октябрь. Берегиня

Олег Ольгин
Уютно – тихий переулок, заполненный  лучиками  октябрьского солнца,   закончился небольшой площадью. В центре которой, в окружении  фруктовых деревьев, спокойно возвышалась небольшая  церковь, отсвечивавшая осеннее небо лазурью и  золотом куполов.

 Миновав невысокую ограду и подойдя к храму, Я поднялся по ступеням церковного крыльца.  Утренняя служба  завершилась,  немногие  прихожане  неторопливо покидали храм. И только  церковный служка,  на дальнем приделе, передвигал свою тень.
 Все пространство было наполнено потрескиванием горящего воска и внутренней тишиной,  полной грустно – тихой радости  и покоя. Алтарь поблескивал цветными искрами, на  золотых переливах  церковных  сосудов. Свечи, догорая в шандалах, наполняли  лиловеющим мерцанием  строгие лики святых. Вздымая,  при этом,  спокойное пламя к полутьме свода купола.  Отблеск которого, серебристыми струями спускался по потемневшим от времени краскам старинных образов.

С тихим молчанием я подошел к  отдельно стоящей,  потемневшей от времени иконе.  Молчаливо смотрящие  лики Николая Чудотворца и Архангела Михаила в верхних углах. Но внимание  обращалось к центру, к образу Девы Марии, шествующей  по облаку. И, как мне показалось, покрывающей все мироздание, своим покрывалом - омофором.
Ниже были изображены  две группы казаков, молящихся Пресвятой Деве и клейноды, символы казацкой власти и воинской доблести: –  знамена, булава - пернач, оружие.

Остановившись перед ликом Богородицы, я  на мгновение представил, как в стародавние времена,  буйная казацкая братия  украшала  эту драгоценность свою. Не один воин, покрытый рубцами старых ран, почерневший от порохового дыма  и разучившийся  крестить лоб, а из молитв помня лишь - "За  веру святую…", являлся сюда после очередного похода, умытым и выбритым  и, дрожа от похмелья, оставлял перед святой девушкой Назарета крупицу своей воинской славы. 
Лежащие здесь предметы поражали своим разнообразием: - мусульманские четки, перстни с драгоценными камнями всех цветов и оттенков, золоченые кубки, монеты, а порой и простой нательный крест, погнутый от мушкетной пули, но защитивший своего обладателя от неминуемой гибели.
Представляя странные эти подарки, мне невольно думалось о бедности и богатстве тех людей, кто может дарить так искренне.  А потом  и сам добрый казак, любуясь дареньем своим и ради него заходя в церковь, после лихого набега на турецкий кордон или жаркой схватки  с польской шляхтой  на ничейной земле, безбрежного Дикого Поля. Что бы посмотрев на рубиновый перстень, со следами запекшейся крови, внутренне повторить: -"Эту ляшскую безделицу  я принес  и вот она лежит!"

Среди всего этого вызывающего раздумье великолепия, принесенного людьми знающими смерть и жизнь далеко не понаслышке, взгляд кроткой Божественной Девушки, был своим  вниманием  обращен к каждому, кто подходил к иконе. И её глаза, эти задумчивые глаза, смотрели на далекую судьбу мира, а может быть и на  собственно казачью  долю.
И сами собой возникали у старого казака  единственно нужные слова, когда ставил он свое бедствие  между собой и иконой, как приведенного насильно врага. И думалось  казаку: – "Благодарю тебя, Богородица,  Берегиня  Казацкая,  –  верую  Я в силу твою, прикрой меня надеждой  своею!" И виделось, притихшему казаку, сквозь золотой туман церковных свечей, как улыбнется Она ему любовью своею…

От раздумий меня отвлек спокойный голос: – Казаки, называли себя рыцарями ордена Пресвятой Богородицы и считали своей  покровительницей  – Деву Марию. А праздник Покрова Богородицы,  был главным праздником казацкой вольницы…
– Да , – улыбнулся я, – мы забываем, что дева Мария, – это Защитница, Покровительница,  Ходатаица, а  еще  Беригиня   от судьбы лютой и  от злой напасти!
Окинув,  благодарным взглядом икону, я обернулся.  Передо мной стоял высокий, строго – спокойный священник.
– Я настоятель этого храма, Отец Меркурий, – промолвил он, - вы не в обиде, что я нарушил ваш покой?
– Что вы, – улыбнулся я,  - это я невольно задержал вас своим присутствием…
– Нисколько, просто мне захотелось побеседовать с вами, а церковный сквер удобен для любых бесед... – улыбнулся священник.

