Клеймо или саркома власти

Ольга Ювко
   Тихий, морозный вечер. Иду пустынными улочками и радостно впитываю в себя все звуки, запахи и картинки родного села. Я здесь родился, вырос и отсюда же уехал во взрослую жизнь.
  Всю дорогу в электричке и рейсовом автобусе у нас с друзьями не прекращался спор. О чем? Да, о чем еще можно говорить в стране парализованной страшными событиями? Война! Никем официально не признанная, но тем не менее существующая. Как бы сама по себе. Потому как, ответственность за нее, никто не захотел взять. И вот по этому поводу  и был спор. Мнений куча, обвинений еще больше. Но все они сводились к одному - во всем виновато соседнее государство!
  И почему -то это меня и настораживало. Как можно делать однозначные выводы, если наше СМИ показывает одно, в интернете - совсем другое. А что там, где непосредственно идет война? Я не знаю. Не видел. Одному Богу, как говорится, известно. И как во всем этом разобраться? Чью сторону принять?
  Дошел до своего двора. И все мысли и переживания враз выскочили из моей головы. Дав место новым - теплым, детским, родным.
  Мой родной двор, родной дом! Тут прошло мое бесшабашное,сельское детство. Полное колоритного, незабываемого экстрима. Тут прошла моя, не менее интересная и самобытная юность. Тут и сейчас живут самые родные для меня люди.
  Надавил на ручку калитки, ступил на бетонную, припорошенную снегом дорожку и в груди теплом разлилось счастье: Дома!
  В темноте послышался звон цепи и тихое, радостное поскуливание, засвидетельствовало: Меня ждут! И помнят!
  Шагнул в темноту, четко разделенную пополам светом из окна. И с умилением позвал существо, которое не менее остальных, находящихся в доме, ждало меня, радовалось.
  - Найда?
  Черная, с рыжими подпалинами овчарка, резко вынырнув из темноты, прыгнула мне на грудь. И радостно заскулив, всячески изощряясь, старалась лизнуть. И как я не уворачивался, а Найде, как всегда это удалось. Прямо по носу прошлась, своим влажным, теплым языком.
  - Тьфу! Зараза! - беззлобно выругался я, вытирая нос от следов приветствия старого друга.
  Ну все. Ритуал приветствия исполнен, можно и в дом. Начало поцелуям положено, а там , за дверью ждет продолжение. И я не ошибся. Как только переступил порог, тут же подлетела мама и уже после Найды, но более добросовестно, прошлась по моему лицу. Оставив на нем не только следы поцелуев, но и жемчужины слез. Вот не поймешь этих женщин,горе - плачут, радость - тоже замочить надо. И как обычно:
  - А похудел -то как? А осунулся?
  - Да ладно, мам. Чего ты! Это ты просто давно меня не видела. - сумка с моего плеча, скользнула и с глухим стуком устроилась на полу, под вешалкой.
  И дед. Солидно дождался, пока мама облобызает меня всего, натискается. Подошел и сдержанно обнял. И только сила рук его, свидетельствовала о том, как сильно он скучал, как любит. А в глазах - повидавших уже, постаревших, блеснула скупая слеза.
  " Сдает дед!" - отчего -то подумалось мне. И мысль эта булавкой, кольнула в сердце.
  А мама уже хлопочет, тащит меня к столу. Праздничный ужин в честь " дорогого гостя". И чего тут только нет! Нет красной и черной икры.Семги тоже нет. В общем деликатесов  тут нет. А есть все то, что я люблю. Кому, как не маме знать, что сын ее любит. Вот жена моя, Лида, тоже хозяйка "не балуйся". И напечет, и нажарит, наварит - пальчики оближешь. Но "мамин борщ" - это что -то! Это ни в какое сравнение не идет. Тут не то что, пальчики оближешь, тут язык проглотишь, со всеми его вкусовыми рецепторами.
  И я купался, нежился во всей маминой заботе и ласке. Наслаждался неземными явствами сельского застолья. Внешне оставаясь сдержанно - веселым и солидно -взрослым. А внутри разомлев от изобилия внимания "до нельзя".
