Рождение очерка

Алексей Кожевников 3
        В полевской городской  газете «Рабочая правда» № 9 за 4 марта 2015 г. я прочитал о проекте её редакции «В поисках героя», посвящённом 70-летию Великой Победы. И вспомнилась мне давняя работа над рукописью одного очерка.

        На мраморных плитах мемориала, открытого 9 Мая 1966 года перед 14-й школой, сначала было выбито около 330 имён тружеников Северского металлургического завода, погибших в годы Великой Отечественной войны. Среди них всего одно женское – Анны Никандровны Старостиной.
        В начале 1974 года мне захотелось узнать её фронтовую биографию. С чего начать?
        Инспекторы отдела кадров Северского трубного завода им. Ф.А. Меркулова нашли  и показали мне её учётную карточку. Из неё следовало, что Аня родилась 18 июня 1923 года, была комсомолкой, невоеннообязанной и имела профессию регистратора. Чтобы попасть на фронт, в ноябре 1941 года начала учиться на курсах шоферов и через полгода окончила их.
        Мне повезло – в отделе кадров тогда работали супруга Аниного старшего брата Александра - Зоя Карманова-Старостина и Роза Стрижова-Базарова. Они рассказали о том, как вместе с Аней обивали пороги военкомата, пытаясь добровольно попасть на фронт. Зоя помогла мне встретиться с Полей Тимофеевой, с которой Аню связывала давняя дружба. Ещё до войны они вместе закончили в северской 12-ой школе семь классов, затем четырёхмесячные  курсы земльно-технического учёта, вместе работали и в земельном отделе Северского поселкового Совета – отводили наделы и делали планировку под новые застройки.
        Зоя же познакомила меня со старшими сёстрами Ани - Евдокией и Марией и её братом Александром.
        Евдокия Никандровна вспомнила, как они с мамой Натальей Михайловной добились разрешения у Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова побывать в прифронтовой полосе на могиле Ани и её боевых товарищей в местечке Руцава Латвийской ССР, расположенном в 39 км от города Лиепая. Именно здесь 21 февраля 1945 года вражеские самолёты разбомбили не успевшую уйти с боевой позиции батарею капитана Алексея Палепы. В Руцаве оставшиеся в живых комендоры и похоронили тела одиннадцати своих погибших друзей.
        А ещё Евдокия Никандровна Старостина показала мне фотографии, свидетельствующие о пребывании 7 августа 1948 года в Латвии её матери Натальи Михайловны и матери Алексея Палепы при перезахоронении их останков из Руцавы в братскую могилу - в центральный парк города Лиепаи.
        Воспоминания женщин заполнили немало блокнотных страниц.
        Вероятно, сейчас с помощью интернета, эту поисковую работу можно было бы провести гораздо легче и быстрее. Однако, и тогда я уже знал, где и как продолжать поиск новых материалов о двадцатидвухлетней землячке.
        Сначала, не надеясь на ответы, отправил письма в Ленинградский Военно-Морской музей, в редакцию газеты и музей города Лиепаи, затем засел за чтение книг, рассказывающих о боях советских войск под Ленинградом и в Прибалтике (например, В.С. Локшин. К берегам Янтарного моря. Воениздат, 1969).
        17 апреля 1974 года получаю первую весточку - бандероль от заведующего отделом писем лиепайской газеты «Коммунист» Абрама Хаимовича Клейна с вложенными в неё экземплярами этого издания на русском и латышском языках и номер центральной газеты ЛатССР «Циня», опубликованный по - латышски.
        В одном номере «Коммуниста» - публикация А.Х. Клейном моего письма под названием «Урал помнит», в другом – его же отклик на письмо: «Железнодорожным артиллеристам» - со статьёй и фотоснимком памятника с именами героев-моряков, увековеченных на мемориальной доске, закреплённой на пирамиде.
        А потом из Лиепаи стали приходить документы и письма-воспоминания об Анне Старостиной от её "однополчан и друзей - комендора-наводчика, слесаря местного ГПТУ Николая Филипповича Кобец; боевой подруги-санинструктора Веры Александровны и Григория Семёновича Давиденко – командира её орудийного расчёта; подполковника в отставке Ивана Демьяновича Журавлёва; радистки из Свердловска Клавдии Ивановны Зуевой; сотрудника Ленинградского Центрального Военно-Морского Музея Григория Макаровича Яичникова – бывшего начальника политотдела бригады и  лиепайского музея боевой славы – Жанны Фёдоровны Поповой.
        Переписывался и с другими ветеранами Красносельской морской артиллерийской железнодорожной бригады Краснознамённого Балтийского флота – Александрой Михайловной Ляминой из г Асбест Свердловской области, супругами Ильёй Савичем и Натальей Моисеевной Бабьяк из г. Корсунь-Шевченко Украинской ССР.
        Переписка с А.Х.Клейном, Н.Ф Кобец и К. И. Зуевой продолжалась несколько лет. Их книги, копии заметок из бригадной газеты «Залп Родины», письменные и устные воспоминания, фотографии, магнитофонная лента с подлинной записью принятия присяги краснофлотцами, выступлениями при вручении бригаде Красного Знамени перед отправкой на фронт, другие свидетельства героизма моряков-комендоров, очень помогли мне в подготовке ёмкой рукописи к изданию одного из больших  моих очерков - «Невоеннообязанная».
        Он был опубликован в 1977 году в газете «Рабочая правда» под №№ 79, 90, 93, 98 (за 5 и 30 июля, 6 и 18 августа соответственно).
        Когда Клавдия Ивановна Зуева приехала к нам в Полевской, она сказала моей жене:
        - Мария Алексеевна, если бы я не знала, что Алексей Николаевич так молод, то подумала бы, что он воевал в нашей бригаде с первого дня её основания и до конца войны.
        Это было высшей оценкой моего многолетнего кропотливого труда!
        В 2001 году очерк включили во второй выпуск историко-краеведческого сборника «Полевской край», посвящённого полевчанам – участникам Второй мировой войны. А моё большое стихотворение об Анне Старостиной «Девушка-артиллерист» было напечатано в газете Приволжско-Уральского военного округа - «Уральские военные вести».
        Я до сих пор бережно храню толстую папку с названием «Невоеннообязанная». Кое-какие документы и фотографии из неё я передал в музей местной школы № 21, ставшими его экспонатами.
        Так же кропотливо и по несколько лет работалось мне и над другими большими рукописями будущих очерков, посвящённых землякам XVIII – XX веков.
                05.03.2015 г.

