Проводник

Братья Бирт
               
                Фото Сергея Мартынова я обнаружил случайно: искал эстонско-русский словарь для точного перевода названия улицы "Puhangu"/порывистая/, на которой я когда-то жил. Кстати, мой младший сын – Сашок был тогда ещё жив и Сергей Мартынов, наш бывший главный инженер, тоже тогда здравствовал. Я поднял стопку книг, а под ней лежали несколько фотографий. Одна из них - фото Сергея, небольшое чёрно-белое, как на советский паспорт. Я сразу обратил на него внимание. Откуда оно у меня? Посмотрел на обратную сторону, там его красивым ровным почерком было написано:
                «декабрь 1982г.
                Мартынов Сергей».
                На другой день, уже вечером, говорю с братом по скайпу и показываю фото Мартынова. Он тоже удивлён, как и я. Как фото попало ко мне, не знаю. Мартынов Сергей в конце девяностых занимался бизнесом... В начале двухтысячных его нашли убитым в лесу не далеко от дороги Таллинн – Санкт- Петербург. Его застрелили выстрелом в затылок. У меня ещё промелькнула мысль :"Это какой же надо быть сволочью, чтобы убить такого доброго человека, умницу...". Сергей был коммуникабельным человеком, с ним всегда можно было договориться.
                Моему брату почему-то приснился в то время странный сон, что Сергей лежит у дороги, скорчившись от холода. И время от времени он повторялся. Мы тогда ничего не знали о смерти Мартынова, но сон, как оказалось позднее, был вещим...
                Как - то я ехал на автобусе из своего района Копли в центр города и встретил там нашего бывшего бухгалтера Антонину Ивановну. Она то мне и рассказала о гибели Сергея Мартынова. И о том, что его долго не могли найти... Сейчас, глядя на это фото, я подумал: «Странно, к чему бы это? Что должно произойти?» А случилось вот что:
               сегодня ночью я проснулся в четыре утра. Не спалось…. Слегка побаливала голова. Давно уже не принимал таблетки. Долго искал их, но, наконец-таки, нашёл. Запил таблетку Ibumetina и пошёл спать. Сна не было. Я ещё подумал: «Сегодня суббота, полежу немного и встану». Только и успел об этом подумать, как меня захватил сон.
                Я, оказывается, иду по какому-то странному городу: нагромождения домов без окон, а по улице едет кабриолет и всё это в сумерках. Улица закончилась. Прохожу ещё немного и попадаю в какую-то громадную пещеру. Там внутри неё чёрное озеро. Оно спокойно. Вдруг смотрю, ко мне подплывает на каноэ какой-то парень в шляпе и чёрном плаще. Сейчас сразу после сна я понял, что это и был Сергей Мартынов. Он часто на работе появлялся в шляпе и плаще. Там во сне он не говорил ни слова, но я понял - это за мной. Сажусь в лодку. Мы, молча, плывём по тихой  воде. Причалили к берегу. Всюду торчат серые остроконечные камни в виде маленьких пирамид. Идём вглубь берега. «Куда он меня ведёт?» - промелькнула  тревожная мысль, но я послушно продолжаю, молча следовать за ним. После долгого перехода во тьме мы попадаем в большую комнату без окон с низким потолком. В ней много детей: девочки, мальчики. Ими там занимаются девушки-китаянки. Я подхожу к одной из них и спрашиваю о своём сыне, который покинул наш мир уже восемь лет назад после долгой тяжёлой болезни. «К нему сейчас нельзя. Он пока болеет, - сказала китаянка и добавила, – его будут ещё лечить».
                Мне вдруг открывается видение: сын мой маленький, лет шести, лежит завёрнутый в тонкую ткань, хотя умер он в двадцать два года, на самом взлёте жизни! Рядом с ним находится старая женщина. На меня она не обращает никакого внимания. Смотрю, старуха берёт пучок длинной соломы в руку и поджигает её. Тёмная комната вдруг слегка освещается пламенем: стены мрачные, от помещения веет пустотой. Целительница подносит горящий пучок к ногам сына. Он поджимает ноги. Старая китаянка медленно поворачивается в мою сторону. Эмоций на её лице нет, но в глазах улавливается доброта. Она не произносит ни слова. Я тоже молча наблюдаю за всем этим действом. Девушка, которая стоит рядом со мной говорит, что так лечат моего сына, так надо. И это ему обязательно поможет. Мне становится спокойно на душе. Как мне не хватало этого спокойствия тогда, восемь лет назад! Здесь видение исчезает. Только запомнил, что в