Опусы разных лет 9

Сергей Романов 4
МЫ  И  СУЕТА

Мы – люди – почти все время живем под гнетом ощущения, что нет времени на главное.
На самое важное, сущностное, чему надо бы отдаваться как можно чаще и с радостью. Мы, мол, рвемся к этому, а бытие затуркивает и творит с нами нечто суетное, мелкое и т.д. и т.п. И так – всю жизнь…
Глупости!
Жизнь и есть «суета сует и всяческая суета». Так что главное и сущностное надо выискивать и ловить именно в мутной воде суеты.
Другой субстанции у жизни нет!

ОТТЕНОК

Массовый западный человек из «золотого миллиарда» рождается для прожития удовольствий в максимальном объеме.
Русский массовый – за тем же самым.
Но…
Но все же есть у нас малюсенький оттеночек.
Какая-то малюсенькая часть русского человека все-таки иногда спрашивает: «А зачем?»

СМЕСЬ ИЛИ СПЛАВ?

Человек состоит из вещества и существа.
Все дело в процентовке.
Тонкой процентовке соотношения.
И способе соединения: смесь или сплав?

НАШИ ГОРОДА ЗИМОЙ

Живем в России, где снега чуть ли не полгода были всегда (и, надеюсь, будут всегда!) непременной средой обитания, а поди ж ты, – стоит выпасть за ночь чуть более 10 см, как сразу же города превращаются в сущее наказание.
Будто насморк закладывает транспортные магистрали. И «дышит» город тяжело, пробочно, с надрывом. Забивает так, что никакие снегоуборочные пилюли не берут. Не рассасывается и все!
Пока сама Природа не качнет температуру на плюс и не потекут песочно-соленые дорожные «сопли»…

ЗАКОН

Второй закон Ньютона для социума гласит: «Ускорение нравственного падения личности прямо пропорционально силе ее корыстного эгоизма и обратно пропорционально величине положительной ментальной массы нации».
Примечание.
1. В обычных (не чрезвычайных) условиях социума величина положительной ментальной массы (ПММ) всегда меньше величины отрицательной ментальной массы (ОММ).
2. Очень редко, в результате естественных турбуленций социальной материи, возникают феномены равенства ПММ и ОММ, впрочем очень непродолжительные по времени.
3. Чрезвычайно редко и крайне быстротечно (типа «шаровых молний») проявляют себя эффекты превышения ПММ над ОММ. Последнее происходит всегда строго локально.
5.Носитель такого эффекта называется пророком.

УДЕЛЫ

Тяжкое и спасительное (и в чем-то – сладкое!) бремя сомнений – удел сильных и обширных народов.
Малые – сомнений не знают.
Они либо борются за выживание, либо уже выжили, то есть обособились,  и тогда их национальное самосознание как-то очень быстро трансформируется в национальную спесь, а часто даже и в вульгарный национализм.
Это становится «пупом жизни» и… началом нового упадка на новом витке выживания.

ОПАСНО!

Как известно, наши первичные чувства и ощущения реального мира есть «первая сигнальная система».
Рисунок, слово, речь, – сигналы сигналов – «вторая сигнальная система».
Это – «материя» разума. «Вещество» человеческого мира.
И вот пришла «третья сигнальная» – цифра.
Рисунок, слово, речь мы переводим в код, в «крестики-нолики».
Эта опосредованная информация тоже есть «материя» разума, но какого-то иного и очень опасного порядка.
Очень опасно хранить информацию в виде цифровых кодов!
Книга – вещь автономная. Ее энергопитание – солнечный свет напрямую. Плюс считывающее устройство – глаз. Солнце отменить нельзя. А книгобытие, по определению, чрезвычайно дисперсно. Уничтожить информацию, хранимую в книгах, практически невозможно.
В машинерии же, в третьей сигнальной, говоря упрощенно, нет розетки – нет информации.
И это в лучшем случае!
А в худшем – информация искажается, теряется частично, выжигается напрочь! Какая там Александрийская библиофика! Один хакер-герострат и все дела.
А если не один? А купленная стая?

