Врубель - продавайте скорей вашу капусту

Юрий Прокуратов
Я был бы в отчаянии, если б был признан Вами,
а я даже не представляю себе такого ужаса.
Ваше меня отрицание дает мне веру в себя.
                Врубель

ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1856, Омск - 1910, Петербург), художник, 1884 - 1889 работал  в  Киеве, участвовал  в  росписи  Кирилловской  церкви.

Фамилия Врубель — польского происхождения (польск. wr;bel — воробей)

Вдохновение - порыв страстный неопределенных желаний, - есть душевное состояние, доступное всем... Но [оно] все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника.
                М. Врубель

Г. Врубель дает «демона» и «демоническое» как проступающую в природе человечность, человекообразность. «Демон» у него не «пролетает над миром», а «выходит из мира». Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл. «Демоническое», в противоположность «ангельскому», простее человека, ниже человека. На выставке этого года он выглядывает из сирени, почти хочется сказать – «вытекает» из сирени», и завершает лицом человеческим минеральную громаду, являясь и сам каким-то одушевленным минералом…
                В.Розанов
 
В  живописи  Врубеля  отразились  упадочные  настроения  мелкобуржуазной   интеллигенции  конца  19  века. МСЭ ,1930

* * *
Срисовываешь, а не рисуешь
_____________________
Что вы пишете - это все в натуре гораздо лучше и совсем не нужно.
_____________________
Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях - не нарисуете...
_______________________
Продавайте скорей вашу капусту, а то, когда вас поймут, никто не купит.
_______________________
Нарисуй эту коробку спичек - не можешь и не нарисуешь. Ну где же нарисовать глаз женщины!
_____________________________
Нарисуй три пары женских рук, поднятых вверх и соединенных вместе, - и что, не можешь?..
_____________________
Ложно-классики - испуганные дураки
________________________
Каждый, кто пишет картины, думает, что он художник, - вздор.
________________
Художники - только венецианцы.
______________________
Серов про Врубеля: Михаил Александрович - красавец
                М. Врубель (записал Коровин)

Я не видал более образованного человека. Врубель был славянин чистой воды... поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции.               
- Ты этого никогда не поймешь, обратился ко мне Врубель. - Нет в вас этого. Вы все там - Репин, Серов и ты - просто каша. Да, нет утонченности.
________________
Серов про Врубеля: Михаил Александрович - красавец          _______________________
Когда я спросил Врубеля о Репине, он ответил, что это тоска - и живопись и мышление. 
                Константин Коровин

  В эти же последние месяцы 1904 года у нас неоднократно бывал М. А. Врубель. После двух лет длившегося кризиса умопомешательства он теперь стал снова нормальным…Беседуя с ним, трудно было себе представить, что этот человек, такой рассудительный, уравновешенный, столь заинтересованный и искусством и жизнью, такой очаровательный собеседник, совсем недавно был в полном смысле слова безумцем, лишенным контроля над собой, а временами даже одержимым буйными изъявлениями животных инстинктов. Но и от прежнего Врубеля этот выздоровевший Врубель тоже сильно отличался. Куда девалась его огненность, горячность, блеск его красноречия, его независимые протестующие мысли? Теперь Врубель стал тихим и каким-то покорным, но вследствие того и несравненно более милым, уютным, нежели прежде.

      Я несколько раз заходил к нему в ту небольшую, скромно обставленную и несколько темноватую квартиру…Тут Врубель работал. Но это уже не были прежние колоссальные затеи, требовавшие пространной и светлой мастерской. Он почти и не касался масляных красок, а довольствовался карандашом и акварелью. Странным показался мне выбор задач. Так, несколько рисунков воспроизводили выпуклые узоры на том пикейном одеяле, что покрывало его ноги, в другой серии он тоже карандашом старался передать блеск и переливы перламутровой раковины. Сделано это было с удивительным старанием и большим мастерством, а когда Врубель мне показал и начатую акварелью картину, изображавшую раковину с наядами, расположенными по ее краю, то я понял, что он извлек для себя ценного из такого, казалось бы, сухого изучения.

      Получился тот его шедевр, который, если я не ошибся, приобрел князь С. А. Щербатов и в котором действительно создана своего рода поэма моря. Тогда же Врубель был занят портретом жены, которую он представил среди березовой рощи. Эта картина, если и обладала известной странностью в самой затее, однако она ничем не выдавала того, что несчастный художник создал ее в перерыве между двумя кризисами безумия, из которых последний оказался беспощадным. Недуг овладел им окончательно и уже не покидал его до самой смерти — шесть лет после описываемого периода, шесть лет невыносимых нравственных и физических страданий.
                А. Бенуа