    Примечание

        В начале июля 1942 года эшелон с уральскими девушками, в числе которых была и Анна Старостина, покинул Свердловск и направился в сторону Ленинграда. В нём, в конце июля, девушка приняла присягу и была зачислена в штат сформированной в январе 1942 года 1-ой морской железнодорожной артиллерийской бригады Балтийского флота.
        Гвардии матрос зарядная Анна Старостина попала в батарею капитана А.А. Полепы, в орудийный расчёт Григория Давиденко.
        Бригада стала самым мощным артиллерийским соединением Краснознамённого Балтийского флота (КБФ). Одновременный залп всех её батарей обрушивал на врага 4950 кг смертоносного металла, а с учётом скорострельности она в одну минуту выпускала свыше 23 тонн снарядов.     Командовал ею генерал-майор И.Н. Дмитриев.
        Бригада состояла из четырёх дивизионов, вооружённых тяжёлыми дальнобойными орудиями, снятыми с боевых кораблей и установленными на одиннадцатиосные железнодорожные платформы. Дивизионы делились на батареи.
        Она защищала базы КБФ от прорыва подводных лодок, миноносцев, обеспечивала выход наших кораблей в море, вела бои вместе с кораблями и морской авиацией в прибрежных районах, защищала фланги советских войск от высадки десанта противника, участвовала в прорыве блокады Ленинграда и т. д.