какую-то минуту, перед самым уходом, я вдруг услышал голос своего маленького сына. Он громко крикнул: «Папа!» И больше ничего, тишина. Никогда в моих снах он со мной раньше не заговаривал. Все наши встречи происходили без единого слова, но после них мне всегда было хорошо на душе. Девушка-китаянка, смущаясь слегка, сказала мне, что для лечения моего сына потребуется от меня благодарственность. Я с этим был согласен, я всё понял... Видение исчезло. Сына я больше не видел. Одна из девушек сказала мне, что он любит кушать такие вот кругленькие маленькие шарики из риса. Я ещё подумал: «Но если кушает, значит идёт на поправку». Вдруг картина меняется и я уже не вижу ни сына, ни целительницы, ни её помощницы. 
                Уже, находясь в другой комнате среди детей и взрослых, я вдруг увидел председателя коммунистической партии Китая товарища Мао Цзэдуна. Он со всеми участливо разговаривал и вокруг него всё время были люди. Меня он нарочито не замечал, хотя я был всегда рядом с ним. Трудно было не заметить меня. Тогда я придвинулся ещё ближе к нему и осторожно прикоснулся к его плечу. Он обернулся, и я ему сказал: «Вы зря думаете, что я не..."Здесь ставлю многоточие, потому как я не мог вспомнить, что именно было сказано мной в ту минуту. Но хорошо помню конец этой фразы: "Я сам из Сибири". Мао изменился в лице, глаза его засияли теплом, появилась улыбка. Он протянул мне руку, мы поздоровались. Я ещё подумал, глядя на свою ладонь: «Надо же, с самим Мао Цзэдуном поздоровался! Кому скажешь – не поверят!»
                Появился откуда-то из темноты Сергей в шляпе и плаще. Я понял, что надо возвращаться. Мы снова оказались на берегу с большими острыми камнями. Сели в лодку, молча проплыли по чёрному тихому озеру. Неожиданно я оказался в небольшом лифте, который медленно поднимался вверх. Мартынова в кабине лифта уже не было. Со мной рядом стояла симпатичная молодая девушка в шляпке и платье. Кто-то был ещё в дальнем углу кабины, но я его не старался даже разглядеть.
                Пока лифт шёл медленно вверх,  девушка слегка прижалась ко мне. Мне стало как-то неловко, я отодвинулся от неё. Она посмотрела на меня странно, с укором в глазах. Вдруг лифт остановился, но никто не вышел. Зашёл только молодой человек в клетчатом демисезонном пальто. Он был небольшого роста, худой и сильно взволнован. Паренёк сразу же подошёл к девушке, обнял её и заплакал. Видно было, что он очень долго ждал этой встречи, уткнулся головой в её грудь, торопливо о чём-то заговорил. Она позволяла себя обнимать, но сама при этом оставалась равнодушной. Он был ниже её и слегка лысоват. "Видно не такой уж молодой, как показалось вначале," - подумал я. Меня, что-то настораживало в её поведении. Парень не целовал её в губы, а просто с опущенной вниз головой, продолжал, что-то тихо и быстро говорить. Заметно было, что они  когда-то хорошо знали друг-друга. Вдруг незнакомец, стоящий в противоположном углу лифта, участливо сказал: «Увиделись всё таки». Я протянул руку к голове парня и ласково потрепал его за макушку, приговаривая при этом: «Конечно же увиделись». Скорее всего, это был её брат. Видимо какая-то трагедия разделила их на живых и мёртвых. И кто-то был перед кем-то виноват. Мне это чувство вины хорошо знакомо. Я тоже остался виноватым перед своим сыном: не защитил, не сберёг, не смог...
                На этом мой странный сон и закончился. Я проснулся с таким чувством, что меня здесь в квартире сегодня с четырёх и до восьми утра не было. Тело лежало, но душа была не здесь. В это раннее утро проводник Сергей Мартынов провёл меня к сыну.
                Я встал, зажёг свечу, которая постоянно стоит у меня в том месте, где Сашок ушёл от нас. Трижды поклонился, прося за сына…
                Утром я рассказал свой сон брату. Он вспомнил, что после того, как я показал ему фото Сергея по скайпу, он ещё подумал, что сегодня ночью должен быть звонок по телефону. И, действительно,  ночью, в  три часа, ему  позвонили на мобильный телефон. Голос говорил что-то про какой-то университет и был чем-то недоволен. А, вспомнив про фото, брат спросил:  «Кто звонит?» Но ответа не последовало и он нажал на красную кнопку мобильника. Больше звонков не было.

Июль 2013г.   Пётр