  Подняли с дедом граненые стаканчики с традиционным напитком, под гордым названием "самогон".
  - Ну,давай! За встречу! - дед опрокинул в себя содержимое и только крякнул от удовольствия. Я стараясь не отставать, тоже "хлопнул" и от крепости и специфического запаха, непроизвольно скривился и зажмурил глаза.
  - Ну и чего ты так скривился? - дед лукаво смотрит на мою физиономию. - Помниться на мое пятидесятилетие, ты, сидя под столом и допивая остатки не кривился. А "облизал" все бутылки, даже без закуски.
  И мы засмеялись, вспомнив мой первый " питейный" опыт. Вторую дед поднял и задумчиво глядя, сквозь чистую, как слеза, жидкость произнес: - За мир!
  И вот вроде нужное, хорошее пожелание, а вместо него в комнату зашла напряженная тишина. Тихо присела за стол, вырвалась вздохом боли из маминой груди и блеснула слезой у деда в глазу. Который сразу же, как бы между прочим, оправдался:
  - Крепкая, ядрен -батон!
  Все так же в тишине, наскоро закусили и вышли с дедом на крыльцо, покурить.
 И вот тут - то я уже не сдержался, что бы не спросить мнения самого "авторитетного" для меня человека:
  - Дед? А ты, что думаешь об этой войне?
  - Что я о ней думаю? - дед задумчиво затянулся и выпустив ядовито - густой дым самосада, закашлялся. Прочистив легкие, продолжил:
  - А что, сынок, о ней думать? - вздохнул - На одну я не попал - потому,что еще не родился. А вторая у меня сына забрала.
  Я понял о чем речь шла. На Великой Отечественной воевал мой прадед. А отец воевал в Афгане.
  - Почему же забрала, дед? Отец ведь живым вернулся?
  - Вернулся! - дед снова вздохнул.- Да только война, она и живых не отпускает! Принес он ее, домой привез в душе своей.
  И всплыли яркими пятнами, воспоминания об отце. Каким он был до Афгана, я не знал. Не было меня еще тогда. Мне он запомнился самым лучшим и самым страшным. Фрагменты воспоминаний были словно, о двух абсолютно похожих внешне и таких разных внутренне людях.
  Мой отец, несомненно был самый лучший. Его руки, я помнил очень хорошо. Они поддерживали меня, когда я учился ездить на велосипеде, катали на качели, помогали насаживать червяка на крючок удочки и конечно же подбрасывали в небо. Карие глаза, светились золотыми песчинками, доброты и радости. И черные, густые волосы с вплетенными белоснежными нитями седины. И еще запомнилось, как он подходил к маме, брал в свои ладони ее лицо и долго, нежно вглядывался в него, словно стараясь запомнить.
  Мама в такие моменты, обнимала его и спрашивала тревожно:
  - Что, Вася? Что - то болит?
  Но стоило отцу выпить хоть сто грамм, как сразу же всплывал тот, другой, страшный. Отец бегал по двору, глаза его становились безумными. Он кричал, бил кулаками в стены сарая, бился головой и... плакал,выл...
  Кричал глядя в небо,обращаясь к погибшим друзьям, словно они могли его услышать. Хватал за грудки, любого проходившего мимо нашего двора и кричал в самое лицо:
  - Ты? Ты знаешь, что такое война? Ты хоть раз видел человека, разорванного на части? Друга? Друга своего видел, с кишками намотанными на гусеницу танка? Ты глаза их видел?
  И в этот момент, каждый видел. Видел,какая она -война! Она смотрела из глаз отца. Ломала,словно судорогами его тело. Кричала его голосом и скалилась жуткой гримасой боли. Война жила в отце и умерла вместе с ним. Вот говорят: Афганский синдром, чеченский! Нет таких синдромов! Есть синдром войны! И он в каждом вернувшемся " оттуда",до конца дней его. Войну нельзя забыть! Ее можно лишь не начинать!
  Набегавшись и накричавшись, отец падал на землю и безудержно плакал, выл поднимая лицо к небу. От бессилия. Он хотел забыть, хотел жить так как все. И не мог. Страшные кадры, погибшие друзья! Война вырезала свой узор в душе отца. Поставила свое клеймо!

