Статуя Свободы

Нади Волер
                Из дремотного оцепенения, которое обычно наваливается при морских прогулках, меня бесцеремонно вывели толстые темнокожие дети, так же как и я приехавшие всем классом на экскурсию. Их воспитательница, такая же толстая и такая же темнокожая, честно, но абсолютно безрезультатно пыталась утихомирить свой шумный и непоседливый класс.

                В первую секунду меня охватила волна раздражения на всю эту, нарушающую общий спокойный настрой возню. Но уже через минуту, я была буквально очарована их детской непосредственностью. Только что побывав на экскурсии у статуи «Свободы», они возвращались перевозбужденные и переполненные впечатлений, в отличие от нас, вялых и разморенных взрослых.

                А день и впрямь выдался на удивление жаркий, душный, да к тому же еще и метеорологи угрожали дождем. Так что атмосферный столб давил с силой, не оставляющей места для какого-либо сопротивления. Но, толи карапузы этого не чувствовали, толи наоборот, это была их реакция на погоду, но они никак не унимались. При этом позитив от каждого упитанно младенца буквально хлестал во все стороны. И уже через пару минут я с пониманием улыбалась суетившейся возле них воспитательнице, теперь уже казавшейся мне симпатичной и милой.

                Но, начну с самого начала. Думаю, что все со мной согласятся, что просто немыслимо - быть в Нью-Йорке и не увидеть ее основной символ. Конечно же, я говорю о Статуе Свободы. Поэтому, несмотря на удушающую жару, я пристроилась к длинной очереди на паром, курсирующий между Манхэттеном и островом Свободы.

                Разместившийся неподалеку китаец с безутешно поникшими усами, безжалостно терзал струны какого-то национального инструмента. А одуревшие от жары и его заунывных мелодий туристы, дабы окончательно не впасть в послеполуденную скуку, развлекались тем, что время от времени наводили объективы фотоаппаратов на далёкий силуэт Статуи, пытаясь найти интересные позиции для «романтичных» кадров.

                Однако, пугающе длинная очередь двигалась на удивление быстро и, уже через 15 минут, пройдя «таможенный контроль» (как во всех международных аэропортах, с обязательной процедурой раздевания и пальпации) мы, наконец-то отправились на пароме к статуе «Свободы», расположенной на одноименном острове, примерно в 3х км от южного берега Манхэттена.

              «Дайте мне вашу усталость, вашу бедность и дышите свободно…» гласит надпись, выбитая у основания статуи. Гигантская женщина с факелом в одной руке и с декретом о независимости в другой, олицетворяющая собой все этические и моральные идеалы, неизменно встречает нескончаемые потоки эмигрантов, обещая им свободу и лучшую жизнь.

                Но невозможно не упомянуть один маленький, но весьма интересный нюанс. Как раз в то самое время, когда устанавливалась статуя и высекались эти простые, но невероятно мощные по силе психологического воздействия на всех «усталых» слова, вышла небольшая поправка в закон об эмиграции и эмигрантах. А именно, что Америка оставляет за собой право не принимать на своей территории нищих, больных, преступников и... китайцев. Но, как страна свободная, страна безграничных возможностей - определенно обладала данным правом выбора вполне - кому становиться матерью, а кому и нет.

                Надо сказать, что существуют многочисленные и не совсем однозначные версии по поводу самой идеи и непосредственной истории создания статуи. Но мы с вами «страницы истории» листать не станем, так как едва ли узнаем настоящую правду.  Поэтому, будем придерживаться общепринятой, красивой. Следуя которой -:«чистая и светлая идея вдохновила создателей этого грандиозного монумента». А в непростой период отмен крепостного права и острейшей необходимости свободы, идея этических и правовых начал, обличенных в физическую форму, оказалась как нельзя более необходимой и насущной.

                Но наш паром уже приближался к картинно вырисовывающемуся на фоне предгрозового неба берегу Манхэттена. Дети все не унимались. Я, еще раз посмотрела на туристов, старательно выбирающих лучшие позиции из серии «Я и статуя свободы»; на наглых жирных чаек, время от времени как бы случайно попадающих в кадр; и на саму статую, такую огромную и такую впечатляющую не только своими размерами, но и символами, которые призвана олицетворять. Красиво и величественно возвышалась она над островом, так же как и раньше, обещая обменять усталость и бедность на свободу и достаток. И, как и прежде маня все новых и новых эмигрантов. Всех без разбора – богатых и бедных, больных и здоровых, законопослушных и уклоняющихся, ну и конечно же... китайцев.