– А и в самом деле, – продолжил он начатую беседу, –  кто может нам составить протекцию перед Богом, кроме Девы Марии?  Мы обычно, в трудную минуту ждем помощи  от друзей и знакомых, но если Бог не расположит сердца  наших друзей, то они нам и протежировать не станут.
Да, человек нуждается в покровительстве, в укреплении, в одобрении. Вспомните  песни Песней: – "Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего Возлюбленного?" Пустыня здесь, конечно  символ угрозы, опасности. И без помощи Возлюбленного, то есть Бога, нам не выйти из своей пустыни.
 Вот  задумайтесь! – продолжил священник, –  Божественные энергии наполняют, освящают и очищают весь Космос. Значит и воплощение Бога на земле имеет вселенское значение. А оно произошло через Деву Марию и задумываясь над этим, мы опять приходим к роли и значению Богородицы, к её вселенской роли! И в нашей жизни, и в нашей вере…


                ***


С тихой беседой, покинув храм, мы направились к полу – пустынной скамейке, одиноко стоявшей в тиши церковного сквера, в окружении вишневых деревьев, покрытых желтеющей листвой. Вот именно, полу – пустынной.  Так как стройный  силуэт сидевшей на ней девушки, увидев нас, уже лучился радостью и любовью.
– Как ты меня нашла? – спросил я Аленушку.
–Хороша я была бы, если б, умудрилась потерять тебя!  – рассмеялась Мой Ангел.
Отец Меркурий, с интересом прислушался к нашей беседой.
– Это мой …
– Нет, нет, не продолжайте! – улыбнулся священник, – Я все понял.  Это и для меня нечаянная радость, увидеть Ангела воплоти. Ведь Ангел,  это тоже Берегиня  и когда она рядом, это и есть счастье. Это как символ, как знамение.  Как знак божественного расположения.

А знаете,  – продолжил мой собеседник, – каждый человек является знаком, манифестацией своего внутреннего состояния. Человек своим поведением, выражением лица, словом, а значит и делом, показывает свое внутреннее состояние. Но мы то  знаем, что бывают различия и внешнего выражения, и внутреннего состояния.  Бывают, и вот тому пример: – человек внешне верующий,  а внутренне не верующий! Или так:  – человек, внешне выглядит неверующим, а на самом деле, внутренне все наоборот.
Вот поэтому и Христос нас предупреждает: -  не торопитесь судить человека по его словам и сиюминутным поступкам. А вот Апостол Павел, пишет, что  когда язычники,  не имеющие закона, по природе законное делают, то они этим и показывают, что дело закона, у них написано в сердцах…
Об этом свидетельствуют и их совесть, и их мысли. А мы, часто ли мы задумываемся, что мысль это внутренняя речь, а слово и поступки, а значит и дела наши -  внешняя! Следовательно - слова  и дела  являются знаками, символами, знамением.
Но знамение, это и способ донести до нас Божественное откровение, через внешние символы и понятия. Отсюда  вывод, чтобы стать причастным к вечности, переводя мысли и  чувства в знаки, мы их увековечиваем! Переводя от слова в дело. Вот поэтому и  рукописи не горят, как не горят запечатленные в вечности переживания и дела наши.
–А как же наше тело? – улыбнулась Аленушка.
 – Ну, это определенно не к вечности! – рассмеялся  священник.
– И тогда священник это проповедник вечности? – продолжила мысль Мой Ангел.
– По своей личности, священник  это обычный грешный человек, но по своему сану он знаменует собой величие Божественной миссии  порученной ему, – ответил Отче Меркурий, – и следует различать личность священника с её слабостями и сана служения.  Бывает разрыв между служением  и качеством личности, но это не освобождает от почтительного отношения и к сану, и к служению.