  Подходила мама, ласково уговаривая брала под руки и уводила его в дом. И я знал, завтра отец будет тем же. Самым лучшим. А сегодня... А сегодня, как говорил дед, ласково гладя меня по голове, своей тяжелой и заскорузлой от сельского труда рукой:
  - Не бойся Тимка! Не бойся! У отца приступ. Болеет он. Очень!
  И в глазах деда стояли слезы. И в моих... в моих глазах, тоже были слезы. Мне было жалко отца, хотелось вылечить его от страшных приступов. И я спрашивал деда:
  - Дед? А, дед? А как же его вылечить -то? Как помочь?
  Дед вздыхал и украдкой вытерев слезу отвечал:
  - Как? Как, Тимка? Да никак! Не лечится эта болезнь! Уж коль засядет в ком, дак сидит, пока не съест. Хуже рака!
  Дед был прав. Отец умер молодым еще. Съела его война. Изнутри съела!
  Все свое детство я мечтал стать врачом. Врачом -хирургом. Мне хотелось вырезать ту страшную боль, те страшные воспоминания, что мучили отца. И сжечь их. Сжечь, что бы и пепла не не осталось. Мечту свою я осуществил. Только отцу не помог. Не успел. Умер отец! А следом за ним ушла бабушка. Так и не пережив смерти единственного сына.
  Ядовитый дым самосада вернул меня из воспоминаний в реальность.
  - И все же, дед? - я затянулся своей импортной, как говорил дед, сигаретой. - Ты-то как оцениваешь обстановку в стране?
  - Что думаю? - дед тоже затянулся, окутывая себя сизым облаком - Дак ведь не политик я. И прожил почти всю свою трудовую и сознательную жизнь в Советском Союзе. И до сих пор не понимаю, зачем его развалили? Ленина вот во всем обвинили. Памятники разрушили. Можно подумать, он просил себе памятники ставить! А то забыли, что то, что удалось Ленину, не удавалось еще никому. Ни до него, ни после. Это ж подумать только... Пятнадцать разных народов,пятнадцать разных культур, языков, вероисповеданий - дед поднял руку с растопыренными пальцами - Собрать воедино - сжал руку в кулак - В одно мощное государство. Империю!
  Секунду посмотрел на свой кулак, а потом махнув рукой, продолжил:
  - А развалить? Это ума большого не надо! Это легче всего! Свободу нам подавай. От чего, свободу? И что мы с ней сделали со свободой -то этой? Олигархов развели? Или, как раньше бы сказали - капиталистов! И знаешь, сынок! Вот думается мне, оживи сейчас Ленина, поставь перед народом, дак ему даже текст менять не надо. То же скажет, что и тогда: "Землю - крестьянам! Заводы - рабочим! А вся власть - народу!" Вот и получается, по моему, от чего нас Ленин освобождал, к тому мы -то со своей свободой и пришли! А патриотизм наш, модный ныне? "Слава Украине", "Героям Слава"? Дак, сорочку каждый нацепить может, даже еврей! И кричать ума много не надо! А я так себе думаю, слава наша - в земле она! Страну свою подымай, налаживай сельское хозяйство, производство, промышленность. Вот где слава! Когда продукция миром цениться начнет, вот тогда и слава! Вот тогда с гордостью сказать можем: "Это наше - украинское!" А с голым задом, но в сорочке, кричать на весь мир:"Мы украинцы!" - это позор, сынок!
Оружие в руки взяли. Герои! Во славу Украины! Дак, опять же по моему, один есть герой - герой труда! В чем геройство -то? Людей убивать? Грех это!Патриотизм - он один может быть! Любовь в душе! К земле своей, к народу! А мы? Все в Европу метим! Зачем? Там лучше,говорят. Там стабильность! Дак, опять же. Я так думаю, им стабильность с неба не упала. Стремились они, значит, двигались к определенной цели, идее. Работали! А мы? У себя не получилось, айда к ним? А как же нация? Культура, язык? Сдается мне, разные мы! Вот говорят: Нынешнее поколение не захочет Советского Союза! Им Европу подавай! А я опять же так меркую, от безхозности это! То есть от отсутствия воспитания! Союз ведь как развалили и понеслось: бандитизм, рекет, челноки. И целое поколение росло бесхозным! Без моральных ценностей, идеи, веры! Что им страна наша дала? Ничего! Выживали мы все. Сами по себе. Кто, как мог. Вот и нет у нынешнего поколения сплоченности, целенаправленности. Куда нибудь, абы хорошо!
