Куда-то мы идем это точно – движемся, только неясно куда? Направо, налево, вверх, вниз, по кругу, в тартарары?.. Многие уверены, что вверх, по дороге прогресса, который выведет нас к светлому будущему. А светлое будущее это общество потребления и если мы еще не достигли его вершин, то только потому, что плохо копируем Запад. Как только приблизимся к западным образцам, так и заживем как люди.
Но нельзя вслепую валить за теми, кто объявил себя спасителями человечества. Оглядеться не мешает, выяснить, где находишься. Может быть, назад обернуться, удостовериться – не сбился ли с пути, с прямоезжей дороги, не заплутал ли по ложным ориентирам. Оглянуться есть куда, позади тысячелетняя история государства российского, в которой было много всякого. Был среди прочего и такой, казалось бы малозначительный эпизод.
В октябре 1830 года Его Императорское Величество Николай I пожаловал в Кострому. Государь не только припал к святыням Ипатьевского монастыря, где укрывался от поляков в 1612 году родоначальник династии. Почтил он среди прочего своим посещением и губернскую гимназию. Здание гимназии, было несообразно мало для двухсот гимназистов. В перемены они кишели в коридорах как саранча, классы были тесны для такой оравы учеников. Царь поглядел на гимназистов, толпившихся в узких проходах, зычно по-военному гаркнул: «Какой бравый народ!» и тут же повелел за неудобством помещения перевести гимназию в двухэтажное здание губернского правления, самое внушительное на ту пору в городе.
Скажу честно, не люблю я Николая I, да и как его любить? Гнобил Пушкина и Лермонтова, приблизил к себе такого подлеца и русофоба как Нессельроде, который своим предательством довел Россию до Крымской катастрофы и много еще чего плохого за время своего царствия натворил. Не зря его прозвали Николай Палкин, вот только палка эта была о двух концах.
Можем ли мы сегодня представить Генсека или Президента, указавшего выселить чиновников из хором Обкома или Областной Администрации, и поместившего на их место школу или университет? Да в ум такое не придет! Помыслить об этом невозможно!
А вот при Николае Палкине такое было. Тогда в гимназические учителя шли способные, с университетским образованием люди. И как не идти, когда, из всех чиновных поприщ, профессия учителя была наиболее оплачиваемой, да и «табель о рангах» шел своим чередом.
Царские гимназии имели хорошую репутацию благодаря подбору преподавателей, их основательности в изложении предметов, трудолюбии и выдержанности. Их неустанными заботами создавалась особая атмосфера храма науки.
Сколько великих людей вышло из стен николаевских учебных заведений, сколько ученых, художников, поэтов, писателей, полководцев. Можно не перечислять, они всем известны – это слава и гордость России. Они точно знали куда идут.
А куда идем мы?