Да,  есть вопрос достоинства христианства и недостоинства христиан. Существует проблема достоинства сана и недостоинства его носителя. И это непосредственно связано с церковной обрядовостью. Люди часто выбирают священников согласно земной квалификации, в зависимости от своих мирских желаний,  совершенно не принимая во внимание Помазание Божие.
Вот задумайтесь, - продолжил Отец Меркурий, - если Батюшка, хороший человек, внешне приятен, с яркой индивидуальностью, харизмой  наконец, то прихожане  склонны чуть - ли не идеализировать такого священника. А что в итоге?  Приход превращается в социальный клуб по интересам, из него исчезает истинная благостность, а значит и  святость.
А служение переходит в категорию бессмысленных ритуалов. И, в результате, люди погибают духовно!    
Потому и  писано в Писании: - "Никакой сын чужой, не обрезанный сердцем, не должен входить в святилище Моё…" Ведь в чем истинная задача священника? Это пробуждение в человеке Божественной энергии, которую человек сможет использовать,  с помощью соответствующих мистических упражнений. И тогда, энергия превращаясь в прямой восходящий поток, проникает в тонкие физиологические центры мозга человека.  Открывая каналы, необходимые для непосредственного общения с Богом. И вот только после этого,  человек сам становиться священнослужителем, способным общаться с Господом!
Да, - задумался Отец Меркурий,-  два потока охватывают все многообразие изменений нашего мироздания. Один наверх, от животных начал, через человека и выше. Другой вниз, от человека, к животным началам и ниже.
А вот выбор правильного направления, зависит только от нас! И не надо при этом бояться трудностей! Пусть трудности покажут нам путь к совершенству... Начинайте с самого трудного и двигайтесь к тому, что попроще!
А знаете, – продолжил  Священник, – что самое трудное для нас? Это осознать свое место в этом мире. Нам надо осознанно понимать, что вокруг нас, повсюду находиться Божественное, в самых обычных вещах находиться!  И наша задача, почувствовать и уловить, осознать присутствие Бога, а также помочь другим увидеть его.  Ведь это так просто! Для этого  стоит лишь пробудить свои мысли и чувства, которые обычно дремлют под грузом каждодневных забот. А пробуждая их, мы обретаем свой путь, который каждому предстоит в свое время преодолеть. И начинается этот путь, с осмысления своих стремлений.
Знаете,  что это значит, осмысление? Ты еще не мудрый, еще не мыслящий!  И тут  давайте не путать человека думающего и мыслящего. Но, всегда,  ты уже творческий,  а значит и почти творящий!
Вспомните, как Лев Толстой, на пятидесятом году жизни написал свою  Исповедь?  Он считал, что только после этого прозрения  родился духовно! А ведь это и есть рождение  смысла жизни! Рождение той самой премудрости, которая наполняет смыслом всю нашу жизнь и дает ей цель. Это рождество Богородицы в нашей личной душе, а значит, мы сами в себе находим Берегиню от злой напасти. Вот и выходит, что каждая душа может стать Берегиней,   может быть Богородицей!
А что касается священства, то давайте не забывать:  – вся слава церкви, заключается не в золоте куполов, а во внутренней благодати и силе! Равно так же,  как и слава личности человека, тоже заключена не во внешних качествах, а в стремлении нашей души.  Ведь Бог, не действует помимо нашего сознания и нашего свободного решения. Он не действует потому, что мы не действуем!  Потому, что не действует наша воля…
Но когда, заходя в храм, с сознанием того, что то, что происходит на иконе, происходит в обрядовости, происходит и во мне, мы сразу же подключаемся сознанием к принятию и этого  изображения, и этой службы. А значит, мы вновь подпитываемся Божественными энергиями. 
Отец Меркурий задумался и после недолгого молчания, промолвил.
- За каждым из нас числятся грехи и заблуждения. Все мы совершаем ошибки… Отчего же это так? А как же ангел – хранитель? Почему попустил? 
После этих слов, он на мгновение,  обратил свой взор на Аленушку...
Мой Ангел, не стала прерывать священника, только легкая улыбка прикоснулась к её устам… Между тем, Отец Николай продолжил. 
- Когда человек  идет к трясине или пропасти, заткнув уши и закрыв глаза, – как ты ему поможешь? Кричать бы – так  уши его заткнуты…  Знаком показать опасность, – так глаза у него закрыты.
Да проще простого сказать, - пусть ангел за руку возьмет и остановит! Да Ангел и готов так делать! Он ищет твою руку, чтобы вести тебя! Вот только, есть ли рука такая у тебя? Ведь не за телесную же руку возьмет он тебя! Хотя и такое  бывает! Но, важней твоя душевная рука...
А душевная рука, это твоя деятельная сила, твоя энергия. Когда в душе твоей есть такая сила, то Ангел Господень непременно возьмет тебя за нее и поведет. А когда нет, – за что ему взять тебя?  А человек говорит, -  пусть  сам Ангел возбудит во мне желание спасения. Но ведь Ангел  это и делает! Прежде всего и усерднее всего.

