Андрей Рублев А. Тарковского

Тень Ястреба
Жизнь словно хрупкий стеклянный сосуд, который в любой момент может разбиться, а маленькие острые осколки ранить до крови, однако человек способен искусно соединить даже стекло так, что этот сосуд вновь заблистает прежней красотой, правда, останутся заметными неизгладимые трещины между осколками…
Фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв», пронзительный и остросюжетный, навеял на меня именно такие мысли.
На самом деле, данная историческая кинодрама поражает во всех отношениях: захватывающий сюжет, критическая и реалистичная позиция режиссера, прекрасная игра актеров, великолепные символические включения животных в эпизоды, высококачественная видеозапись, принцип удивительного многоголосья, если говорить о звуке. В целом, фильм держит в эмоциональном напряжении с первой до последней сцены и изумляет своей глубиной, ёмкостью и остротой.
Колоссальное впечатление производит сцена беседы между Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Здесь выражена пессимистичная точка зрения Феофана Грека на человечество, который осуждает народ и называет его «темным», и крайне реалистичное мнение его ученика. Это своего рода эпизод-рефлексия. Широта  взглядов Андрея Рублева раскрывается в полной мере. На мой взгляд, через его слова проскальзывает и позиция самого режиссера: «Людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские они, одна кровь, одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебряников. А на мужика все новые беды сыплются: то татары по три раза за осень, то голод, то мор, - а он все работает, работает, работает, работает, несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит, только Бога молит, чтобы сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их? Сам ведь знаешь, не получается что-нибудь или устал, намучился, и вдруг с чьим-то взглядом в толпе встретишься, с человеческим, и словно причастился, и все легче сразу, разве не так?» Эта знаковая и трогательная фраза проходит через весь фильм и отражает его смысл. Возможно, режиссер ставил перед собой цель: показать русский народ как великого труженика, смиренно несущего свой крест и никогда не отпускающего руки. Для этого Тарковский концентрирует зрителя на биографии яркого представителя народа – Андрея Рублева.
В жизни великого русского иконописца, вдохновенного и в совершенстве владеющего кистью, случается как бы надлом. Княжеские усобицы приводят к тому, что один из русских князей, предав своего брата, оказывается на стороне татар и отправляется, соединившись с врагами, на Владимир. Город захвачен и опустошен. Жестокие и кровавые сцены пронзительны, особенно – эпизод проникновения в Собор. Буквально на глазах Андрея Рублёва гибнут ни в чем неповинные люди, жители Владимира, нещадно истребляемые татарами и предателями-русскими, а также рушится Собор, уничтожаются все труды Рублева: фрески и иконы.
Трагедия, разворачивающаяся перед ним, заставляет великого иконописца усомниться в значении своих работ для народа. Он решает оставить свое прежнее дело и погрузиться в молчание. Несмотря на то, что внезапно появившийся в храме Феофан Грек (к тому времени уже скончавшийся) пытается побудить Андрея Рублева не терять свой талант и продолжать его благородное дело, иконописец остается непреклонным. Он возвращается в монастырь и временно умолкает.
Можно сказать, что решающим фактором, повлиявшим на судьбу иконописца, а также перевернувшим его отчаяние и вернувшим к прежней вдохновенной жизни, является встреча с юношей Бориской, который притворился литейщиком, знающим секрет, якобы переданный от отца, и создал огромный колокол для звонницы. Юноша, сам того не подозревая, оказался великим мастером. Трогательна и глубока сцена его плача, когда зазвонили в колокол, и Бориска понял, что сделал все правильно, несмотря на то, что секрет отца ему так и не довелось узнать. Против его слез не устоял даже Андрей Рублев, который с момента разорения Собора во Владимире не произносил ни слова. Он вдруг стал утешать юношу и сказал ему: «Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать…» Да, ничто другое: ни убедительные доводы Феофана Грека, ни завистливые приказы и раскаяние монаха Кирилла – не могло убедить Андрея Рублева вернуться к живописи. Лишь неутомимая жажда жизни, свободолюбие и огонь в сердце смелого юноши вновь воскресили в великом иконописце желание творить. Это не случайно: зачастую именно смелость вырывает нас из обыденности и трафаретности.  Смелость поступка Бориски, смелость полета мысли и творчества Андрея Рублёва – вот что заставляет задуматься. Напрашивается вывод, что именно в этом их души родственны, поэтому неудивительно, что действия энергичного юноши произвели на иконописца неизгладимое впечатление и возродили в нем прежнюю любовь к людям, к искусству, к жизни.
На мой взгляд, фильм «Андрей Рублёв» не лишён косвенного дидактизма: в нем ярко проскальзывает идея призыва к непрерывной борьбе с трудностями, к попыткам нахождения выходов из проблемных ситуаций, к сохранению в себе творческого потенциала и к развитию таланта. Само человеческое существование может рассматриваться по-разному: кто-то будет удовлетворен приземленностью, обыденностью и пессимистичными взглядами, но найдётся и тот, кто взломает эти стереотипы и вложит новый, уникальный и ценный вклад в мировой прогресс.
Пример, показанный в фильме, призывает нас не отчаиваться, невзирая ни на что. Человеческие лишения бесконечны. Русский народ тянул эту безмерную ношу с древних времен и передавал ее потомкам, но не падал духом: на Руси вновь и вновь расцветали гении. Одним из них является Андрей Рублев: его уничтоженные фрески во Владимире не навсегда заморозили в нем тягу к живописи. Он вернулся и создал великие произведения искусства мирового значения, такие как иконы «Троица», «Спас» и многие другие.
Как разбитый сосуд можно склеить из мелких осколков так, чтобы внутри расцвела великолепная роза, так и отчаявшееся сердце можно спаять новыми чаяниями и надеждами, которые дадут силу ростку непоколебимой веры в собственную значимость перед окружающими людьми, ибо каждый человек как лепесток большого цветка, и, потеряв его, цветок утратит свое прежнее очарование и привлекательность и в конечном итоге увянет.
Фильм А.А. Тарковского очень впечатлил меня и вдохновил, навеял самые разнообразные мысли, ассоциации и параллели. Но я остановилась лишь на тех сценах, которые меня в большей степени потрясли и которые, на мой взгляд, являются знаковыми не только в данной кинодраме, но и во всем кинематографе в целом, так как они несут в себе глубокий смысл.
Любовь к жизни, к людям, стремление к самореализации, самоактуализации, гармонии внутри – вот что порождает ощущение истинного счастья. Подвиг не в том, чтобы абсолютно отстраниться от мира и жить, принося пользу лишь себе, а в том, чтобы соединиться с миром и быть плодоносящим древом среди пустыни, насыщающим усталых путников.