Зимы

Наталья Юрченко 7
 
               
 Помню, идёшь утром в школу, а на дворе снег белый - белый, аж сияет искорками то серебристыми, то вдруг  крупными золотистыми звёздами. Ну сказка и всё.  А в душе такое восхищение возникает от чего-то неведомого. Ну как сам снег может быть таким красивым, сам по себе? Что-то есть на свете такое, чего я не знаю. Уже тысячелетиями, как позже выяснилось мною, миллиарды людей знали, а я, и большинство школьников в советской стране, не догадывались о существовании Создателя. Хотя интуитивно чувствовали и поиск души шёл. В школе твердили об опиуме для народа, внушая атеизм, а окружающая природа наглядно показывала другое.
  Зимы до 45, школьникам занятия начинали отменять с 25-ти с 1 по 4 класс. Ох и жёг морозец, хорошо жёг. Бывало в 10 классе модничали в капрончике.  И что там мам слова, когда кровь кипит и молодость зовёт обратить на себя внимание? Автобусы рейсовые по городу были тогда небольшие вовсе и редко ходили. Ждёшь на остановке, ждёшь…аж капрон к ногам примерзает, пританцовываешь, куда деться? Но мы упорно щеголяли, виду не показывали. Подъедет полный, протиснется в него несколько пассажиров, сзади оставшиеся их ещё в спину утрамбуют, чтоб дверь могла закрыться, и ждут следующего.
  Незабываемая ночь новогодняя была. Мы тогда в каком-то старшем классе учились, то-ли в девятом. Встречали у соседки Любы. Вышли на улицу ночью без пальто, в платьицах, и бегали под летящими с неба блёстками. Сказочно красивое зрелище. Эти снежинки, в виде золотистых искорок в лучах яркого полумесяца,  осыпали нас щедро. Мы обе были в ожидании взрослого загадочного будущего, которое должно было, как мы надеялись, принести нам счастье. 
Вода во фляге и в вёдрах, привезённая из колонки, - ледяная.
Печку мама рано топила, потом уже нас будила, нажарив перед уходом на работу беляшей. Моя кровать в средней проходной комнатке была. Прямо рядом сначала была ещё печка, кроме кухонной. Потом отчим Иван вделал в стену металлический бак с водой для обогрева и стали топить только на кухне. Уютно трещат дрова, идёт тепло, в трубе ветер завывает,- получается какая-то мелодия заунывная. Как-будто домбра в степи играет, и акын поёт долго, протяжно. А ты лежишь под тёплым одеялом...
Это сейчас есть сотовые, автомашины у каждого, да деньги на такси, а тогда - ни того, ни другого. 10 копеек на автобус в оба конца в кармане. А иногда не рассчитаешь, купишь что-то, и на проезд не остаётся, - зайчиком или пешком … Зайчиком опасно, - контролёры, кондукторы, пешком тоже не всегда возможно.
Бураны сильные в степи. Мы на окраине города жили, это позже улица застроилась дальше. Но и сейчас бушуют буранищи порой, а снега наметает до крыш домов. Сияние же необыкновенное по утрам в Семипалатинске продолжается.
    Нигде не видела такого красивого снега, как в  С е м и п а л а т и н с к е. Иногда он так сияет, так сияет. В начале 2013 года стала свидетелем просто сказочного чуда рано утром. Ещё только рассветало, а мне на первый автобус до Рубцовска. Снег был весь золотой и переливался. Я засняла, в интернете выложила такой момент. Отзывы охладили чуточку восторг: «Это он от радиации так сияет», - написал пользователь. Может, не спорю, но очень красиво.
               
  В  П о д м о с к о в ь е  климат мягче и зима тоже. Но неплохо, не плохо было в 70-80-х годах того же 20-го века. И мороз, и снег белый. Я даже пальто и шубку белую искусственную, под берёзку рисунком, чистила. Расстелешь на только что выпавшем или вчерашнем даже, повозишь по снегу, помнёшь, - вот и чистая, а снег под ней серый. Снега конечно не столько, как в Казахстане, но дорожки чистить постоянно надо и крыши. Я на практике перед защитой диплома в техникуме там была. Вроде столица недалеко, а были глухие деревни. Лес неплохой, высокий, не редкий. В нём дикие кабаны, лоси. Иногда приходилось пешочком-то добираться не раз и не один километр. А вот в городе слякотно зимой. В метро вечно каша сырая  и в магазинах. Если и бывают метели, то не такие яростные, или редко. Снег здесь хоть и поблёскивает, но совсем не так, не звёздами, а просто вся поверхность как белым лаком покрыта.

А л т а й с к и й  к р а й  и  С и б и р ь хороши зимой. А как сосны на снегу тень свою раскидывают!.. Солнце, мороз, белейший снег и эта тень среди освещённого полотна снежного от сосен. Воздух, - ну просто лечебница какая-то! Не надышишься. Сугробы хорошие, только отгребай. Да и мужики здесь настоящие видом. Проезжать приходилось с пересадкой часто в Новосибирске и зимой, и летом. Сейчас на юге России разбаловалась, так с жалостью смотрю на новосибирцев. Ходят, морозной дымкой окутанные, сами  в тёплое укутанные, пар от дыхания овевает каждого. Отвыкла уже, теперь не смогу жить так.

Самая зима - это в  Я к у т и и. Красавица коварная. Бывают такие хлопищи снега медленно падают с неба,  кружат в воздухе. Как в кино. Покажи, скажут искусственный снег. А я стою в чайной комнате тогда у окна в своё дежурство, и любуюсь. Чудо. А уж метель раскидывает свои седые длинные косы, кучерявит снег по сугробам. Ночью в январе, при сильнейших морозах за 50, Шатёр Сенильги охватывает половину неба сполохами, сполохами, - сияние северное. Всё больше, и больше разрастается. А тайга молчит стоит, терпит этот нестерпимый холод. Да спит она, спят и мишки где-то рядом совсем. А уж людям приходится стараться, чтобы не замёрзнуть. Вышел только человек из дома, через несколько минут уже встречные руками в варежках показывают на щёки: три скорей, белые уже. А ничего и не чувствуется. Вроде не замёрз ещё, а глядь, - правда белые круги. Начинаешь оттирать, а то ходить потом с красными щеками отмороженными. Некрасиво смотрится. А сколько следов на белоснежном насте. Тут и от зайцев, от собак, птиц, лисичек… Так цепочками и украшен снег. Иногда теперь, на югах, чувствуется тоска по завыванию метели, по настоящему морозцу. Раскисли мы здесь, как снеговики на солнце. Ну нет здесь зимы практически теперь. В 90-х ещё была, а теперь что-то слякотно-непонятное. А если и  выдастся морозный денёк, прямо бодрость наполняет, оживление и радость.