Гайдар, который всегда с нами

Леонид Бударин
Гайдар, который всегда с нами

Фамилия Гайдар у подавляющего большинства россиян ассоциируется с тем тотальным унижением, в которое нас опустили «Егор и его команда» в ельцинские девяностые. Знал бы классик детской литературы, какую лютую ненависть станет вызывать у внуков и правнуков выбранный им литературный псевдоним, писал бы под своей фамилией Голиков. Впрочем, и с этой фамилией можно натворить бед, что доказала, взявшись рулить здравоохранением, очень милая дама, в родстве с Аркадием Петровичем Голиковым не уличённая.

А.П. Голиков родился 22 (9-го по ст.ст.) января 1904 года в уездном городишке Льгов Курской губернии, но детство провёл в Арзамасе Нижегородской губернии. А отрочества его лишили революция и Гражданская война: в 14 лет вступил в Красную армию, в 15 стал командиром взвода, в 16 – командиром роты, а в 17 лет уже командовал полком. И умер не как положено именитому писателю – в постели в окружении скорбных родных и близких, а в бою, с первых дней Великой Отечественной войны добиваясь и добившись-таки отправки на фронт. Правда, не в качестве командира Красной Армии, а в качестве военного корреспондента.

Гайдаром Голиков стал в 1925 году, подписав так рассказ о Гражданской войне, напечатанный в пермской газете «Звезда» 7 ноября - в день годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Её романтическим идеалам Аркадий Гайдар остался верен до конца. Хотя послереволюционная действительность далеко не всегда этим идеалам соответствовала. Что угнетало писателя. «Тревожит меня мысль - зачем я так изоврался, - признавался он в 1939-м в письме другу – писателю Рувиму Фраерману. - Казалось, нет никаких причин, оправдывающих это постоянное и мучительное враньё, с которым я разговариваю с людьми... образовалась привычка врать от начала до конца, и борьба с этой привычкой у меня идёт упорная и тяжёлая, но победить я её не могу...
Иногда хожу совсем близко от правды, иногда - вот-вот - и весёлая, простая, она готова сорваться с языка, но как будто какой-то голос резко предостерегает меня - берегись! Не говори! А то пропадёшь!».

Многие, кто не поберёгся, пропали. Мандельштам, Бабель, Пильняк, Кольцов, Клюев… В 1938 году тучи сгустились и над головой Аркадия Гайдара: газета для детей «Пионерская правда» начала было печатать его повесть «Судьба барабанщика», но вдруг публикацию прекратила без объяснения причин. В разгар политических репрессий это было воспринято как первый звонок на посадку в поезд, следующий в ГУЛАГ. Тем более что там уже пребывала его бывшая жена Рахиль (Лия) Лазаревна Соломянская, осуждённая как жена врага народа – супруга своего вскоре расстрелянного второго мужа. Но 1 февраля 1939 года в газетах появился указ о награждении орденами большой группы советских писателей. Ордена «Знак Почёта» был удостоен и Аркадий Гайдар. А это уже было время, напоминающее наше, когда ничто сколь-нибудь существенное в стране не могло произойти без ведома и  согласия первого лица. Тогда таким лицом был Сталин. И Гайдар вновь стал рукопожатным и востребованным в редакциях и издательствах. Хотя здоровья, уже серьёзно подорванного ранениями и контузией, этот эпизод ему не прибавил.

Даже зная свою бывшую жену как «человека очень практичного и хитрого», Аркадий Петрович раздобыл служебный телефон тогдашнего всесильного наркома НКВД Ежова и, выпив для храбрости, позвонил ему в кабинет на Лубянке: «Ты чего мою Лийку посадил?». В начале 1940-го её выпустили. И она подтвердила свою практичность: стала сценаристом фильмов по произведениям Гайдара, а сыну фамилией избрала звонкий псевдоним давно ею обманутого мужа (Гайдар: «В 1931 году моя жена Р.Л. Соломянская во время моей отлучки с сыном вышла замуж за некоего Разина»). Такой кульбит позволил Тимуру Аркадьевичу, а затем и Егору Тимуровичу, евреям по израильским меркам, бодро шагать по иерархическим лестницам даже тогда, когда советские евреи зажимались властью, а американские евреи наказали СССР за это поправкой Джексона-Вэника.

