О рабстве нашего времени

Игорь Холда
               
   Что же является рабством нашего времени? Много есть разных ответов на этот вопрос. Вот что говорит Лев Николаевич Толстой в своей работе, которая так и называется:
   « В чем же состоит рабство нашего времени? Что, какие силы порабощают одних людей другим? Если мы спросим у всех рабочих, как в России, так и в Европе и Америке, как на фабриках, так и на различных наемных должностях в городах и деревнях, что заставило людей избрать то положение, в котором они находятся, - все они скажут, что привело их к этому: или то, что у них нет земли, на которой они могли бы и желали бы жить и работать (это скажут все русские рабочие и очень многие из европейских); или то, что с них требуют подати, как прямые, так и косвенные, которые они не могут заплатить иначе, как работая чужую работу; или еще то, что удерживают их на фабриках соблазны более роскошных привычек, которые они усвоили и которым они могут удовлетворить, только продав свой труд и свою свободу.
   Два первые условия: недостаток земли и подати - как бы загоняют человека в подневольные условия, третье же условие - неудовлетворенные увеличенные потребности заманивают его в эти условия и удерживают в них»   Л.Н. Толстой «Рабство нашего времени», сборник публицистических работ,  Москва, «Советская Россия» 1985 г. стр. 390.
 
  Именно третье условие рабства о котором говорит Лев Николаевич и не позволило построить в Советском Союзе коммунизм, то есть общество, где « от каждого по способностям, каждому по потребностям».  Недостатка земли и тяжести  податей в СССР, в условиях социалистического общества не чувствовалось.  Земля принадлежала всему народу. В деревнях люди работали в колхозах и совхозах. У всех были  приусадебные участки, а в городах  желающие имели   по шесть соток земли, у некоторых было  даже больше, но в соответствии с законом. Налоги также были невелики и справедливы, причем разнились в зависимости от величины заработной платы и семейного положения.  Никому налоги при социализме проблем не создавали, были понятны и не были так запутаны и порой несправедливы, как сейчас.  А вот третье условие рабства существовать не переставало никогда и с решением экономических вопросов выходило на первый план.
   В одной из своих работ Лев Николаевич Толстой говорит примерно следующее.   Попробую  пересказать его мысль с использованием уже настоящих и, кстати, более понятных реалий.                Вот изобретает человечество велосипед и сначала он есть только у очень ограниченного «высшего» круга лиц, но люди начинают работать все больше и больше  и, наконец,  он появляется практически у каждого желающего.  Но к этому времени  уже появился автомобиль и люди работают больше и больше и стремятся, чтобы он был у каждого, то есть семь миллиардов людей, семь миллиардов автомобилей; изобретается радио и сначала его имеют также самые богатые на деньги и на власть, но все больше и больше начинают работать люди, разделение труда возрастает и вот, наконец, радио у всех, а к этому  времени появляется телевидение.  Мы, помню, ходили смотреть телевизор к соседям и это в СССР считалось нормальным, потом был куплен свой ( 1967 г.), а сейчас в каждой семье по два, по три таких прибора.  Да еще «про запас» лежат.   Что для этого требовалось, вы уже знаете. А вот истории уже совсем последних дней, проходящие по этим же схемам – сотовые телефоны, ноутбуки, «айпэды» и прочая и прочая.
    Кроме роста интенсивности человеческого труда, его неестественного разделения и специализации,  этот рост потребления  достигается также через страшное загрязнение окружающей среды, использование  уже где-то стремящихся к нулю, ресурсов планеты, т.е. их (ресурсов) сверхэксплуатацию. Встречал мнение, что если бы все люди нашей маленькой  планеты  потребляли бы столько же ее ресурсов, сколько потребляет средний житель штата Калифорния США, то запасов хватило бы всего лишь на два года. Все эти «достижения» уничтожают живую природу, ограничивают связь с ней человека, заставляют его жить все более и более неестественной жизнью.
   Вот эту непрекращающуюся, обусловленную какими-то низменными потребительскими интересами человека гонку Л.Н.Толстой, в частности,   назвал рабством нашего времени. 