ВЫСТРЕЛ

Все на свете (не говоря уж про жизнь человеческую) – как выстрел.
В одну сторону. Безвозвратно.
И порох сгорел, и гильза в землю затоптана…

ЧЕСТЬ

Честь такое же трудноопределимое (или даже совсем неопределимое) понятие, как, скажем, энергия.
Впрочем, именно с энергией честь как раз и можно сравнить.
Честь можно уподобить внутреннему энергетическому импульсу личности, даваемому от рождения матерью-природой и не зависящему ни от чего, согласно закону неуничтожимости энергии.
Это в идеале.
Но в практике суетной жизни честь частенько начинает истекать капля за каплей, как вода из худого крана, и «резервуар» ее постепенно сохнет и ржавеет.
И ржавый изнутри человек превращается в чудовище…

ЖЕНЩИНА

Вот смотришь на Женщину и за рубежом ее инопольности чудится некая тайна, нечто недоступное для нас – мужчин.
А где тайна, там и глубина. Нет плоских тайн. Тайна – предмет вертикально протяженный, будто айсберг. Сверху, в зоне обозрения нечто манящее – инаковость, причудливость, величественность...
А это всего 1/3 часть «айсберга»!
Но попробуй, подойди к манящей причудливости чересчур резво и близко – может и разбить вдребезги и заморозить, всякое может быть.
А вы и не подходите, а повнимательней присмотритесь издалека. Да попристальней и повдумчивей, а потом не поленитесь и «нырнуть» умом, и не раз и не два, а затем проанализировать всю совокупность наблюдений обстоятельно, тщательно, критично. И станет вам ясней ясного: а тайны-то нет!
И вот вам первое фундаментальное женское начало: мнимая глубина, искусно создаваемая иллюзия тайны.

РАЗУМНЫ ЛИ МЫ?

Иногда задаешься вопросом, разве может быть разумным человеческое общество, коль столько веков не может расстаться с религией?
Этим самым грандиозным, любовно и тщательно выпестованным самообманом своим?
А ответ приходит такой: чёрт побери, да именно потому и разумно, что может позволить себе это заблуждение, этот глобальный, многовековой иррационализм.
Отсюда получается что Россия – страна классической, фундаментальной иррациональности, «заповедник не здравого смысла № 1» на планете Земля, самая что ни на есть разумная и выходит.
В потенции.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Природа по природе своей – нага.
Человеческое начинается с покрова, с невидимости, с тайны, со лжи.

О СЧАСТЬЕ

Также как нагота очерчивает тело, так счастье есть граница свободы.

БАЛКОН

Балкон, конечно же, придумали юные девы.
А мужчины претворили в жизнь.
Женщины ответили дуэньями.