  Дед вздохнул: - Да много чего я еще думаю. Да думки мои, все невеселые. Кричим, обвиняем всех вокруг. А сами? Чего хотим? Зачем живем? Да мне -то сынок, что? Мне -то уже сколько осталось? А вам ведь жить! А как вы жить -то будете? Вот за это страшно! Теперь вот лучше ты, Тимка, скажи. Ты молодой, образованный. Как ты, страну свою видишь? С чем живешь? И как дальше жить -то думаешь?
  Я выкинул окурок в темноту, проследив траекторию полета красного огонька. Подтянул сползающую с плеча куртку и сказал:
  - Да ведь медик я, дед. Всю жизнь вижу сквозь призму медицины. Но, есть у меня свои соображения, на сей счет. Не знаю, поймешь ли?
  - А ты уж постарайся,- усмехнулся дед - Донеси, старому.
  - Понимаешь,дед...- я вытащил из пачки еще одну сигарету и задумчиво повертел ее в руках.
  - Видится мне, мое государство, огромным человеческим организмом. Пораженным раковой опухолью. Причем опухоль эта, в самом важном органе. В мозговом центре. Но самое интересное, знаешь что, дед? Самое интересное это то, что каждый человек рождается с раковыми клетками. Они присутствуют в каждом организме. И у одних со временем развиваются в раковую опухоль, а другие так и живут с ними до конца дней своих. В спящем режиме. И вот говорят: экология, питание провоцируют их рост. Так ведь вроде все одним воздухом дышим, одну воду пьем, по одной земле ходим. И питаемся, в принципе одними и теми же продуктами. Да, состав наших продуктов существенно отличается от того, что был десятка два лет назад.Но у человеческого организма есть такая черта, как приспособляемость. Как впрочем и у всех живых организмов. Клетки приспосабливаются, мутируют. Собственно говоря, так и происходит эволюция всего живого. Приспособляемость к среде и условиям. Срабатывает самый важный инстинкт: Выживание!
  Тогда напрашивается вопрос: отчего просыпаются раковые клетки? Почему начинают уничтожать организм, с гибелью которого погибают и сами? И вот тут у меня свои соображения. Внутренний, душевный настрой человека, будит клетки запрограммированные на уничтожение.
  Я к чему веду, дед? Если мозговой центр человека дает неправильные импульсы, сигналы - организм дает сбой. То есть, неправильные мысли, негативные чувства запускают механизм самоуничтожения. Понимаешь? - я вопросительно смотрю на деда, не принял бы за идиота.
  - Не совсем! Но продолжай. По ходу разберемся. Чувствую, соль в этом есть! - дед зябко передернул плечами и принялся крутить очередную самокрутку.
  - Ну, смотри. С развалом Советского Союза наш народ утратил привычный образ жизни. Механизм работающий, как часики, рассыпался в прах. И люди - клетки оказавшись в необычных для них условиях стали метаться с одной целью - выжить. Не выполнять, каждая свою функцию, а именно выжить. Несостоятельность клеток,оставшихся без контроля, то бишь, правильной организации, направленности действий, слаженной работы приводит к тому,что начинают расти раковые клетки. Причем расти они начинают в мозговом центре. То бишь, у власти. Причем заметь, дед,они были всегда. Раковые клетки есть всегда и в любом организме. И лишь оказавшись в благоприятных условиях, начинают расти. И рост их сопровождается тем, что всю жизненно важную энергию, все ресурсы, они тянут на себя. Сначала это не суть заметно, но со временем раковые клетки, окружают себя такими же - раковыми. Происходит перерождение клеток. Расход энергии возрастает. Организм слабеет, опухоль растет. Мозг, вроде функционирует, но импульсы, сигналы поступают неверные.