А теперь, задумаемся: -  как может Ангел внушить нам, что либо доброе?  Когда нет внимания нашего! Да и как услышит такое внушение душа наша?  Когда в ней шум и смятение? Вот потому-то, зачастую, старания нашего Ангела-Хранителя и остаются бесплодными для нас.
Но если хочешь пользоваться ангельским руководством и содействием, - продолжил Отец Меркурий, кротким взором своим, вновь обратившись к Аленушке, – укроти свою внутреннюю беспорядочность, собери свое внимание внутрь и стань у сердца своего.
 Ангел Господень тотчас это заметит, подойдет и начнет влагать нам помыслы светлые… Ангел - Хранитель не только за руку возьмет, но на свои руки подымет, да не только поведет, а понесет по пути спасительному. Только и ты уж имей к нему постоянное умное и сердечное обращение!  И внимание храни!
Вот тогда он и станет учить тебя всему: - что, когда и как делать, и чего не делать! А когда нужно, то и внешнее знамение даст тебе!

Умение слушать Ангела, – улыбнулась Аленушка, в ответ на слова священника, - это прежде всего – умение благодарить… И вот, только тогда, когда ты научишься благодарить себя, жизнь, других людей… Когда ты наполнишь свое сердце теплом  благодарности, ты и услышишь своего Ангела!
Да, да, да! - продолжила Аленушка. - Благодарность – это не чувство,  это такое состояние,  когда чувства возникают на основе определенных мыслей, поэтому если человек не считает нужным испытывать чувство благодарности за что-либо, к кому-либо, то он и не будет его испытывать. А когда ты испытываешь благодарность к Творцу — это и будет голос Ангела, идущий  через  твое сердце!
 Ведь благодарность – это твое внутреннее пожелание добра, выражающееся через твои поступки. Но благодарность – это еще и состояние признательности за оказанное тебе добро, за заботу, за внимание! Это признательность за помощь.

Чувство благодарности, – продолжила Аленушка,  излучая доброту, каждым своим словом, - это способность видеть и признавать добро. Ведь способность благодарить – это способность замечать все хорошее, что окружает тебя!
 - Да, - согласился отец Меркурий, - благодарный человек – это счастливый человек.
Благодарный человек - это не аморфная масса, но он и не комок нервов. Благодарный человек, это поток энергии. Той энергии, которой ты сам и наполняешь себя!
Вот давайте задумаемся, если мы вкладываем во что-то энергию, мы, тем самым, ждем, что ожидаемое  осуществится!  Ведь так?  А раз так, то  и получается, что нам очень важно направлять свою энергию именно на то, чего мы хотим.