АБСУРД

Когда говорят – «всеобщая воинская повинность» (слово-то какое – повинность; откуда вина?), мотивируя, конечно, защитой Родины, безопасностью государства, высшими национальными интересами и т.п., любой здравомыслящий человек может опрокинуть всю эту демагогию одним-единственным встречным аргументом-вопросом – а «строевая подготовка?»
Давайте порассуждаем.
Известно, что на строевую подготовку уходит примерно 1/3 общего времени службы солдата по призыву.
Значит, из 24 месяцев 2-годичной службы человек тратит на шагистику, на утаптывание плаца, примерно 8 месяцев.
 А теперь зададимся вопросом: во имя чего?
Что такое эта строевая подготовка, строй вообще? Для чего он нужен? В чем его реальная жизненная важность?
Умение передвигаться организованно, синхронно, в разного типа построениях, умение поворачиваться разом, едино, слитно, умение держать ритм ходьбы были действительно жизненно важными навыками на протяжении веков и веков, ибо напрямую связывали победу в сражении и жизнь солдата с боем – элементарным актом войны. Не умеешь ходить стройно, не умеешь слитно сомкнуть каре, не умеешь повернуть едино навстречу опасности – налетит кавалерия, сомнет, ворвется, размечет и растопчет… Или пехота неприятельская воспользуется заминкой перестроения колонны, несогласованностью смыкания флангов, разрывом интервалов между шеренгами – надавит, опрокинет, поднимет на штыки…
Все это, повторимся, было жизненно важно столетия и столетия вплоть до конца XIX начала XX веков. Уже в русско-японской войне 1905 года сомкнутые строи пехоты были навсегда вычеркнуты из тактики боя.
Ну а сейчас? Сейчас-то? В эпоху ядерного и высокоинтеллектуального оружия – кому нужна шагистика в тех объемах, в которых она осуществляется российской армии? Ответ до банальности прост – только генералам! Чтобы они по привычке (накопленной веками!) могли услаждать генеральские глаза свои самым ничтожным, самым вздорным, самым постыдным из всех зрелищ напридумыванных человечеством – военными парадами.
Казалось бы, желаешь парадов – набери из охотников потешный полк (а мало – так дивизию!) и муштруй их хоть до посинения, хоть по ночам, а потом услаждайся всей этой мишурой, маскарадностью своей милитаристской вместе со столь охочей до зрелищ публикой тоже хоть до посинения, хоть до икоты…
Но тратить ныне время людское, бесценное, отпущенное для жизни и созидания радости бытия, на строевую подготовку, на шагистику, причем, заведомо зная, что это времяпрепровождение ни на йоту не усиливает безопасность страны, а наоборот – обессиливает ее, ибо разбазаренный ресурс времени не употреблен на нечто действительно важное в военном смысле – все это вместе есть злокачественный абсурд, злостное издевательство над здравым смыслом и преступление перед реальной обороноспособностью России.

БОРЬБА

В извечной борьбе Зла с Добром всегда побеждает… никто.
То есть никто никого не побеждает.
Более того, равновесия тоже не наступает. Его нет вообще.
А есть постоянный, апериодический, судорожный, колебательный процесс, который при желании, на строго локальных участках, можно брать, рассматривать в лупу и включать арифметику подсчетов.
И обнаружить при этом можно все, что душа пожелает!
Если взять тысячу лет, можно даже считать, что система строго стабилизирована. Но, повторяю, каждый конкретный миг есть борьба, борьба и борьба!
И что-то над чем-то берет верх в данный миг.
А в следующий – наоборот.
Но равновесия нет и быть не может.

ОШИБКА

Мир есть непрерывная и непреложная система законов Природы.
Это некий каркас, наполненный такой же непрерывной и непреложной системой людских ошибок. Ведь нет среди людей идеала. И потому мы созидаем, постоянно ошибаясь.
Правомерно поэтому будет сказать, что человеческий мир есть результат сочленения неисчислимого множества людских ошибок.
Другими словами, мир есть одна суммарная, сплошная, непрерывная и непреложная ошибка.

СЕНТЕНЦИОЗА

Надсадная сентенция с претензионной вычурностью на остроумность – вот что такое сентенциоза.
А может быть это просто истина, заболевшая туберкулезом?

ВЗЯТКА-1

Взятка подобна дегтю. И пахнет дурно, и пачкает, и метит…
А попробуй не подмажь ось – враз колесо жизни задымит, а то и заклинит его вообще насмерть и ход бытия замрет и не станет жизни как таковой…

ВЗЯТКА-2

Естественный ответ естественного человека и естественного хода бытия на маниакальное желание государства остановить все естественные процессы жизни помимо своей воли – очень естественен: это взятка.
Механизм, конечно, простой, грубый, но, согласитесь, естественный до изумления!

МЗДА

Какое короткое слово – мзда…
А какое «глыбкое»!
Эдакая глыбища русского бытия…
И падает мзда в бездну русской жизни за веком век, за веком век…



МЕРЗОСТЬ

Люди делают профессию из всего!
Из пола, возраста, пороков, веры, идеологий…
Но самое мерзостное, когда профессией становится национальность.


