Зима и весна ещё наравне,
Но весел уже грачей прилёт.
Темнеют проталинки в мёрзлой земле,
И тонких берёзок красив хоровод...
Каждый год, когда наступает весна, я стараюсь увидеть тот единственный день весны, который изображён на известной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Она потрясающая, не случайно великий знаток и ценитель изобразительного искусства, московский коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков, сразу же приобрёл её.
Пейзаж настолько знаком, рассматривая его, можно узнать до боли знакомые места, как будто художник писал где-то неподалёку. Кажется, и отыскать их не составит особого труда. Картина проста и незатейлива, но сколько души и тепла вложено в каждую деталь.
Используя художественные приёмы, автор делает её многоплановой. Зритель видит посеревшее покрывало подтаявшего снега, с птичьими следами, стайки грачей, на которых и задерживает своё внимание. Они первыми извещают о приходе весны в наших краях. Воздух звенит от птичьего гама, шума и суеты. Грачи заняты построением гнёзд, им предстоит высиживание птенцов, жизнь продолжается – и это здесь главное.
Место для гнёзд выбрано неслучайно. Тонкие берёзки, растущие на холме и отбросившие неровные тени, будто застыли в ожидании. Сейчас они обнажены и беззащитны, но совсем скоро зазеленеют и принарядятся. Сокодвижение уже началось, жизнью наполнились искривлённые стволы и обращённые к солнцу ветки.
Через осевший лёд, проступила и поднялась вода в пруду, подтопив ивовые кусты, растущие на берегу. Её толщи вполне достаточно, чтобы отразить серо-голубое небо с розоватыми рыхлыми облаками, напоминающими снежную вуаль.
Природа ещё спокойна. Она едва просыпается от первого весеннего тепла, а за дощатым забором, над которым возвышаются старая церквушка с облезлой крышей и колокольня, в окружении крестьянских изб, уже слышится крик петухов у двора. Там идёт своя размеренная жизнь: позади холодная зима, о ней напоминает лишь потемневший сугроб, освещённый нежными солнечными лучами.
Вдалеке расстилается пашня, с которой уже сошёл снег, появились проталины. Прогретая солнцем земля, ожила после долгой зимы, задышала, над ней появился тёплый пар и особый, ни с чем несравнимый, аромат весенней земли. Лёгкий ветерок, вырвавшись из укрытия, уже подхватил его и понёс далеко-далеко по нескончаемым просторам России-матушки.
Картина великого художника Алексея Константиновича Саврасова исполнена любви и нежности к своей стране, её природе, а потому любима и почитаема зрителями вот уже почти полтора века.