О вкусах не спорят. Продолжение. Сад скульптур

Магда Кешишева
   Ground  for  Sculpture - Сад Скульптур в Нью - Джерси - уникальное по задумке и исполнению место. Расположен он в небольшом городке Гамильтон, в стороне от больших городов и автострад. Поэтому здесь нет случайных посетителей, сюда приезжают специально. А, приехав раз, непременно возвращаются: это - как читать интересную книгу с захватывающим сюжетом, которую невозможно закрыть где - то на середине.

   Сад основал Севард Джонсон, один из совладельцев фирмы "Джонсон и Джонсон". Было это в 1984 году. Севард - скульптор по образованию - задумал создать необычный сад под открытым небом. Уникальность сада в том, что скульптуры - "ожившие" картины известных художников, то есть созданы они по мотивам  хорошо знакомых картин абстракционистов, сюрреалистов, концептуалистов и импрессионистов.

   Что греха таить: картины по мотивам художников трёх первых школ нас поразили размерами, формами, цветовым решением. Но,  что касается содержания,  никак не могу сказать - "всё понятно". Другое дело импрессионисты! Тут всё знакомо и понятно. Прекрасны и некоторые работы современных скульпторов.

   Скульптуры выполнены из самых разных, порой неожиданных, материалов: дерева и гранита, камня, алюминия и стекла, морских кораллов и бронзы, базальта, известняка и мрамора, проволоки, нержавеющей стали, покрашенной во все мыслимые цвета. 
 
   Каждая скульптура, каждая скульптурная композиция так органично вписывается в окружающую природу, так гармонирует с ней, что заставляет каждую минуту удивляться и восхищаться. Сад похож на естественный лабиринт - узкие тропинки петляют между деревьями и кустами, неожиданно выводят на поляны и лужайки, к озёрам или реке, потаённым уголкам с резными скамейками. А, случается, там, за поворотом, - дверь, которую можно открыть, войти, закрыть дверь на ключ и остаться наедине со...  скульптурой.

   Но, кажется, вступление затянулось. Давайте подойдём ближе к скульптурам.
   Чудеса начинаются за 500 - 600 метров до сада. Моя дочка в саду скульптур была и раньше, но ничего не рассказала, чтобы  посмотреть, как я буду реагировать на увиденное. Едем спокойно, тут моя Яна говорит:
  - Посмотрите, какая красивая пара! Девушка симпатичная, парень тоже ничего себе.
  - Янушка, какая ещё пара?! Скорее бы доехать, жарко.
   Яна поехала медленнее, повернулись мы и видим - вытянув руку, парень указывает на что- то впереди, а девушка рядом пытается разглядеть это что -то. Только вглядевшись, поняли, что это скульптура:
  - Господи, как натурально! Ах, ты хитруша, специально не сказала?
  - Конечно. А теперь сами смотрите и удивляйтесь.

   Удивляться было чему. Девушка с длинной косой лезет на крышу 5-этажного дома. Если бы она не была нагая, её можно было бы принять за живую.
   Увидев молодого папу, который учит сына кататься на велосипеде, я не поверила, что это не живые люди.

   На перекрёстке улиц  -  мексиканская музыкальная группа в национальных костюмах - 2 музыканта и 3 танцующие пары.
   Метрах в 5-ти от них мужчина и женщина в дорожных костюмах, с чемоданом у ног нетерпеливо ждут машину.
   Моряк прощается с девушкой: молодые люди целуются у всех на глазах перед долгой разлукой.
   Красивый каскад, живой, настоящий, но на одной из плоскостей каскада, уютно подложив ладони под голову, лежит тонкая, нежная загорелая девушка.
   И всё это так мастерски сделано, в натуральную величину, что не веришь собственным глазам.
   Таких скульптур и композиций на подходе к саду 22. Они - как бы увертюра к основному действию.

   Наконец, проехав под цветочной аркой и оставив машину на стоянке, входим в сад. Первое, что видим - большое маковое поле и среди цветов стоит с зонтом в руке молодая женщина в белом платье. В нескольких шагах от неё играет мальчик лет пяти. Что мать и сын - скульптуры мы поняли. Но оказалось, что маки  тоже не живые. Вот это был шок! И всё вместе - "ожившая" картина Клода Моне "Прогулка".

   Дальше - больше. Полотна оживали, превращаясь в живые сцены, пейзажи. Скульптуры расставлены так, что заранее невозможно угадать, где будет очередная. Тропинка поворачивает и перед глазами - молодая пара за круглым столиком. И выдаёт их только старомодная одежда и странное угощение: почему - то перед девушкой на тарелке одна булочка, в вазе - несколько кусков хлеба и бокал всего один, в руках у кавалера.

   Очередной поворот вывел к озеру. На ровной глади озера качается лодка, ветер играет  её парусом. В лодке двое, а на берегу, в кустах, спрятался художник, рисующий парочку.
   В нескольких метрах от лодки - чёрное пиратское судно под чёрными парусами.
Из всего этого живое только озеро.

   У одного из многочисленных прудов самой разной формы, сидит нагая женщина и расчёсывает длинные волосы. Это - Эдгар Дега, "Женщина, расчёсывающая волосы".

   Рыбак в  брюках, заправленных в резиновые сапоги,  в видавшей виды шляпе закинул удочку в реку.  Только подойдя совсем близко и тронув его, стало ясно, что это скульптура.

