Её глаза, как два тумана... Ф. Рокотов

Алина Алексеева-Маркезин
Ф. Рокотов.Портрет А.П.Струйской ,1772,Третьяковская галерея
     Очень интересным и необычным показался мне этот портрет.Изображена на нём приятная и обаятельная женщина.На ее лице и в глазах - печаль и гордость, хрупкая нежность и большое человеческое достоинство, смятенность души и нравственная чистота, душевная незащищенность.

  А глаза,они так и приковывают ваш взгляд и проникают в душу.Задумчивые, выразительные  чуть-чуть грустные, едва замечающие окружающее, а скорее, всматривающиеся куда-то вдаль, или внутрь себя, или в будущее.Счастлива ли она.?Ведь глаза-это зеркало души.
     Возможно лучше понять эту картину поможет это прекрасное стихотворение"Портрет",написанное уже в 20веке Николаем Заболоцким.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

    Портрет был написан по заказу Николая Струйского, мужа Александры Петровны. Одновременно Рокотов написал и портрет самого Николая Струйского.
       Предположительно, парные портреты были заказаны к свадьбе, и в таком случае Александре Струйской не больше 18 лет на портрете.
Рокотов на протяжении многих лет оставался другом семейства Струйских, а Николай Струйский был чуть ли не единственным почитателем таланта Рокотова, и самый первый собрал коллекцию его произведений.

Несколько слов о художнике.
   Фёдор Иванович Рокотов (1735?-1808гг)считается одним из лучших портретистов.Он писал портреты Павла Третьего,Екатерины Второй,графа Орлова,Демидова,Шувалова  и многих других. Жизнь его долгое время оставалась загадкой.Он не был женат,жил сначала в Петербурге,а потом в Москве.

         Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.

    Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Умер он в 1808 г в Москве.

О семье Струйских.

  Много противоречивых сведений и о  Николае Струйском. Увлекаясь живописью и литературой, занимаясь издательским делом, он все же оставался тираном в своем хозяйстве, для крепостных – самодуром.

   Существовал домашний тир Струйского, где крепостных крестьян заставляли бегать на ограниченном пространстве, в то время как хозяин стрелял из ружей и пистолетов, причем, отнюдь не холостыми пулями.
  Кроме этого, у Струйского была коллекция орудий пыток, старательно скопированная со средневековых орудий пыток. Иногда он устраивал суд над кем-то из своих крепостных и приговор был – “запытать насмерть” .

  Болезненно пристрастен был к юридическим упражнениям: делал сам своим крепостным допросы, судил их, ввел самые изощренные, изуверские пытки. Даже построил по собственному проекту тюрьму, где заключенных держали в цепях.Даже говорили,что он однажды проиграл свою жену соседскому помещику в карты.

   Но есть и другие мнения о жизни Струйских.Воспоминания современников:

        "Хозяйство не досаждало Александру Струйскую. Окружала  её атмосфера творчества и красоты. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, мечтая, взирать на окружающую красоту... А потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи.

          До наших дней дошла одна из книг Струйского — «Еротоиды. Анакреонтические оды». Все «оды» в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни — Александрой, любимой женой.

        В доме была прекрасная библиотека из авторов отечественных и заграничных, Струйский с молодости собирал ее и был тонким книжным ценителем, а затем к ним прибавились и роскошные книги, изданные в его собственной типографии.
Он считал себя себя поэтом,но никто не хотел печатать его стихи,тогда он построил в имении самую современную для тех времён типографию.
Одно из его стихотворений.

Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.
(«Элегия к Сапфире»)

   Но все современники очень тепло отзывались об Александре Струйской." Что  была личностью необыкновенной, полной противоположностью своему мужу. Все, кому пришлось с ней встречаться, были ею очарованы. Тверда была, доброжелательна и к людям относилась с большим вниманием. Разборчива была в знакомствах, верна истинным друзьям.
 
    Даже Наталья Огарева-Тучкова, жена А.И.Герцена, враждебно настроенная к семейству Струйских, отмечала ее ум, доброту и "любезные манеры".
Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.Она пережила его на 43года.

        А. П. Струйская была бабушкой поэта А.И.Полежаева — внебрачного ребенка ее сына Леонтия. Из всей семьи Струйских только у нее поэт находил ласку и заботу. До самой смерти, в 1838 году, Полежаев переписывался с Александрой Петровной и посылал ей свои стихи.

  Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась той прекрасной, в легкой дымке загадки и очарования, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова.

http://maxpark.com/community/6782/content/1420773