 Не во всем и не всегда я согласен с выдающимся писателем. Так он говорит, о том, что построить социализм, то есть общество, в котором будет общественная собственность на средства производства – нереально. Что  невозможно все рассчитать. Однако, СССР существовал, и основная, подавляющая масса населения была счастлива и считала, что именно это и есть справедливое общество.  Кстати, враждебное отношение Запада  к России совсем не связано с тем, какой строй был на ее территории, реализовывались или нет там т.н. права человека.  Главное здесь вопросы геополитики, возможность использовать огромные по современным даже меркам ресурсы России в той потребительской гонке, о которой говорилось выше. 
      Согласно учению теоретиков коммунизма, для того, чтобы наступила чудесная пора, когда будет существовать правило « от каждого по способностям, а каждому по потребностям», то есть коммунизм, необходимо решить три задачи: во-первых  - построить материальную базу коммунизма, то есть чтобы всего было много и все что угодно производилось достаточно быстрыми темпами; во- вторых – должны появиться новые общественные отношения, когда каждый делает работу не по принуждению, а чисто сознательно, планово трудится, полностью реализуя в труде свои возможности, причем в идеале четко планируемые общественные отношения ему это отлично позволяют. И третье должен быть создан новый человек. Какое-то, по всей видимости, идеальное существо.
   И если по поводу первых двух каких-то вопросов особенных не возникает,  особенно сейчас,  то в отношении третьего условия, появления «нового человека» большие вопросы.
  Потребительская гонка набирает обороты, на очереди частные космические корабли. Если раньше система воспитания, политическая система Советского Союза вырабатывали  у человека хоть какие-то-то  самоограничения,  и хоть у некоторых людей, они  прививались, то сейчас потребительство приветствуется. Идеал человека нового времени, именно,- потребитель.
   Вот, например, легковые машины.  Как-то смотрел интервью одной бельгийской рядовой семьи. Мне очень понравился их ответ на вопрос: « А чьего производства у вас бытовая техника на кухне?» Ответ был: « Бельгийского, мы поддерживаем отечественного производителя». 
   Также мне нравится отношение американцев к своему отдыху. Они, как правило, проводят его на территории США, оставляя свои деньги в своей стране.
   Если США оказывают кому-то помощь, то часто условием помощи является, что она осуществляется через американские фирмы.
    Как все это на многих, считающих себя патриотами России не похоже. Когда я вижу георгиевскую ленточку на отечественной машине  мне это понятно и приятно, ну куда не шло на иномарке, произведенной на территории России, или на старой иномарке, которую купил человек от недостатка денег.
  Но когда я на «крутом» джипе вижу несколько георгиевских лент, мне и непонятно и неприятно. Как правило, такие машины покупаются на «мягко говоря» нечестно заработанные деньги. Нет, чтобы эти деньги, хотя бы в России оставить.  Они, эти деньги, т.о. передаются за рубеж, ими  поддерживаются не российские рабочие, а германские, японские  и прочие.  И почему этот человек считает себя патриотом России, непонятно.  Просто так модно. Просто он раб потребления, он не может позволить себе любить свою Родину и его хозяева, таким образом, находятся вне ее.
  Вспоминается, какой шум подняли английские газеты, когда лицо близкое к премьер-министру Великобритании стало ездить на немецкой «Ауди». А у нас и в России большинство чиновников на "иномарках" и все послы, консулы, дипломаты за рубежом. А зачем свое рекламировать?
   Чиновники в СССР ездили только на отечественных автомобилях.  В период распада СССР,  практически  все российские чиновники пересели на «крутые» иномарки.
  Много сейчас говорят о создании  отечественных автомобилей для вип-персон, но результатов не видно.  Почему «слуга народа» возит свое тело на очень дорогой машине, да еще иностранного производства непонятно. Сколько на это уходит народных денег. На кого он вообще фактически работает? Чей он раб? Однозначно не  своего народа. Согласно вышеприведенным утверждениям великого писателя, можно сказать, что его «хозяева» и вне пределов России.
  Я всегда покупал только отечественные машины.  Они прекрасного качества, и более дешевы в ремонте. И потом я оставляю деньги в России, передаю их своим согражданам.   Если бы я был немцем или японцем, то с гордостью, по возможности ездил бы на «Ауди» или «Тойоте». Также ездил бы на них спокойно, если бы проживал на каком-нибудь острове Чунга-Чанга не производящем свои автомобили.
   Но не хочу чувствовать себя дикарем, который продал бананы (нефть, газ) , а ему дали за них стеклянные бусы ( «иномарку») . Он вцепился в руль сделанный корейцем или немцем и «тащится».
Раньше «белый человек» привезет дикарям горсть цветного стекла, и вождь любого в рабство отдаст (самого крепкого в первую очередь – чтобы не мешал), а уж если «белый» ружье да патронов малость предложит, то половину племени отдать готов. В случае с иномарками, мы имеем типичное мышление туземца – возвеличивание  всего сделанного «белыми» (немцем, японцем, китайцем). Мы имеем потребительско-рабское сознание.
   Хозяева иномарок очень "высокого" мнения о себе,  считают свой народ, свою страну недостойными их. Обычно от таких слышишь: "Вот научатся делать, тогда посмотрю..." Они считают себя "птицами очень высокого полета".  Конечно же, их народ, их страна этих "птиц" недостойны. Им не понять бельгийцев, о которых я написал выше.
     Я отвлекся, специально показав, насколько глубоко сидит в людях то, что делает их рабами. Показал, где находятся хозяева данных рабов.
     Каждый человек волен сам, понемногу избавляться от этого рабства. Посмотрев историю, мы можем увидеть массу примеров этого. Например, многие христианские святые настолько ограничивали себя, что становились в данном отношении совершенно свободными людьми, но рабами… Божьими. Интересно, но узнав жизнь святого, у подавляющего числа людей возникает огромное уважение к нему, а также (по себе грешный сужу) ощущение отсутствия желания повторить его путь. Другое дело, путь тех великих светских людей, коим везде стоят памятники, которые жизнь свою проводили по мере возможности в развлечениях. Да, не каждому дано стать подлинным Рабом Божьим.   
  Это, конечно, крайний вариант, простому человеку всегда следует соблюдать категорию меры. Но без борьбы с тем, что называется потребительство, и на чем и держится современное общество, мы не сможем построить не только коммунизма, но даже хоть какое-то общество  с человеческим лицом. Кстати, оно, по всей видимости, учитывая категорию меры – где-то посередине между капитализмом и коммунизмом.
   Что стараются сейчас достигнуть те, кто претендует на звание  хозяев современного мира? Либерализма. Когда отдельный человек, когда того хочет хозяин, может наплевать на интересы любой социальной общности. Когда человек перестанет быть человеком, а станет этаким собранием прав и обязанностей, которое (собрание ) можно всегда повернуть в нужном направлении и использовать в своих интересах, сунув ему в рот очередную порцию жвачки. Пусть жует.  И двигается в заданном направлении.  Для этого, в частности, сгоняют людей с земли, собирают их в города, селят в «многоэтажки».  Часто, возникнув как «на дрожжах», очередная «многоэтажка»,  стоит наполовину, а то и более,  незаселенная.  Но видать дело прибыльное и  нужное.  «Многоэтажки» продолжают расти. Между прочим, если подумать, то они выполняют крайне важную функцию. Функцию «одемокрачивания». То есть превращения человека в «голос».
  Мне довелось жить в «двухэтажках», в «пятиэтажках», в «девятиэтажках». В домах с двумя и пятью этажами хорошо знаешь всех жителей подъезда. В «пятиэтажках» уже на другие подъезды это знание соседей распространяется гораздо слабее.
  А вот в «девятиэтажках», не говоря уже о более высоких домах,  связи между жильцами даже одного подъезда все слабее и слабее.
  Вспоминается утверждение психологов, что беседа может происходить, когда число собеседников не превышает шести человек. Далее связи между людьми как собеседниками, превращаются в иные –  в митинг, гвалт, собрание, обучение и прочее.
   С увеличением этажности рушатся то, что мы называем «общностями». Возможно в этом одна из их ("многоэтажек") «задач».
   Не останавливает очередных строителей и то, что у стоящих рядом домов очень мало свободной земли. На том месте, где строится очередное многоэтажное сооружение, мог бы быть хоккейный корт, как в старые советские времена, зеленый парк, стоянка для машин.
    Интересно посмотреть на это еще с одной точки зрения. В старые добрые времена, когда люди жили в деревнях, на человека приходилось помногу десятин земли. Сейчас, в современном городе не приходится и одной десятины. Город все более и более превращается в своеобразный «муравейник». Только в кавычках. Потому что один муравейник  способствует оздоровлению большой лесной территории, а современный город эти территории только загрязняет.
   Вообще должна в условиях города существовать норма площади на одного жителя. Она должна быть научно обоснованная и не должна нарушаться. И тогда, возможно, появятся парки, стадионы, достаточное количество стоянок для транспорта. И люди будут лучше, друг друга знать и, соответственно, будет идти процесс возрождения  того, что раньше называлось общиной.  Но для этого необходимо осознать потребительское рабство нашего времени, о котором говорится в данной статье.         
      