Тимур Гайдар (1926-1999) стал адмиралом, будучи редактором военного отдела в главной газете СССР «Правде» – органе ЦК КПСС. Когда он – невысокий, полный, лысый - впервые пришёл на газетную планёрку в погонах контр-адмирала, главный редактор Афанасьев долго на него смотрел, а потом изрёк: «Да, Тимур, на контру ты похож. А вот на адмирала – нисколько!».

Егор Гайдар(1956-2009) в 24 года стал членом КПСС, в 31 год возглавил отдел экономической политики в главном теоретическом органе ЦК КПСС журнале «Коммунист». И не щадя живота своего боролся за идеалы коммунизма, пока не переродился в антикоммуниста. Что позволило ему в 36 лет стать самым молодым главой российского правительства. Ну чем не Мальчиш-Плохиш из сказки деда о Мальчише-Кибальчише в повести «Военная тайна»?

«Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего он не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу». А сам втихаря за «бочку варенья да целую корзину печенья» взорвал все военные припасы защитников страны трудящихся и тем обеспечил победу буржуинов.

Вот и Егор Гайдар «подтянул штаны и помчался вместе со всеми», а потом изнутри предательски взорвал великую страну. И в 1992 году в прямом радиоэфире заявил ничтоже сумняшеся: "Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильнее".

С тех пор миллионы россиян вымерли, но новой Швейцарией новая Россия не стала. Не дожил до пенсии и сам основатель российского «паразитарного капитализма». Его кончину бывший военный разведчик и экономист Виталий Шлыков объяснил так: «Как умный человек, Гайдар осознал с годами весь ужас содеянного и, как истинный русский интеллигент, спился и рано умер».

Разумеется, было бы несправедливо всю славу могильщика великой державы возлагать на Егора Тимуровича. Такой же кульбит совершили многие коммунистические вожди восьмидесятых-девяностых годов двадцатого столетия. Включая бывшего первого секретаря обкома и кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Бориса Ельцина и генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР Михаила Горбачёва. Который откровенно хвастался своим двуличием и предательством: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране». То, что не удалось сделать внешним врагам – низвести великую державу до уровня страны третьего мира и сырьевого придатка Запада и Востока, замечательно получилось у иуд конца ХХ века.

Проблемы с публикацией повести «Судьба барабанщика» возникли у Аркадия Гайдара потому, что в ней он коснулся вопроса о массовых репрессиях: герой повести остался сиротой, когда арестовали его отца. В первоначальном варианте повести отец подростка Сергея Щербачова угодил под фанфары из-за ложного доноса – широко тогда распространённой практики. Но это до смерти напугало редакторов. И в окончательном варианте старший Щербачов сел за растрату. Но и это заставляло дрожать цензоров, и от греха подальше набор рассыпали. Пока сверху не была получена отмашка на публикацию. Ох уж эти отмашки…

Кстати говоря, газета «Пионерская правда», испугавшаяся «Судьбы барабанщика», тогда выходила миллионными тиражами, поскольку воспитание и образование подрастающего поколения государство считало своей первейшей обязанностью и не крохоборствовало, как теперь, «оптимизируя» - то бишь умерщвляя - «нерентабельные» образовательные и оздоровительные учреждения. Чтобы сэкономленные деньги пустить на всякие-разные глянцевые мероприятия. Типа таскания олимпийского факела из угла в угол страны за миллионы рублей, на которые можно было построить не один десяток спортивных площадок для детей.

Когда в конце восьмидесятых и в девяностых годах прошлого века в России произошла великая капиталистическая революция и стало можно и модно топтать идеологическое наследие глупых дедов и отцов, крепко досталось и Аркадию Гайдару с его патриотическими произведениями. На которых выросло не одно поколение защитников Родины.

Наветы на великого детского писателя приказали долго жить. А созданному Гайдаром миру добрых людей предстоит жить долго.