Куда идешь

Петр Елагин
            Куда-то мы идем это точно – движемся, только неясно  куда? Направо, налево, вверх, вниз,  по кругу, в тартарары?..   Многие уверены, что вверх,  по дороге прогресса, который выведет нас к светлому будущему. А светлое будущее это общество потребления и если мы еще не достигли его вершин, то только потому, что плохо копируем Запад. Как только приблизимся к западным образцам, так и заживем как люди.

Но нельзя вслепую валить за теми, кто объявил себя спасителями человечества. Оглядеться не мешает, выяснить,  где находишься. Может быть, назад обернуться, удостовериться – не сбился ли с пути, с прямоезжей дороги, не заплутал ли по ложным ориентирам. Оглянуться есть куда, позади  тысячелетняя история государства российского, в которой было много всякого. Был среди прочего и такой, казалось бы малозначительный эпизод.

В октябре 1830 года Его Императорское Величество  Николай I пожаловал в Кострому. Государь не только припал к святыням  Ипатьевского монастыря, где укрывался от поляков в 1612 году родоначальник династии. Почтил он среди прочего своим посещением  и губернскую гимназию. Здание гимназии, было несообразно мало для двухсот гимназистов. В перемены они кишели в коридорах как саранча, классы были тесны для такой оравы учеников. Царь поглядел на гимназистов, толпившихся в узких проходах, зычно по-военному гаркнул: «Какой бравый народ!» и тут же повелел за неудобством помещения перевести гимназию в двухэтажное здание губернского правления, самое внушительное на ту пору в городе.

Скажу честно, не люблю я Николая I, да и как его любить? Гнобил Пушкина и Лермонтова, приблизил к себе такого подлеца и русофоба как  Нессельроде, который своим предательством довел Россию до Крымской катастрофы и много еще чего плохого за время своего царствия натворил. Не зря его прозвали Николай Палкин, вот только палка эта была о двух концах.

Можем ли мы сегодня  представить Генсека или Президента, указавшего выселить чиновников из хором Обкома или Областной Администрации, и поместившего на их место школу или университет? Да в ум такое не придет! Помыслить об этом невозможно!

А вот при Николае Палкине такое было. Тогда в гимназические учителя шли способные, с университетским образованием люди. И как не идти, когда, из всех чиновных поприщ, профессия учителя была наиболее оплачиваемой, да и «табель о рангах» шел своим чередом.

Царские гимназии имели хорошую репутацию благодаря подбору преподавателей, их основательности в изложении предметов, трудолюбии и выдержанности. Их неустанными заботами  создавалась особая атмосфера храма науки.

Сколько великих людей вышло из стен николаевских учебных заведений, сколько ученых, художников, поэтов, писателей, полководцев. Можно не перечислять, они всем известны  – это слава и гордость России. Они точно знали куда идут.
А куда идем мы?