- Благодарность очень важна — продолжила Аленушка, - ведь она является энергетической вибрацией мысли. Благодаря ей, мы обретаем связь с источником этой энергии. А значит и с Творцом, её создателем. А проще говоря, с Богом…
И вот тогда, творческая сила внутри нас преобразует нас в тот образ, которому мы уделяем свое внимание. И наш  благодарный ум начинает концентрироваться на лучшем, следовательно, он обретает ключ, для получения лучшего.
 Когда благодарность становится образом жизни - успех, счастье и здоровье наполняют нашу  жизнь. А вот  испытывая  гнев, страх, грусть, ты теряешь чувство благодарности. А значит, теряешь и ключ к своему счастью.
 
- Да, улыбнулся Я, - внемля словам своего Ангела. - Благодарность – это готовность воспользоваться помощью, когда это необходимо! Благодарность, это желание  оказать помощь, когда это возможно.
- Благодарность, - продолжил Отец Меркурий, -  это умение делиться многим и радоваться малому. Мы редко задумываемся, что это сочетание двух различных слов: - БЛАГО и ДАРЮ. Произнося это словосочетание, мы делимся частью нашего блага, отвечаем добром на добро, отдавая добро в подарок.

- Очень жаль, что в наш суетный век, люди забывают об этом! – грустно улыбнулась Аленушка. – Произнося витиеватые фразы, даже тогда, когда пытаются высказать свою признательность.
А куда правильней, от души улыбнувшись человеку, просто сказать – БЛАГОДАРЮ. Тем самым отвечая  благом на благо, добром на добро!
- Тем более, - продолжил Отец Меркурий, - что зная истинное значение слов, можно и поблагодарить доброго человека и защититься от недоброго. Заряд энергии, заложенный в этом слове, подбодрит твоего друга и оградит от недруга. Ведь Благодарность несёт в этот мир только добро!

- Благодарить, значит  дарить благо,- улыбнулась Аленушка, - а как приятно вызвать в душе у собеседника  радостные ощущения! Только благодаря за то, что имеем,-  мы всегда получаем больше! Создавая вокруг себя островок счастья, облачко позитива…
- Тем более,- улыбнулся Отец Меркурий, - что Благодарность – это умение в каждом человеке, в каждой ситуации найти нечто позитивное.  Хотя бы приобретенный жизненный опыт.
Когда мы благодарим жизнь, даже за испытания, которые мы преодолели,  осознавая, при этом, что на нас снисходит благодать мудрости от этого испытания, сам акт благодарности превращает негативный опыт в положительный.
 Когда мы выражаем благодарность, мы привлекаем к себе людей и обстоятельства, за которые будем благодарны судьбе!

- Вот только не следует забывать, - улыбнулась Аленушка, - что нам следует постоянно развивать в себе умение благодарить. Ведь умение быть благодарным, это  отказ от самолюбования.  Это интерес к окружающему миру!  Это радость жизни!
Если критика и осуждение отнимает у нас энергию, то благодарность наполняет нас силой. Ведь благодарность – это теплое чувство!  И не  надо путать её с  желанием отвязаться от человека, наспех говоря слова признательности, порой, лишенные даже искорки искренности…

Искренне благодарить, - продолжила Аленушка, с радостью и любовью глядя в мои глаза, - это научиться  принимать все доброе, что приходит к тебе с чувством признательности и любви!

- Будучи в Киеве,- промолвил Отец Меркурий, -  я преклоняю колени перед  иконой  - София, Премудрости Божественная, Киевская. Где изображена Дева Мария с Младенцем в центре  и ведут к ней семь ступеней, семь столпов - которые выстроила Премудрость. Помните премудрости Соломона: - "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов..."
Но сегодня, благодаря нашей встрече, я смог приподняться на очередную ступень.  Смог  прикоснуться к одному из этих столпов!

 Подставив свое лицо, лучикам еще теплого, осеннего солнца,  Аленушка улыбнулась  своей лучезарной улыбкой, в ответ на  слова священника.
После чего, тихо промолвила: -  Благодарность и есть наша Берегиня.  Иного не дано...