  - А наши иностранные кредиты? Это инъекции больному организму? - дед таки уловил ход моих мыслей.
  - Да, дед. Да. Только все эти инъекции продлевают агонию организма. Но ничего не дают для излечения. Для излечения надо удалить опухоль. Но мы до этого еще не дошли. Со временем опухоль разрастается до того, что дает метастазы. Метастазы - разносятся кровью по организму. И один Бог знает, где возникнет новый очаг. Вот наша война и есть метастаз раковой опухоли. Это реакция организма на болезнь.
  - А, как же? Вот,говорят, что в войне этой соседи виноваты? - дед смотрит с интересом.
  - Так ведь тяжело больной организм, может убить простая простуда. Иммунитет - то ослаблен. И цепляются вирусы по большей части, к ослабленному организму. Но ни одному врачу не придет в голову, написать в заключении о смерти больного на рак пациента:"Умер от ОРЗ". И ведь практически все больные ищут причины болезни извне. Опять же - экология, питание, стрессы! Упрямо отрицая причину болезни - неправильное мировоззрение, отсутствие гармонии и баланса в себе. Поверь мне, дед. За время своей врачебной практики, я пришел к одному выводу: Причина болезни, в самом больном! Можно сделать операцию - удалить опухоль! Можно назначить химиотерапию! Но в пятидесяти процентах болезнь возвращается. А вот случаи исцеления, когда пациент принимает ответственность за болезнь на себя, уникальны. Отказ от обвинений, ответственность за болезнь, пересмотр жизненных ценностей - запускает в человеке новую программу: Выжить!
  Только тогда, когда он четко знает, для чего он хочет жить! И как! Тогда включаются клетки - чистильщики. В принципе, каждая клетка может таковой стать. Нужен стимул! Вот тогда - то можно победить рак. Не только можно, именно так он побеждается. И изменение внутреннего, душевного состояния человека, дает гарантию того, что болезнь не вернется. Лечить нужно не болезнь, а ее причину! И останавливать надо не войну. А ликвидировать причины, приведшие к ней. А причины в мозговом центре! Не в соседях, не в людях - клетках. А именно в мозговом центре,подающем неправильные импульсы. И еще, каждая клетка должна четко выполнять свою функцию. Находиться на своем месте и четко исполнять свои обязанности. Тогда и победим свою болезнь. А поиск виноватых, обвинения и инъекции ничего не дадут. Рано или поздно организм погибнет сам и раковая опухоль в месте с ним.
  - Да, Тимка! Да тебе с твоей фантазией, только книжки писать! - дед усмехнулся - Хотя... И в твоих словах правда есть.
  - Нет, дед. - тут уже я не сдержал улыбки - Я же говорю, каждая клетка должна быть на своем месте и четко выполнять свою функцию. Книжки, пусть писатели пишут. У них фантазия побогаче. А моя функция лечить. Причем не только тело, но и душу. Ибо, как я уже говорил: Все внешнее отображает внутреннее!
 
  Замолчали. Задумались. Казалось, каждый о своем. Или нет. Об одном. Но каждый по своему.
  - А знаешь, Тимка? Я вот чего думаю - дед очнулся, вынырнул из своих мыслей.
  - Ты вот, как медик мыслишь. А я по - простому. Вот все эти кредиты наши? Неужто не видят люди, к чему ведет - то все это? Это ж например, возьми семью многодетную, но бестолковую. Вот, отцу кормить- одевать их всех надо? Надо! И идет он по соседям: Дайте, мол, в долг? Ну, у одних взял, у других. Скоро всему селу должен. А отдавать - то чем? Если сидят не работают? И соседи вроде из чистых побуждений дают, помочь хотят. Да только, медвежья это услуга. Ты, вот знаешь, как в Библии написано: В первый раз дай голодному рыбу. Во второй раз, тоже дай. А на третий, дай удочку и научи ловить рыбу.