  - О, Эдуард Мане, "Завтрак на траве"! - обрадовалась я, увидев сидящих на траве двух, с иголочки одетых джентльменов - художников, и нагую натурщицу.

   Моя маленькая внучка бежала впереди и, найдя новую скульптуру, громко звала нас. Вдруг слышим её заливистый смех и голос:
 - Ой, как смешно, тётя купается!
   Подходим и созерцаем в тени кустов молодую женщину в ванной, наполовину заполненной водой. Руки закинуты за голову, а одна нога кокетливо лежит на краю ванны. Смешно!

   Очень красиво смотрелась "Чёрная Мадонна" на круглой формы поляне  в кроваво - красном платье.

   И вдруг, огромный стеклянный куб  (со сторонами не менее 2-х метров), а внутри - совершенно несовместимые предметы, от детских игрушек до черепов. Немного жутко.

   Навстречу идёт темнокожий джентльмен с дипломатом, а в двух шагах стрижёт кусты красным секатором рабочий в серых брюках и голубой навыпуск рубахе.  Я кричу убежавшей вперёд внучке:
  - Динушка, остановись, или быстро пройди мимо дяди, он стрижет кусты, там пыльно!
   Она весело смеётся:
  - Бабуля, он не живой!

   А вот семья: папа с ребёнком на плечах, ребёнок тянет его за волосы, напротив стоит мама и все трое кричат.

   В моём альбоме для фотографий есть фото, которое шокирует каждого, кто его видит: на садовой скамье лежит мужчина (в сорочке и брюках); лицо мужчины прикрыто газетой - устал, одна нога вытянута, а вторая согнута в колене. Рядом сидит женщина в красном, откинувшаяся на спинку скамейки, опирается на согнутое колено мужчины и улыбается счастливой улыбкой. Женщина эта - я, мужчина, естественно - из камня.
   И так забавно смотреть на подругу или друга, которые, расширив глаза, удивлённо вопрошают: - " Господи, это ты?! И, кто этот джентльмен?!"

   Как прекрасны были танцовщицы  на косогоре в лёгких белых платьях!

   Девушка с пышными волосами качается на качелях, демонстрируя  пикантные подробности тела и туалета.

   Три  молодых джентльмена за круглым столиком, в тени деревьев, играют в карты. Одежда, внешность, бутылки на столе, пепельница с трубкой, тарелки с едой - всё чересчур натуральное. Я, конечно, к ним присела, а дочка сделала очередное фото.

   На берегу реки, на подстилке, лежит обнажённа молодая женщина. Рядом, в художественном беспорядке - одежда, обувь, чемоданчик с едой, сумочка.

   Понравились нам две скульптуры американки Керол Фурман.  Первая - парень и девушка на траве: он  лежит на спине, чуть спустились брюки, открыв резинку трусов, откинув левую руку в сторону, а девушка лежит на боку, положив голову любимому на правое плечо и руку, и он нежно правой рукой её обнимает. Рядом на траве - мобильный телефон. Ну совершенно живые влюблённые!

   Вторая скульптура - "Душ после работы" -  раздевалка, вешалка с одеждой девушки, часть душевой кабины, блондинка с перекинутыми на одно плечо волосами трёт поставленную на скамейку ногу.

   Красива нагая молодая женщина, в свободной позе отдыхающая среди кактусов и цветов и двое мужчин, спрятавшихся среди деревьев и наблюдающих за ней. Это - "Сновидение" импрессиониста Анри Руссо.

   Сидят на траве разомлевшие от жары быки, между кустами гуляет гордый павлин,а белые овечки щиплют траву...

   Было здесь и такое, что озадачивало. Например композиция из металла, напоминающая  - при известном напряжении воображения - дерево или цветок, оказывается, изображала Пегаса и героя - Белеефорта, убивающих огнедышащего монстра - Химеру. Долго мы смотрели, пытаясь увидеть хоть кого - то из трёх,но...

   На  небольшой поляне - чёрный мраморный столб  высотой около 3-х метров. На высоте около 2.5 метров, с противоположных сторон -  фигуры голых бритоголовых мужчин. Стоят они, опираясь ступнями на столб, параллельно земле, в одинаковой позе: правая рука опущена вдоль тела, а согнутая в локте левая лежит на правой. выше локтя.
   Как во всех подобных случаях, мы сперва пытались понять, что это может быть, а потом уже  читали табличку с названием. Напрасны были наши старания. А вы как думаете? Не мучайтесь, ничего не получится! Чтоб вы знали, это - "Родственники."

   Всего не перечесть и не посмотреть за один день. Ведь здесь 2070 скульптур, и коллекция ежегодно увеличивается.

   Самое интересное, что всё это можно потрогать и даже можно дополнить собой, что мы и делали: танцевали с танцующими, играли в карты с джентльменами, садились на траву  рядом с завтракающими художниками, удили рыбу и  гуляли с темнокожим джентльменом... Вы, без сомнения догадались, что это мы делали, чтобы иметь фото на память.

   А когда я, устав, села на скамейку отдохнуть, моя внучка крикнула:"Бабуля, долго не сиди, а то тебя примут за скульптуру!"

   День прошёл  интересно, насыщено и познавательно.  А как весело! Ведь мы неоднократно живых людей принимали за скульптуру и, наоборот, скульптуры - за живых людей. Покидая сад, я была уверена, что непременно вернусь сюда снова.

   Я прощаюсь с вами до следующей прогулки.

  P.S. На фото - Диночка рядом с каменной женщиной.