Искупление

Евгения Евтушенко 2
Я росла  веселой и счастливой.  О том времени в памяти осталось ощущение солнечного  состояния души. Мне все нравилось, и  я очень нравилась самой себе.

Хорошо училась, было много друзей.  Будущее  виделось счастливым продолжением детства,  без туч и гроз. И даже  без облачков. После школы   легко  поступила в институт и сразу же родители вывезли меня отдохнуть на Черном море, в пансионат с красивым названием «Селена».

Там и случилось то, что вмиг изменило мое мнение о себе. Заставило задуматься о жизни и о смерти.

Плавала я плохо. Отец купил надувной матрац, думал, так будет безопасней. Лежа на нем, мне нравилось спокойно качаться на волнах.

В тот день море было ласковое, тихое, вода лениво плескалась у берега. Солнце пригревало. В своем  любимом желтом купальнике я с удовольствием лежала на матраце, и  предавалась мечтам, глядя в голубое небо. Было так тихо, так хорошо, что провалилась в сладостную дрему.

Тем временем матрац незаметно отнесло подальше в море, почти к буйкам.
 
Пробудил меня крик - «Помогите, тону!». Совсем рядом увидела белое от страха лицо какого-то мальчика. Он отчаянно барахтался в воде. Его голова то скрывалась в воде, то появлялась снова. Уже захлебываясь, звал о помощи.

Я испугалась. Ведь если мальчик  уцепится  за матрац, то перевернет его и тогда они потонут оба. До берега мне не доплыть.

Скрутил животный страх. Не  раздумывая, спасая себя, с силой оттолкнула матрац. Подальше от тонущего мальчика. Позади слышался слабеющий крик: «По-мо-г–и-и…».
Быстро, как только могла, добралась до берега.
 
Выбравшись на песок,  кинулась к отцу, со слезами на глазах  рассказала  ему о случившемся. Тот посмотрел в море, потом на вышку, где скучающий спасатель разглядывал море в бинокль. На море было спокойно.  Люди, как обычно, плескались в воде, не было никакой суеты. Отец еще раз вгляделся в сторону буйков, и сказал: «Тебе, видно, померещилось. Перегрелась на солнце.  Пойдем обедать».

Но есть я не могла. Всю трясло. Ушла в номер и там провалилась в  тяжелый сон.
Вечером прошел слух, что в море утонул местный парнишка. Кто-то видел на пляже женщину, которая с плачем бегала по берегу, кого-то звала. Кто-то говорил об организованных поисках. Но никого не нашли.

С этого времени что-то произошло со мной. Не могла ни спать, ни есть.  Перестала купаться в море. Казалось, что люди на пляже догадываются  обо всем. Всюду замечала  осуждающие меня взгляды. 

Ушла радость. Стала замкнутой, раздражительной, без причины плакала. Случившееся на море не выходило из головы. Снова и снова всплывала картина тонувшего мальчика, его глаза, мольба о помощи. И мое  поспешное, постыдное бегство от него. Не  находила себе оправдания.  До самого отъезда не покидало безотчетное чувство тревоги, внутреннего  беспокойства.

Вернулись в Москву раньше срока.

Родители так и не смогли успокоить меня. Просто старались не напоминать и не говорить о случившемся.

Учеба в институте на время отвлекала.  Но душевного покоя  не   наступало. Хотелось  одного   - стать хорошим врачом. Служить людям. Может, это поможет смягчить мою вину.

 А в семье начались беды.

 Отец затеял строительство дачи, но внезапно, прямо на стройке, умер от инфаркта.  Мать стала  болеть, мучило давление.  В доме поселилось ощущение  упадка, безнадежности и мрака. Не было слышно веселья, смеха.  Стояла непривычная тишина.
Я была уверена, что все беды – из-за меня.  Из-за того случая. Рада была бы забыть этот кошмар. Но  он сидел в моей голове и гвоздем рвал мне душу.

На последнем курсе  я  стала встречаться с Павлом. Привлекали в нем его серьезность, основательность и порядочность. Но любви к нему не испытывала. Мне вообще никто не нравился.
 
Когда он сделал предложение  – согласилась: надо же когда-то выходить замуж. Родила сына, но заботы о нем тяготили. Жила,   как в тумане.
 
Единственное, что было по-настоящему интересным, что помогало уйти от себя – это работа с больными.

Все хлопоты  по уходу за ребенком и домом, переложила на мать. Она же и готовила, и убиралась.

Семейная жизнь не складывалась. На душе продолжал висеть груз  тяжелой вины и  необъяснимой тревоги. Свободное время я предавалась мыслям, связанным с той ситуацией. Мысли эти заслоняли от меня семейную жизнь, навязчиво грызли меня. Муж не понимал меня и скоро мы расстались.
 
Как врач, я знала, что у меня затянувшееся  расстройство психики. Депрессия. Моя психика никак не может пережить полученный стресс. Как и все врачи, я не хотела лечиться. Жила без чувств, как механический робот.
 
Развод перенесла без особых переживаний. Мать расстроилась - плакала, жалела и меня,  и внука. Спасала только работа. Появились первые успехи, радовало, что могу помочь людям в беде. Я чувствовала, что должна хотя бы этим искупить свой грех.

