Неслучайная случайность

Нефея
Опять замечаю в случайности закономерность, как в поговорке: «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Все началось наверно очень давно, еще тогда, когда моя бабуля на мой выбор стать археологом сказала: «Нет». Ее знание жизни и рационализм подсказывали, что я обязательно «должна пойти в мясо-молоко», и поэтому я выбрала физфак. Нет, конечно,  не из вредности, меня всегда интересовала причина появления всего, а где, как ни в физике раскрывается природа вещей, взаимосвязь большого и малого, живого и неживого. И диалектический принцип изучения всего в единстве – целого и каждого элемента в отдельности,  оказывается, работает не только в физике, а является общим принципом познания (анализ и синтез).
Увы, я не стала открывателем тайн мирозданья, я обычный сельский учитель, и даже не физики,  информатики. Случайно, так получилось, но это счастливая случайность. Работа стала моим хобби, а хобби работой.
Случайно  два года назад я попала в музей и познакомилась там... теперь уже много с кем познакомилась и не в одном музее. Главное, что я почувствовала, что в некоторых музеях живет «дух музея», а некоторые предметы «могут говорить», «завораживать» и даже «звать и вести за собой».
К сожаленью, случайно, мы смогли съездить с учениками только один раз в мой любимый музей, школьный автобус «не хочет ехать быстрее» шестидесяти  километров в час, а четыреста километров с такой скоростью ехать тяжко.
И вот, я бываю в музее совершенно случайно, когда бываю в командировках, на курсах, на конкурсах с учеником.
Случайно понимаю, что можно поехать в музей и поближе, в нем тоже есть постоянные и сменные экспозиции, такие же замечательные сотрудники, приветливо встречающие у входа и сопровождающие бесконечными интересными и удивляющими рассказами.
И вот, наконец, я определяю тему исследовательской работы, которую планирую сделать с учениками для ежегодного конкурса «Движение Отечество», определяюсь с заданием для музейной библиотеки.
И как всегда, случайно, начинаю болеть, и это даже не грипп с температурой, а зубы... с температурой, от которых разносит всю морду, по-другому не скажешь, и уже не то, чтобы недалеко съездить, даже из дома не хочется выходить, народ пугать.
Время потеряно. Опять случайно вспоминаю, что у нас в районе скоро должен открыться музей, в нем что-то есть, только толком никто не знает, что там осталось от бывшей комнаты «Боевой Славы». Новый директор музея только начинает работать, и фонды музея  еще не описаны, да и сами предметы хранятся в коробках. Заходим в комнату, она чуть растеряно разводит руками: «Да ничего здесь нет интересного. Немецкие каски, осколки, обрывки».
Случайно мой  взгляд останавливается на бумажной коробке, открываем, опять не то. Я хотела познакомиться с предметами, связанными с Великой Отечественной войной, а это явно что-то более древнее. Вздыхаю, это лучше, чем ничего, хочу достать фотоаппарат, но в маленькой комнате темновато, да и  нет места, чтобы удобно расположиться, да  и времени нет, как всегда.
Я беру несколько предметов, которые, как мне кажется, чем-то связаны. Я ничего о них не знаю, это просто несколько предметов, о которых мы хотим написать проект, определить примерно время их создания и подумать, как могла бы выглядеть экспозиция нашего будущего музея.
Я аккуратно раскладываю все на столе, рассматриваю... Вдруг входит коллега, учитель физкультуры, и обнаруживает такое серьезное знание археологии. После его ухода это уже «Нечто, потерянное во времени и пространстве».
Я начинаю фотографировать, внимательнее присматриваясь к предметам, чаши... надписи на одной из них снаружи и внутри вязью... Что это? Молитвы, мантры, суры, рассказы о подвигах и жизни?..
Начинаю поиск аналогичных предметов по фото, что были сделаны мною в разных музеях...
Есть предметы, которых в экспозициях наших музеев... нет.
Я отправляю несколько фото в музей, с просьбой дать консультацию о ценности коллекции. В ответ звонок, что музей может принять предметы в дар, возможно, они очень дорогие и у нас не хватит средств, чтобы их охранять.
Теперь я и вовсе боюсь на них дышать. Делаю еще фото, чтобы разглядеть детали подробно. Мысль, что эти вещи много веков назад служили кому-то «верой и правдой», будоражат, а что останется от нас, нашей цивилизации потомкам...
И вот, круг замкнулся, я знаю, где нашли часть предметов, когда, кто. Моя миссия выполнена, разве не этого я хотела?
Вспоминаю о выставке Николая Рериха «Мир через Культуру»: «Сердце человеческое хочет мира. Сердце человека поймет зов о Культуре, о светлом содружестве и сотрудничестве. Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развейся над сокровищами всенародными».

PS
Было установлено, что предметы из этой коллекции относятся к каякентско-хорочоевской культуре.

Фото автора. (Антропоморфный амулет)