  Соседям - то деньги не с неба небось падают. Они же налоги, взносы в государственную казну несут. В бюджет, в смысле. И могли бы потратить их с пользой, для своего государства. А вместо этого приучают нас попрошайничать. Нет, не правильно это! И сказать, что дети в этой семье виноваты, не скажешь! И отец, вроде не виноват, для детей просит! Я так думаю, образ жизни им менять надо. Знать, опять же, как и для чего работать. А то вот, мы уже набрали кредитов по всему миру, а отдавать чем? Дефолт, вот говорят, над головой нашей висит. Ну, объявят дефолт, и что же? С молотка пойдет все, чем Бог Украину одарил? А сами? А сами выходит, безрукие и безголовые? По миру пойдем? Вот, тебе Тимка и "слава" и "гордость" и "патриотизм" наш!
  - Так ведь, люди - то наши не сидят, работают.
  - Работают - соглашается дед.
  - Да только, как ты правильно сказал, каждый сам за себя. Это ж ежели, после голода нашего , да после войны , наши отцы - деды, каждый сам на себя работали бы да на кредиты надеялись, то не подняли бы они государство такое. Ан нет, вишь, рвали жилы - то свои, старались. И добились таки стабильности. Не сразу, конечно. Да, все и сразу - это теперь модно. А подумали бы, где ему взяться? Всему и сразу? Опять же, и у власти были люди, которые направлять умели.  Видели дальше своего носа. А сейчас чего? Сидят, да о себе думают. А народу так, абы рот заткнуть выплатами да пенсиями. Вот и выходит, права народная мудрость: Каждый народ - достоин своего правителя!
  - И что ты предлагаешь, дед? - мне стало интересно, как он разрулит ситуацию в стране.
  - Что предлагаю? Вот одни говорят, оружие против их же и повернуть. Дак, ведь живые же люди, хоть и падлюки! Другие говорят, в эшелон их и на Соловки. А я так скажу: Раскулачить! Как, когда - то! Деньги все ихние забрать и в народ отпустить! Пущай поживут, так как мы!Может, дойдет чего, в их бестолковки - то.
  - А кого же ты, дед, на их месте видишь?
  - Вот тут - то, Тимка, и загвоздочка выходит. Никого не вижу! Ну нет среди власть имущих мужей наших, достойного лидера. Может и есть в стране нашей, люди мыслящие и знающие, да только к рычагам власти их на пушечный выстрел не подпустят. Не дай Боже, кормушку перекроют! И выходит, Тимка, замкнутый круг. Революцию бы надо!
  Дед вздохнул... А я не знал,как озвучить основную цель своего приезда. Крутился, крутился да и выпалил:
  - Я...Это... Я, дед... Знаешь, чего приехал? Попрощаться, я приехал. Повестка мне пришла.
  Дед повернул ко мне,свое исколотое седой щетиной лицо:
  - И ты? И тебя, значит не минуло? - помолчал - И что же? Сможешь убить -то? - смотрит прямо в глаза.
  Я положил руку ему на плечо:
  - Нет, дед! Нет! Не возьму я оружие! Я медик. Я спасать еду. Всех. Кого на операционный стол положат. Я вот только, дед, не знаю, как маме сказать?
  - А чего мне говорить? - голос сзади. Мама, тихонько подошла и слушала наши с дедом философские излияния. Как долго? Я не знал.
  - Я и так все поняла - продолжает облокотившись об дверной косяк.
  - Как? - спрашиваю, что бы хоть что - то спросить.
  - Так ведь я же телевизор смотрю. И о четвертой мобилизации слышала.
  Вот ведь как. Я тут кручусь, нервничаю, а она, как всегда, все знает. Вот ведь, сердце материнское! Самый лучший предсказатель! Все знает, все чувствует!
  - Мам... Ты это.. - я встал, обнял маму за худощавые плечи: "Какая же она маленькая стала. Или это я, вырос."
  - Ты не переживай...- смотрю в серые глаза, с лучиками - морщинками,разбегающимися к вискам. - Все будет хорошо.
  - Я знаю,сынок - смотрит внимательно, как когда -то на отца. А тревога играет бликами на лице.
  - Я знаю! От судьбы не убежишь - вздыхает - Она, где хочешь найдет. И все по своему переиграет!