Петрус Кристус. Святой Элигий в мастерской

Алина Алексеева-Маркезин
 Святой Элигий , Петрус Кристус.1449,Метрополитен музей, Нью-Йорк

      Сегодня мы ближе познакомимся с одной из работ Петруса Кристуса   фламандского   художника, работавшего в  Брюгге  с  1444   года.Он был учеником Яна ван Эйка и помогал ему в последние годы жизни , доделал некоторые незавершенные им заказы. На стиль Кристуса помимо ван Эйка оказали влияние художники Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.
        Петрус унаследовал мастерскую Ван Эйка после его смерти в 1441 году и оказал значительное влияние на других мастеров брюггской школы.
Он оставил после себя много произведений, датированных с 1446 по 1457 и подписанных греческой аббревиатурой от имени Христа - XPI, которую он, по-видимому, использовал как сокращение своего имени. В этих работах ощущается сильное влияние стиля братьев ван Эйк, иногда прямо повторяются созданные ими композиции и мотивы.

 О Святом Элигии.   

      Св.Элигий, согласно его житию, был ювелиром в позднеантичное время, принял христианство, со временем выдвинулся в христианской церкви, стал епископом.Он был ювелиром,поэтому у католиков считается покровителем ювелиров,нумизматов,слесарей механиков и лошадей.Элигий умер 1 декабря 660 года. В 667 году мощи Элигия были помещены в кафедральном соборе Нуайона его преемником святым Момеленом.
  На всякий случай святого Элигия нужно знать,так как он связан с деньгами и достатком...

     Рассмотрим картину

  Перед нами  изображение ювелира в  лавке, за его занятием. Очень тоненький золотой нимб вокруг головы мало заметен и совершенно не бросается в глаза.

        Молодая пара зашла к ювелиру заказать обручальные кольца. Посмотрите, как роскошно написана золотая парча в одежде девушки, как красиво написан мех в одежде юноши-жениха, стоящего рядом с ней. Как великолепен развернутый натюрморт. С явным вкусом и увлечением художник во всех подробностях пишет все, что можно было тогда увидеть в лавке ювелира.

     Сверкающие, полированные серебрянные сосуды, шитый бисером кошелек, самоцветы в форме овалов, висящие бусы, броши со сверкающими камнями на черном бархате, обработанные, полированные куски хрусталя и какого-то самоцвета, веточки коралла, россыпь камней на черном бархате, сосуд с золотой крышкой, кольца, нанизанные на стержни. Петрус Кристус – один из самых красивых живописцев своего времени.

       Перед ювелиром стоят весы, лежат золотые монеты, разбросаны кольца. Прилавок выдается вперед, являясь одновременно витриной. Мы как бы стоим на улице перед лавкой, а в выпуклом зеркале видна улица и какая-то пара, проходящая мимо, как бы подходит к нам, предположительно стоящим по эту сторону пространства.

   Художник учитывает и игру зеркального отражения, которую впервые вводит в живопись Ян ван Эйк в«Портрете четы Арнольфини». Он черпает и оттуда, и отсюда, перерабатывая, переводя на свой, очень предметный  и очень специфический язык.

       Персонажи Петруса Кристуса,  очень медлительны, а их движения размеренны и основательны. Есть какая-то замечательная и подлинная поэзия в этом неторопливом повествовании, в этом намеренном, многократном перечислении, нанизывании деталей и в этой замедленности развития и построения самого сюжета.

http://maxpark.com/community/6782/content/2151008