Рафаэль. Донна Велата-эталон женской красоты

Алина Алексеева-Маркезин
    Портрет дамы под покрывалом, или Донна Велата. Рафаэль. 1516 г. Флоренция, галерея Питти.

  Это один из самых известных женских портретов Рафаэля. «Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Она — редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты.Так все представляют этот портрет.
            Присмотримся к женщине на портрете.

     С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, ее одухотворенное лицо дышит покоем. Чувствуется любовь и нежность художника. Возможно, что Рафаэль показал свой идеал женской красоты .

     Лицо её спокойно, взгляд устремлён вдаль,на губах еле заметная улыбка, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера».В Картине художник использовал белый тон платья, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа женщины.
       Обратите внимание ,как красиво написаны складки одежды,какие нежные и неброские цвета подобрал художник.Всё это только подчёркивает красоту женщины на портрете внешнюю и духовную. От этого портрета веет настоящим покоем .

Предыстория написания картины.

      Во время написания картины Рафаэлю было 32 года,но он уже состоялся,как художник. Большинсто исследователей пришло к выводу , что на этой картине
 изображена Форнарина –  легендарная возлюбленная Рафаэля. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из  квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino - булочник) определил её прозвище – Форнарина.
   
    Много интересных историй рассказано об этой загадочной женщине.Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии.

     Согласно одной из версий Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески  «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели.
        Это было начало романа 30-ти  летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей  -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить с такой красотой?»

           Историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую Рафаэль любил до самой смерти». Но вокруг этой любви очень много споров и предположений.
    Сам Рафаэль говорил , что все его живописные портреты идеальной женской красоты ,написаны из  жизненных впечатлений.Это один обобщённый устойчивый женский образ.
     Исследователи творчества художника Рафаэля и историки живописи эпохи Возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».