       Вернемся к нему. Неестественность потребления, распределения создаваемых благ  привела к тому, что сейчас земледельческим трудом занимаются менее 5 процентов населения Земли. По некоторым данным даже 2 процента. Трудятся и производят что-то около 10 процентов. Процентов около 45 – служащие, воины, ученые, работники искусства. И 40 процентов людей вообще практически ничего не делают. Это или самые богатые – собственники, или те, кто живет на всевозможные пенсии, пособия. Люди оторваны от земли, о чем много в свое время писал Лев Николаевич. То есть тех, кто в Советском Союзе формировал государственное  управление, а именно трудящихся на просторах планеты всего 12-15 процентов.  Все остальные просто получают векселя на производимую первой категорией  людей продукцию. Именно так выражался Лев Николаевич ТОлстой.
 Кроме того, во всем мире растет доля занятых в сфере услуг, то есть все больше и больше становится слуг. Рабство процветает.
  Надо всегда помнить о самой важной с моей точки зрения категории философии – категории меры. Меры своего потребления.  И заниматься трудом. Здоровым производительным. Как тут не вспомнить слова классика о том, что сесть за перо имеешь моральное право, только восемь часов походив за плугом. Конечно же всегда нужно помнить о «мере», то есть не обязательно «восемь» часов, но ходить за «плугом» надо. Надо избавиться от рабства нашего времени – от ничем не оправданного роста «объемов» потребления и заменить все это на естественное трудовое общение с природой не приносящее ни ей, ни нам вреда. Подумайте, а счастливы ли вы, имея роскошную иномарку и огромные усадьбы?
 Давно и правильно сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Ев. от Матфея 16,26).