Севастопольский вальс

Олег Ольгин
Порыв  весеннего ветерка коснулся лица. Легкий бриз, как ни странно, согрел меня.  Тихие  волны, лизали прибрежные камни. Вот именно, лизали.  Как будто бы зализывая раны… не так как раньше. Раньше, а что было раньше?
Хотя, о раньше потом, а сейчас: -  весенний Севастополь дышал вечерним покоем. Покоем мудрого, усталого города.  Города, который увидев хоть раз, не возможно не полюбить…
Я вспомнил нашу первую встречу, это было давно, очень давно.
 Впервые я увидел Графскую пристань десятилетним мальчиком. Увидел, нет, не только увидел, но и почувствовал, тишину летних улочек! Улыбчивое спокойствие севастопольцев... да - да, именно так, Севастопольцев, а не севастопольчан!  Даже тогда в этот город нельзя было не влюбиться…  Хотя, все начиналось очень  просто, это  была летняя поездка с родителями к морю.  Да нет, эта была не просто поездка, эта была встреча, нежданная, но любимая. Встреча с платанами Приморского бульвара, с суровой красотой Памятника погибшим кораблям, с мраморными ступенями Графской пристани. 
Потом было много встреч и расставаний,  взрослел я, менялся город. Я приезжал сюда праздным туристам, приезжал по служебным делам, а потом, просто приезжал, потому, что не мог не приехать...

В памяти всплыл июльский вечер, не такой уж и давний... Фиолетовое мерцание ласкового моря, веселый говор людей. А на набережной играет джаз – банд… Хотя нет, все ни так! Сначала слова песни:- «... моя бабушка курит трубку, моя бабушка курит табак!»  А рядом с уличными музыкантами толпа зрителей.. Я подошел поближе.
 Аленушка недовольно возмутилась: - Как всегда! Он развлекается, а я за ним сумки носи! Я взял из её рук спортивную сумку и перебросил на свое плечо...
- Теперь полный порядок?
-  Да, уж... - примирительно согласилась она.
Я протиснулся к музыкантам.
- С праздником! – улыбнулся дирижер.
- И вас ребята!Сами то откуда?
- Да тут солянка. Я из Москвы!
- Значит земляки, - рассмеялся я, доставая из сумки бутылку муската.
Дирижер на секунду замялся, -  Вообще то мы на работе... Хотя,  сегодня же праздник... а как открыть?
- Держи, - усмехнулась Аленушка,  - протягивая штопор.
Еще минута и бутылка пошла по рукам...
- Ну вот...-  улыбнулся Ударник, - а теперь, мелодия под заказ!
- А можно я , - раздался голос, за моей спиной.
- Господа! - обратился  саксофонист к публике...  к вашим услугам новый исполнитель! - протягивая случайному гостью свой саксофон.
Молодой  лейтенант, в форме ВМФ Украины, - бережно взял инструмент. Погладив сверкающую медь, он поднес мундштук к  губам, и первые звуки, нарушили случайную тишину…  К голосу саксофона присоединились струны гитары... отозвалась мандолина.  Им вторила мелодичная дробь барабанных палочек, и вскоре вся набережная наполнилась мелодией попурри Дюка Элингтона...
Мелодия стихла так же неожиданно, как и возникла. Нет, она не стихла, а переросла в аплодисменты, и здесь, на ступеньках пристани, и дольше, за бордюрами парапета... - Ура музыкантам, слава Севастополю! Музыкант вновь поднес  мундштук саксофона к губам. Мелодия Севастопольского вальса поплыла над притихшей толпой. А ласковое море весело плескалась у наших ног...
- Давай присядем у кромки прибоя! - раздался Аленушкин голосок, - а то самое интересное пропустим... Я не стал спорить, и последовал вслед за ней. Как только мы присели на теплые ступени, она нетерпеливо промолвила, - Ну, вот, а теперь раскрывай свою сумку… - При этом она небрежно щелкнула пальцами и в её руке оказались два хрустальных бокала.
Как только  бокалы наполнились янтарным мускатом, набережная затихла, затих говор толпы, стихли порывы ветра и только строгие силуэты кораблей на рейде, едва угадывались в сумерках ночного неба...
Наступившую тишину, нарушил одинокий залп флагмана.  Ему ответили красноватые вспышки кораблей эскадры.  И вскоре все небо наполнилось вспышками фейерверка праздничного салюта...
А набережная проснулась!-  ...легендарный Севастополь…! Ура флоту! Слава черноморцам!