ОБ АРХИТЕКТОРАХ

Человек – существо размашистое.
Столько пространства захватывает без смысла, без удержу – страшно! Особенно в летние месяцы. Куда только не проникают, где только не ездят стальные «жуки» человеческие… Исключая разве что тайгу буреломную, да болота, да посевы. Впрочем, по посевам, если кураж найдет, носятся почем зря (точнее – не зря, что мнут-давят).
Только Зима – строгий геометр и неукоснительная рачительница пространств – все приводит в соответствие с реальными потребностями.
Посмотрите, как рациональны Зимой, вне официальных магистралей, все дорожки и тропинки и по направлениям и по ширине. Абсолютно точно ведут они туда, куда истинно надо и пропускают именно реально необходимую пешеходную массу. А если Зимой в этом месте тропы нет, то и Летом асфальт никогда не потребуется.
Но как вложить эту простейшую мысль в головы русских архитекторов и градостроителей?

АНГЕЛЫ И ЧЕРТИ

Ангелы – альтернативная служба для чертей-диссидентов.
Черти – штрафбат для согрешивших ангелов.

ОСТРОУМИЕ

Если вдуматься, остроумие есть всего лишь суетливая форма весьма поверхностного ума, рассчитывающего только на сиюсекундный успех.
По сути, остроумие граничит с глупостью.
Станет ли настоящий ум тратить столько энергии и времени на все эти словесные экзерсисы, вольты и кунштюки?
Конечно, –  нет!
Так что бесконечно далеко ему до ума зрелого, не говоря уж об уме мудром.

ПРО ПРАВОЗАЩИТУ

Вслушайтесь – защита. А что такое защита? Это – «за щитом». Это – забор, тын, частокол, вал и прочая фортификация, создаваемая для обороны. А оборона права есть заведомо проигранный вариант «боевого» взаимодействия гражданского общества и власти.
Праву не пристало сидеть за тыном, даже умело при этом отмахиваясь. Рано или поздно это приведет к поражению.
Высокий удел права – вести свое гражданское воинство вперед, в наступление! Только активная, наступательная борьба за права – правоборство!– может привести к победе. Только так можно «обрести право свое».
Да здравствует правоборство!

ЧЕМ ПЛАТИТЬ?

За право жить относительно свободно расплачиваться нужно либо нищетой, либо богатством.
Нищетой получается гораздо чаще, хотя все поголовно стремятся к противоположному.

«БОРОДАВОЧНИК»

При виде любого пирсингиста, изуродовавшего лицо свое металлическими блямбами – брови! уши! губы! щеки! нос! язык наконец! – и ставшего похожим на африканского бородавочника, возникает естественное санитарное чувство.
Хочется подойти и острыми кусачками, освобождающим щелчком срезать мерзкие «наросты», возвращая рылу человеческий облик.

О ПОШЛОСТИ-1

Нельзя сказать, чтобы не пошлил единичный человек.
Но в образцовой чистоте и густоте своей пошлость есть совокупный «выдох» Государства.
Это непременный продукт его жизнедеятельности, подобный дурному запаху изо рта соседа в переполненном «троллейбусе» социума.
Пошлость – одна из самых гадких форм государственного насилия.

О ПОШЛОСТИ-2

У нормальных людей есть механизм защиты от пошлости.
Это – чувство вкуса, в основе которого лежит чувство совести.
Чувство совести воспитывается с младенчества.
Если по какой-либо причине этот процесс отсутствовал или делался халтурно, вырастают люди, из которых в последствии получаются эстрадные певцы.
Ведь главное качество этих монстров, их главный «талант» – изрыгать пошлость без малейшего стеснения!


ХОРОШЕЕ

Хорошее, как категория, – кратко по сущности своей.
Как, например, поцелуй.
Попробуйте продлить поцелуй – даже самый наисладчайший! – сверх точной личной меры: что получится?
Сорванное дыхание и немота…

ЛИЦО

Лицо русской, майской, прибрежной деревни с воды – застарелая помойка на речном откосе. У каждой отдельной избы – своя, многолетняя…
Ну что мы за нация такая гнусная – русские! Это ведь надо – породить и затвердить такую мерзостную привычку – всякую дрянь из избы вынести и швырнуть с крутяка вниз, в приречные ивово-черемуховые чащобы, в живую воду, которую брать для полива, для питья себе и скоту, для купания детей…
Нет, право, мы – уродский народ…



ЛОЗУНГ

Народ! Будь человеком!