леща, под дружный смех  ребят он назвал Моргуляна  Морговским.

              ......