Да, как недавно это было! А в памяти всплыл совсем другой летний вечер...
Крыши Монмартра... беззаботные лица туристов...  И веранда летнего кафе.  Я подошел к одному из столиков. Свободное кресло, а рядом пожилая супружеская пара в неспешной беседе… 
- Permettez - moide ?  - спросил я.
 Кивок в знак согласия, был мне ответом...
 Как давно это было, мне лет двадцать пять.  Первая самостоятельная поездка за границу…
К столику подошел гарсон. Я, открыв карту вин, показал ему на мартини и мороженное. Он, понимающе кивнув, удалился.
- Вы из России, - улыбнулась пожилая дама.
- Из Союза, - ответил я переходя на родной язык.
- Об этом не трудно догадаться по вашему акценту, - улыбнулась она.
- Ну, да, - рассмеялся я, - скорее по отсутствию такового…
- Давно в Париже?
 - Только приехал…
- Как Россия, вернее Союз…- вступил в беседу мужчина. И не дав мне ответить, продолжил, - а родом откуда?
- Украина. - улыбнулся я.
- Украина... - задумчиво повторил мужчина, - как Киев? В этом году отмечали 1500 летие?
- Я был в Киеве весной, Крещатик в каштанах...
- Крещатик... – повторил мужчина, после чего потянулся к своему бокалу... Рука дрогнула, опрокинутый фужер упал на стол.  Шабли растекалось по скатерти...
- Не сердитесь на нас, - виновато улыбнулась женщина, он родился на Подоле...
Подошедший официант, быстрым движением прикрыл салфеткой разлившееся вино.  По морщинистому лицу мужчины текла одинокая слеза. Женщина прикоснулась своей рукой к руке  мужчины, вторая рука прижала чисто – белый платок к его щеке...

Холодный удар морского ветра прервал мои воспоминания. Да, как давно это было! Интересно, а как сложилась судьба того лейтенанта. Он наверное сейчас в Одессе, и не лейтенант уже, а скорее капитан...
В юности я зачитывался романом Каверина. Романом с необычным названием: « Перед зеркалом». Романом о странной судьбе двух людей. Лизы Тураевой и Константина Карновского.  Радовался вместе с авторам их недолгим встречам:- в Казани, в Питере, в Крыму… А потом зеркало треснуло, два лица в одном зеркале. А что потом? Он в Москве, она в Париже. А между ними трещина. Трещина, волею судеб, проведенная холодной рукой циничных правителей. Трещина, прошедшая через судьбу, через сердце, через душу. Трещина длиною в целую жизнь.
Тогда мне все это казалось пусть грустной, но сказкой. А что сейчас? Ведь все, что происходит сейчас, это отнюдь не сказка. Да, сказки нет, а есть трещина, трещина прошедшая не только по Крымскому перешейку, но и по терриконам Донбасса. Да если бы только по терриконам...!  Вот так, по мановению  безликой руки, с пустыми глазами и татары вновь изгои на своей родине...  Да разве только они! Сотни сломанных судеб, исковерканных жизней. Ради кого? Ради чего?

