Выговор - догана

Рита Аксельруд
      
Недавно я встретила свою знакомую, старую учительницу.
Как и все пожилые люди, она могла часами вспоминать прошлое.
- Хотите, - спросила она, - я расскажу Вам, как в первый и единственный раз  получила выговор на работе?
- Интересно, за что же?
Погода в последний день февраля стояла солнечная, было довольно тепло.
Мы с Татьяной Антоновной сели на скамейку в сквере, и она начала свой рассказ.

- Вы, наверное, не знаете, что свою трудовую деятельность я начала не учителем, а агрономом. После окончания сельскохозяйственного техникума нас, пятерых девчат, направили в колхозы Запорожской области. Помню, ехали мы в открытом кузове грузовика. Дороги ужасные. Машину трясёт на всех кочках и ухабах, а мы молодые, весёлые, хохочем, когда валимся друг на дружку и поём громко, заглушая звук мотора. Даже дождь нас не испугал – накрылись каким-то одеялом и продолжали петь.

   К слову сказать, из нас пятерых только я одна отработала в том колхозе положенные три года. А подруги мои сбежали при первой возможности.
   Так вот, агрономом я работала недолго. Вскоре приехал ко мне мой будущий муж Николай, Пашкин отец. Ради меня он оставил преподавательскую работу в техникуме и приехал в колхоз. Стал тоже работать агрономом. Мы вскоре там и расписались в сельсовете. А учительство моё началось со свадьбы.  Не с нашей – у нас всё было тихо и незаметно.

  Как-то всё село гуляло на свадьбе. Муж мой играл на баяне, а я на аккордеоне.
Подходит ко мне директор школы:
- Пойдёшь, Татьяна, ко мне в школу учителем музыки? Вижу, играешь ты и поёшь замечательно, - говорит он и смотрит на меня с подбадривающей улыбкой, - Дадим тебе ещё часы  биологии и химии, в институт поступишь, соглашайся!

  Я и согласилась. В техникуме я училась отлично, биологию, химию, географию знала. Так и очутилась в школе. Пришлось потом преподавать и русский язык и даже как-то недолго – физкультуру.

 Подошло время первой зарплаты. В то время никаких бухгалтеров, кассиров в школе не было. Директор сам привозил и раздавал зарплату учителям.  Я знала, что он уехал в райцентр за зарплатой, и спокойно ушла домой, ни о чём плохом не думая. На другой день прихожу в школу и в учительской на доске объявлений вижу новый приказ. Читаю: Догана. Оказывается, это мне, Татьяне, догана.      

   Школа была украинская, все приказы на украинском, а я этого слова не поняла, подумала, что мне вынесли благодарность. За что? Тут заходит в учительскую наша математичка, жена директора. Она мне всё и объяснила.
  Оказалось, что зарплату надо было получить ещё вчера, как только директор её привёз. Исключение составляли только больные. А у меня уважительной причины не было, вот и вкатали мне выговор. То, что я не знала о порядке выдачи зарплаты, не уберегло меня от «доганы». Вот какой тогда был порядок, не то, что теперь!