1971год. Малуша

Надежда Мартынова45
На фото : линография художника Ивана Емельяновича Гриценко  Церковь на агробазе.
               
                часть 1.

     «Скорая» привезла меня в  поселковую больницу, в хирургию,сразу  на операционный стол.Днём во время сессии районного совета, в зале заседаний  у меня « отошли воды ».
     «Будем  рожать со стимуляцией…», сказала молодая  врач-гинеколог.
     « Мария Ивановна,из Ягодного приехала к нам на время отпуска Ивана Петровича...», заметив удивление в моём взгляде, шепнула участковая акушерка, набирая шприц. Укол сразу начал действовать  и роды пошли размеренно, без спешки и суеты. На этот раз  я поняла весь их механизм, прочувствовала их ритм. По сигналу врача на круглых настенных часах засекала время  и сознательно выполняла  каждую её  команду.
Малышка родилась и заплакала,вес девочки 1кг. 800г, я  помню её маленькое личико и тёмные длинные волосы...
 
     После рождения дочки  врач позвонила мужу  и сообщила ему радостную весть. Весть радостная и одновременно для него неожиданная! Василий, даже и в мыслях не мог себе такое  допустить... Девочка, дочка!Родилась она вторым ребёнком, после  первенца-сына ,Никиты, но  наш папа  и на этот раз  ждал только  сына, второго сына... 
 
    Сегодня вечером я должна была идти   на приём к гинекологу, и точно  по сроку,  с завтрашнего дня  у меня должен  был начаться  декретный отпуск.   Собиралась я  на очередной  плановый    приём,  по-сути,  за больничным  листом на декретный отпуск. И вот я лежу в палате, уже родила,  и родила дочку !
   
    "Как всё хорошо!   Всё уже позади, как здорово!  Но почему же всё так произошло, чем вызваны  мои ранние роды? Что я делала вчера и  не повлияла ли  моя поздняя, почти ночная, стирка ? "- вопросы роились в моей голове.
   " Да нет, стирка, как стирка. Машинка стирала,я отжимала... Воду, как всегда, вылил из машинки и вынес во двор муж..."
   
    Врач  сегодня спрашивала на что я жаловалась во время беременности, не ударялась ли, не  падала ли я...
    И тут я вспомнила, что ещё зимой, перед Новым годом, в "камералке", я поднялась по приставной  лесенке на верхнюю полку стеллажа за образцом и соскользнула, так как  была в валенках. Получила удар и сотрясение, а уже  в январе, в очередной приём, я   обращалась к акушерке с жалобой на боли  в  правом боку, снизу.  Почему же я   не была услышана и  с должным вниманием не  была осмотрена? Помню, что  тогда  почувствовала себя "симулянткой", хотя Анна Ивановна, опытная и внимательная акушерка, никакого повода для этого мне подать, казалось бы, не могла.  Но лечь на  «сохранение» мне  тогда  не предложила...
Видно последствием этого падения  и явились мои ранние роды...
    
    На следующий день , с утра всё у Малуши было в норме, лежала она в инкубаторе, уже в роддоме, в другом, отдельном  от хирургии корпусе,  отремонтированном бараке. Правда меня несколько покоробили слова санитарки, ответившей мне по телефону  из роддома на мой вопрос о "недоношенной девочке":  " ...лежит, дышит, значит жива!"Я сразу решила, что так могла ответить только  вредная и бессердечная санитарка.
   
    Пришёл с поздравлениями и с кастрюлей картошки с олениной, Вася!
Передал поздравления от геологов и от всех наших соседей! 

    Соседи... У наших соседей по бараку Любы с  Валерой, месяц назад  тоже родился ребёнок, мальчик! Но родился он мёртвый, какое горе! Плакали  мы  всем бараком...

    После  поминок, возвращаясь к себе в комнату, у меня в голове пронеслось:
" Всё будет хорошо, у нас всё будет хорошо!Не может в одном бараке приключиться два, таких страшных горя!" По аналогии, - что "снаряд дважды в одну воронку не попадёт..."
 
     Но случилось,случилось два горя в нашем бараке...
Наша дочка не прожила и суток.   Бог дал – Бог взял!
               
     Счастливый отец,  вдохновляемый друзьями - геологами,  как и положено,  «обмыл » дочку, несмотря на мою просьбу воздержаться, так как малышка очень слабенькая...   

   И как гром среди ясного неба,наша дочка, "недоношенная девочка "- умерла, асфиксия!

     Не успев осознать рождение дочки, мы сразу её  потеряли...
Горькое похмелье было у нашего папы! Спасибо   Евгению Илларионовичу,   отпаивал простоквашей и по - дружески поддерживал  он Василия в  эти тяжкие дни.
 
     Успокаивала нас и его жена, Энгельсина Борисовна, как детский врач,она   пыталась нас убедить, что такой исход  милосерднее и для ребёнка, и для родителей...
     « ... милосерднее, чем растить   больного ребёнка, и  умирать с ним каждый раз во время его тяжёлых  приступов...»

     Очень  мы переживали, расстраивались, плакали... В больнице  одна пожилая женщина мне сказала: «Обязательно похороните!».
 
     А мы не смогли!  Не похоронили! Грешны!  Прости нас,доченька!
 
