Разговоры

Светлана Речкина
Я понял - это намёк,
Я всё ловлю на лету
Но непонятно
Что конкретно ты имела в виду?

«Несчастный случай»


Мама моя рассказала, как она обижалась на какую-то тетку, которая покоробила ее своим хамством. Я спросила: «Так почему ты ей не высказала свое мнение?» и мама ответила: «Она взрослый человек, сама должна понимать».

Нет! Никто ничего понимать не должен, рассчитывать на телепатию неразумно. Мне плевать на ту тетку, просто я знаю, что когда-нибудь сама не смогу понять и догадаться, и обида лупанет по мне! А я даже не узнаю, в чем я неправа. Потому, что родной человек мне не скажет. Я должна догадаться? Я не хочу жить в постоянном напряжении, угадывании настроения и прощупывании болезненных тем.

Отношения могут испортится, а то и разрушиться из-за нашего бараньего нежелания высказываться. Это же так правильно – надуть губы в обиде и замолчать. А люди пусть вокруг прыгают и догадываются, эгоисты чертовы. И пусть все рухнет, главное, остаться правым! Лично, в своей голове.

Уже забыто, что найти свою любовь, подружиться, или установить добрые отношения с родней – это далось нелегко. Главное – молча всех победить! Плевать, что плакала в подушку от одиночества. Плевать, что долго не мог найти свою половинку. Главное – молча начинать ненавидеть. Именно так, потому, что невысказанные негативные чувства накапливаются, волоком тащут к отчуждению и равнодушию. Можно воздвигнутую стенку уже руками трогать. Или упираться лбом. Все кончено, принципы победили человечность. Взаимопонимание и доверие убито. И виноватых нет. Вернее, виноваты все вокруг!

Особо умничать в теме общения незачем, ибо армия психологов это поле давно перепахала, теперь грядки делает. Любые советы от профессиональных до шарлатанских – на выбор, все равно особо никто не заморачивается.
Я лучше расскажу, как я сама постигала эту науку. Я не имею в виду искусство ораторства или ведения дискуссии, а самое простое – выразить словами, что чувствуешь и чего хочешь! Вот это самое элементарное, спасительное, мало кому это дается просто так.

Временами я чувствую себя умной. Ну, так, прям вполне, если честно. В детстве мама сбивала меня с этой мысли, называя тугодумкой. Да и ситуации в жизни частенько показывают, что я не права в лестной оценке своих способностей. Где-то после 30 лет я обнаглела, пережив кучу тяжелейших стрессов, и снова кинулась благодарить свой ум. И опять напоролась на грабли.

Ах, какое откровение меня ждало! Друг мой, с которым мы вместе жили, открыл секрет любых отношений, будь то семейные, дружеские, любовные: надо говорить, просто произносить вслух слова. Никто не обязан угадывать мысли и чувства. Это так просто, и так… невыполнимо большей частью. Этому надо учиться.

Возможно, умные люди познают из книг по психологии, консультируются у специалистов. Я не из смышленых, поэтому судьба приготовила мне сюрпризик. Обучение искусству общения совпало с погружением в мозговое садо-мазо. Замечу, что специалист он хоть и не во всех областях успешный, но зато мои мозги имел долго, тщательно и занудно, нервы драл километрами.

Что требовалось мне вдолбить в мозг:

1. Говорить. Никто не обязан догадываться, что ты думаешь и чувствуешь.
2. Говорить именно о своих чувствах и рассуждениях, а не о мнении подружки.
3. Адекватно предъявлять – не «ТЫ дурак», а «Я сержусь или обижена» на то-то и то-то.
4. Критиковать не личность, а поступки.

По вечерам мы усаживались друг напротив друга на диване по-турецки, и, начинали разбор полетов. Иногда это длилось долго, пару раз до трех часов ночи. Я уставала, плохо соображала, плакала даже. Он говорил долго, к концу речи я забывала, с чего все началось. Если не реагировала, то все начиналось заново, и так по кругу. Он вытаскивал из меня мои эмоции и чувства. Я должна была научиться их проговаривать, а для этого разобраться в себе самой. Это не всегда получалось – «мне что-то не так, а что – я не знаю»! Ощущения похожи, я не всегда могу идентифицировать – злюсь я, раздражена или обижена, и в чем причина. Очень трудно! И, видимо, я чему-то научилась, я не сдохла под таким натиском. Это была война!

Моя первая же правда долбанула его веслом, да не по спине, а пониже и на 180 градусов! Так что и ему пришлось несладко. Но это совсем другая история!
Психологию теперь ненавижу. Доморощенный психолог сделал меня сильнее, я признаю это. Этот мозговой спортзал мне поднакачал выдержки. Помогло и в работе – стрессовые ситуации преодолеваются легче.

И я говорю. Говорю прямо, как есть, как я чувствую и думаю. Верить или не верить – это уже дело собеседника. У него свой опыт.

Все знают, что женщин трудно понять. Да, есть такое. Но и мужчины также хранят в себе свои чувства. Как понять, если раздражен? На работе трудности, или супруга бесит? Чем помочь – попытаться выслушать и успокоить, или отойти и не мешать? Помочь можно только тогда, когда человек открыт, а не ныкает свои тайные эмоции по углам сознания. Так что мы равны в нашем разрушительном молчании.

Не нужно передергивать, да - иногда лучше заткнуться и помолчать. Но таить негатив дело опасное, полезнее для отношений все высказать.

Есть рот? Открой и скажи!


- Надоело! Поучают, поучают!
- Надоело! Поучают, поучают!
- Поучаем, поучаем ...
- Поучайте лучше ваших паучат!

Кф «Приключения Буратино»