-  Доказывать, что со временем все вернется на круги своя, можно долго.  И анализировать, почему все именно так, тоже можно, до бесконечности! – раздался  Аленушкин голосок.
- А может важнее понять, что не только безликая рука с пустыми глазами всему виной, может и ты, и он, и все мы?
- Но как найти правильный ответ! – с грустью, усмехнулся Я.
- А может ты просто не хочешь его увидеть?  Человеческий мозг, - ответила Аленушка, -  устроен таким образом, что постфактум готов оправдывать свой выбор даже в том случае, когда он оказался неверным.
Вот казалось бы, элементарный пример: - Положи перед любым мужчиной  две карточки с фотографиями женщин. И предложи выбрать более симпатичную!
А вот теперь, как только выбор сделан, незаметно подмени эту карточку другой. Той, на которой  изображена женщина, с таким же цветом волос и прической, как у выбранной женщины. Но лицо у нее будет той женщины, которая не была выбрана!
Ну а теперь, - тихим голосом, продолжила Аленушка, -  смотря на фото,  расскажи, почему выбор пал именно на эту особу? Практически, ты никогда не заметишь, что девушку подменили!

А вместо этого,  начнешь обосновывать свой выбор! Можешь не сомневаться!  Ты отметишь красивые глаза, а может быть овал лица, остановишь свой взгляд на  губах... Тебе стоило только принять тот факт, что это твой  выбор, -  и ты не скупишься на комплименты!

Совершив ошибку, ты частенько не хочешь ее признавать и начинаешь придумывать массу объяснений! – грустно усмехнулась Аленушка. – Так устроены все люди!
И это вовсе не означает, что ты не внимателен! Такова особенность твоего мозга!  Ведь это позволяет избежать тебе, того неприятного состояния, когда ты пытаешься объединить две противоположные точки зрения или  теории! Вглядываясь в свою жизнь…

Поэтому-то и любители ненужных покупок, после очередного приступа магазина, начинают искать логическое оправдание своим покупкам!  Хотя его нет... Да разве только они! Совершив ошибку, ты частенько не хочешь ее признавать и начинаешь придумывать массу объяснений.
Такое свойство твоего мозга!  И нужно оно, только для того, чтобы свести стресс, которого в жизни и без того хватает, к минимуму.
Конечно, умение противостоять стрессу это хорошо! Но ведь это качество твоего мозга, дает огромное пространство для маневра манипуляторам. Тем манипуляторам, которые постоянно пытаются манипулировать  тобой. Твоими поступками. А значит и жизнью,а значит и судьбой…

Вот сам задумайся! Стоит лишь убедить человека в том, что это был его выбор и дальше его мозг сделает всю работу  за него!  Спокойно и не осознанно...
Конечно, когда подменяешь фото или оправдываешь очередную покупку, вроде бы и нестрашно...
А когда это не случайная картинка? Когда на карту поставлена жизнь других людей?
Особенно легко такая  манипуляция получается в сложных жизненных ситуациях, где цепочка событий сложнее! Да и "лица", которые мы рассматриваем,  отодвинуты друг от друга, дальше во времени.
Ни это ли происходит сейчас?  Да и не только в Крыму!

Часть людей,  изначально и безоговорочно оправдывает все, что происходит рядом с ними. И естественно, все последствия которые произойдут не только в настоящем, но и в будущем, как в обозримом, так и в туманно - далеком.
Часть, просто проявляет равнодушие, но выбор то все равно был сделан и теперь то они, тоже склонны оправдывать этот выбор! А его можно оправдать только в том случае, когда вместе с ним, оправдываешь и все обстоятельства, которые он повлек.

- А как вырваться из этого  круга, выбора-оправдания? - спросил Я.
- Выход есть, - с хрупкой надеждой  в голосе улыбнулась  Аленушка. – Но для этого,  научись быть честным перед собой! Всегда и везде! 
Вот только, среди вас  людей, так мало тех, кто обладает этой бесценной способностью...

Одинокий музыкант, сидя  на пустынной скамейке, играл  Севастопольский вальс. Редкие прохожие останавливались, прислушиваясь к звукам саксофона.  Некоторые проходили мимо, кто то смахивал со щеки случайную слезу...
В такт мелодии, весенний ветерок покачивал  едва пробивавшееся из под раскрывшихся почек листочки сирени...
Оркестрик маленькой надежды! - усмехнулся я. -  И все таки,  надежды!