     В те морозные мартовские дни морг залило, затопило подземными водами , а двери приморозило. Несколько дней, почти две недели, никто не мог   попасть в морг.  Уже  после того, как меня выписали, и я не могла  больше следить за его дверями из окон  своей палаты, мы регулярно приходили к моргу, пытаясь забрать тело дочки.
     И всё  равно  мы прозевали. Пришли, забирать доченьку Малушу, а там лежал только мальчик, как нам сказал завхоз,    нас он   в морг  не впустил.

     Возможно,после смерти нашей дочки, чтобы  "не ухудшать  статистику"     врачи решили  не оформлять  её рождение как роды, и.о.главного врача     написала   мне  в  больничном, -  « поздний выкидыш».
     А  гинеколог , Мария Ивановна , по телефону  говорила  моему мужу о рождении дочери! С "выкидышем" ведь  не поздравляют! 
   
     Документов ни  о рождении, ни на погребение  и не думали нам давать,  а  может,  даже целенаправленно помешали  нам забрать дочку из морга...

     Может там вовсе  и  не мальчик, а девочка  наша лежала. Прости нас,  Малуша!   Господи, прости!
 
     Кто знает, какие у администрации больницы, этих бездушных чиновников, были планы!? Наш грех, что не сумели   по - христиански её похоронить!
     Да, мы   согрешили, но сами    заметили  и, впервые  в жизни ,   осудили свой грех, плакали, скорбели, молились... 
 
     С тех пор, все   беды и неудачи  в нашей семье  мы воспринимаем как     искупление этого и других,   не всегда (прости нас, Господи!)  замечаемых   нами грехов...
     Через несколько дней пришли к нам домой   меня проведать  коллеги - депутаты,   а  когда они узнали, что через 8 дней   мне выходить на   работу, срочно вмешались.   Силой предоставленной им власти, восстановили справедливость, в  результате   диагноз, - « поздний выкидыш» в моём  новом  больничном,    был этим же  и.о. гл. врача  ,    справедливо изменён   на –  «ранние роды»,  а срок  больничного истекал теперь  через    70 дней. 
 
     Конечно , кроме моего падения и трудностей минувшего полевого сезона, описанных в главе " 1970. Конец полевого сезона"http://www.proza.ru/2015/02/27/2163 , причиной  несчастного случая с  Малушей могли служить  и обстоятельства,аналогичные, описанным мной в главе 
" Я родилась в  рубашке " http://www.proza.ru/2015/02/24/2338.

     Врач говорила , что ей долго не удавалось    проткнуть толстую стенку околоплодного пузыря.  Значит , родилась Малуша, как и я,    в плодном пузыре,  амниотомию сделать быстро не получилось, было упущено время...

     При первом вздохе у дочки   раскрылось только одно лёгкое, а так как девочка заплакала сама, её  и не похлопали  по спинке,  не помогли открыться второму лёгкому.  Для неё наличие  плотной, утолщённой    « рубашки» стало роковым.   Она  тоже «родилась  в   рубашке», но ей   не удалось   прожить даже    сутки.  Господь   нам её  не сохранил !
 
     Только сейчас, на исходе жизни,   начинаю "прозревать" и мне становится понятен Божий промысел: не оставил он нам Малушу, не доверил её нам и я  знаю,   почему!
 
     Примерно  в конце октября, после нашего  возвращения с полевых работ, когда
я поняла, что беременна,   первая моя мысль, учитывая трудности и скудное питание в конце полевого сезона, была об аборте. Об АБОРТЕ!И Вася  со мной согласился...   

     В назначенный день, уже  на подходе к корпусу хирургии, я круто развернулась и   пошла обратно, ускоряя шаги.

     "Нет,  я не хочу ! Я просто не могу его убить!"   
 Решение, зревшее  во мне не один день, было  наконец принято, а почувствовав на душе облегчение , я окончательно поняла, что   решила правильно, - буду рожать!
Вася курил на крыльце экспедиции,а, увидев меня, поспешил навстречу...

     "Как решила,так и  будет! Ну что же ты плачешь!?",говорил он,обнимая меня. 

      В Ленинграде в отпусках мы всегда ходили в церковь ,  подавали поминовение за   родных, усопших и живых. Обычно бывали в Свято-Троицком храме   Александро - Невской лавры, либо в церкви «Кулич и Пасха», на проспекте Обуховской обороны.
 
     Надеемся, что Малушу  «положили»  в гроб к кому - нибудь из  безродных   и похоронили.Нам сказали, что  так,  обычно,   делали  в  больнице.
 
     В память о дочери мы   всегда  ставили свечи на поселковом кладбище, в районе могил тех  дней,   они отличаются  высыпками чёрных плитчатых сланцев.
Прости нас, Господи!
   
     Вручая мне новый больничный, врачи заботливо предостерегали нас,  не беременеть года два, три, предлагали нам обследоваться и подлечиться ,этим как бы возлагая вину за смерть дочки на нас. Но мы с мужем сразу решили, что надо  как можно скорее родить третьего ребёнка, «заменить» умершую.
   
      Но,родив в марте 1972,  сына, мы   поняли,  что каждый  ребёнок  занимает в наших  душах  только своё, предназначенное, только ему одному, - место!
      Замены  не получилось,   не могло и  быть!




 
продолжение часть 2. http://www.proza.ru/2018/06/09/679