В этих хлопотах не заметила, как  всерьез   заболела мать. Обратила на нее внимание, когда помочь было уже нельзя. Через месяц ее не стало. Ощутила свою вину и в смерти матери. Это только усилило ставший уже привычным душевный гнет. Не сомневалась, что случившееся - расплата за то давнее бегство от утопающего мальчика.

 Сына отдала в сад.  Заниматься ребенком, что-то читать ему, рассказывать - не было сил. Да и собой не занималась. Когда приходила забирать сына из сада, дети кричали ему: «Твоя бабушка пришла!»
 
Я  действительно стала выглядеть много старше своих лет. Всегда была в темной одежде, некрасивой, но удобной обуви  на низком каблуке, никогда не красилась. Своего одиночества не замечала. Все внимание отдавала больным.

Как-то, оставив сына дома, отправилась в поселок – надо было  навестить пациентку. Не доходя до ее  дома,  почувствовала что-то неладное. Вокруг бегали люди, что-то кричали,  тащили ведра воды.

Остановилась.  Увидела сначала дым, потом  горящий дом. Языки пламени уже лизали стены, окна. Над крышей клубился столб черного дыма. Люди боялись приблизиться к горящим стенам. Жар полыхал. Пламя уже подползало к входной двери. От этого ада хотелось  бежать...

По обрывкам разговоров поняла, что там осталась  маленькая девочка. Люся. Ее звали, но она не откликалась.  Никто не решался ринуться в полыхающий дом.
В памяти вдруг всплыло  полное отчаяния  лицо тонущего мальчика. Пронзила мысль: «Опять испугаюсь за себя?  Опять - только о себе? Надо спасти  девочку!»
 
 Подчиняясь какому-то внутреннему зову,  с силой толкнула уже занимавшуюся пламенем  дверь. Дым ел глаза.  Закричала: «Люся! Люся! Где ты?»  Никто не откликнулся. Только трещали горящие доски. Было все труднее дышать. Но мысль работала необыкновенно четко и быстро.

Я  хорошо знала расположение  комнат в этих домах – часто бывала здесь, навещая больных.  Сразу направилась  к чулану, с трудом пробралась туда  - девочка могла спрятаться только  там. Действительно, оттуда послышался глухой детский плач. От дыма кружилась голова. Упала и уже на коленях открыла дверь чулана. Вытащила девочку и из последних сил выбросила  ее  через  горящее  окно во двор.  Что было  дальше, не помнила.

Очнулась в больнице. Оказывается, вслед за мной в дом вбежал кто-то еще, и ее, уже потерявшую сознание, вытащили оттуда. У  меня  были обширные ожоги тела,  обожжено горло, но легкие не пострадали.

Узнав, что девочка осталась  жива, а сын - у соседки, я заплакала. Так сильно,  как  никогда.

А на душе стало легче. Я  преодолела себя, свой страх. Спасла девочку от верной гибели. Пусть это далось нелегко, и я  сама пострадала. Но сделала это. Смогла. Я - смогла.

Лечение было долгим и трудным. Выкарабкалась.  Помог не только молодой организм, но и страстное  желание выжить. Выжить, чтобы спасать людей - не из-за чувства вины, как раньше, а по зову  души.
 
Выписавшись из больницы,  с радостью обняла сына. Заметила, как  он подрос, как любит меня.  Тяжесть на душе таяла. Захотелось украсить квартиру, купить себе новое платье, сыну конструктор.
 
Я оживала. И не думала, что может быть  так легко и радостно.
Открылись глаза. Я увидела красоту окружающего мира,  почувствовала вкус к жизни. Стала  уважать себя. Преодолела себя, свой страх!

 Но вот опять – очередной удар. Тяжело заболел сын. Вновь вернулась мысль – видно, никогда мне не избавиться от мщения судьбы.  Беды не отпускают мой дом.
Кто-то из сотрудников  посоветовал  сходить в церковь, окрестить ребенка. Я  не считала себя верующей,  хотя, по словам  матери, знала,  что в детстве была крещена. Совету последовала.

Священник внимательно посмотрел на  меня, предложил сначала самой исповедоваться и причаститься. «Три дня попостись,  почитай молитвы и приходи ко мне».

На исповеди батюшка спросил: «Грешна ли?». Вздохнула, призналась: «Грешна, батюшка. И очень». Разрыдалась, рассказала о себе все. Говорила без утайки. Об утонувшем мальчике, об умерших родителях, о болезни сына. О том,  что, видимо, надо мной висит тяжелый рок, и виновата во всех бедах только сама. Умоляла помочь сохранить жизнь сына.

Рассказала и о пожаре. О  спасенной  девочке.
 
Священник внимательно выслушал. Перекрестил. «Успокойся, дитя  мое. Испытание тебе послано великое, но крест по силам твоим.  Покаяние  не  в  словах,  а в  делах человеческих.  Своим поступком, своим  искренним служением страждущим - ты искупила свой  грех. Живи на радость себе и людям. Твори добро,  и Бог не оставит тебя».

 *  *  *
Все в нас из детства. Оттуда и хорошее, и плохое. Оттуда и комплексы, кажущиеся порой неразрешимыми.

Освободиться от них самим, без посторонней помощи удается далеко не всегда.
Так и я маялась, пока случай не подарил мне   встречу со священником. Который на исповеди смог  снять пелену с моей страдающей души.
 
И тогда  я увидела свет. Познала радость жизни, подаренную  от рождения. И ту судьбу, которую заслужила.