Как аукнется, так и откликнется Глава 24 Часть2

Владимир Галин
                Глава 24   Часть 2

              Как аукнется, так  и откликнется.

           Как Никитин не блефовал,что ему всё равно , как его наказывают, но когда я сегодня  сказал ему, что от матери и сестры пришли письма, он робко попросил: «А может вы скастить наказание и отдадите письма?»-Я пообещал подумать, желая ,чтобы он  как можно больше по переживал и задумался хоть как -нибудь о своём поведении и умерил своё поведение.

      Из письма матери было видно, что между ними хорошие взаимоотношения. Значит я правильно сделал, что написал матери письмо, надеясь с её помощью положительно повлиять на Ивана.  Сёстры и брат тоже в своих  ласковых  и дружеских письмах пишет брат: « Ваня, теперь я  хочу тебе кое чего сказать. Конечно , я не хочу тебе внушать, а хочу сказать вот что, бросай ты эту блатную жисть, или вернее , как я думаю, собачку и возвращайся домой. Мы тебя ждём и никак не дождёмся.И ты сам должен понять ,ведь мать теперь у нас старая и бросать её не нужно. Я бы и сам мог уехать по путёвке куда-нибудь , но и не собираюсь уезжать».

           Да одни эти слова брата сто кратно важнее ему, чем  мои внушения и наставления, хотя именно этого я добиваюсь не для одного его ,но и для  всех. Поэтому в зоне на самом видном месте я выставил плакат с изображением женщины с ребёнком на руках и словами; « ПОМНИ ТЕБЯ ЖДУТ ДОМА!»

         Не менее важное письмо и от сестры Наташи : «Здравствуй, дорогой братец! Мы ждём тебя и никак не дождёмся. Ваня, к нам прилетели птицы. С утра бывает прохладно и вечером. В обед очень тепло. Льёт с крыш,тает снег. Живём мы хорошо, только у мамы немного болт рука. У ней,наверное, растяжение жил. Ваня, завтра или сегодня Ваня получит аванец и мы обязательно тебе вышлем посылку. Ваня писать больше нечего .Пиши чаще. Да ,Ваня, мама велела спросить , когда будет твой день рождения,а то мы не знаем.   

           Жду ответа, как соловей в поле лета. Ваня+Наташа и Поля.»

            Как  важно  знать семейные  взаимоотношения и родственные связи  наших подопечных, чтобы правильно использовать их положительное  влияние на своих родственников.

 На второй день, когда я появился  в зоне , меня прямо у вахты ожидал  Никитин. Опрятно  одетый, в бодром настроении ,с  приветливой улыбкой он приветствовал меня

         -Здравствуйте, гражданин Начальник!
Здравствуйте, здравствуйте, Иван! Ждёшь меня ,как почтальона?
А вы разрешите выдать выдать мне письма.
Да письма со мной, а не в спец части. Но я ещё не решил,а как же с наказанием?
А теперь не нужно это  наказание, вообще.
Как это вообще? Нарушение есть,а наказания нет?
Ну вообще, того...не буду...
Ладно, ограничимся выговором. Вот тебе письма.-Надо было видеть,  как бережно он эти письма положил их себе за пазуху.            
Через несколько дней , после того, как я ему посоветовал прочитать роман «Возвращение в жизнь»,я его спросил:
          -Какой же вывод ты сделал из прочитанного для себя?
Что за вывод? Прочёл да и всё.
Вот главный герой Новиков смог бросить пить,а ты можешь бросить употреблять анашу?
Вообще то ,если Новиков завязал, то и я смогу тоже.
Серьёзно и честно ли ты говоришь?
Я серьёзно ,гражданин начальник.
Ты сам не знаешь,как это было бы хорошо и для  матери ,и для брата и сестёр, и для тебя самого. Главное для каждого быть нужным, тебя ждут дома.Чтобы тебе было хорошо,надо хорошо относиться к людям. Как аукнется, так и откликнется. Запомни, меня ,как и других людей обмануть можно,а себя обмануть нет, потому что от себя не уйдёшь. Поэтому за свою ложь рано или поздно, придётся отвечать..

    12 апреля. Наконец  пришёл ответ из Тулы на моё письмо родителям Ивана.Из него я понял, что мать Никитина малограмотная, задавленная нуждой и семейными заботами женщина , мать 4 детей, которые к ней относятся хорошо, заботливо, но Иван её боль и терзания.Потеря им своих ног,это её потеря.

           Вот что она мне лично написала:
     Здравствуйте, тов. Макаров В. А.
С приветом к вам Анастасия Федоровна. Мы получили ваше письмо, за которое вам спасибочко. Вы сообщаете о том , что мой сын Иван плохо ведёт себя. Вы ещё хотите узнать о том, как проходило его детство. Все подробности вам описать не можем. ,так как это большая история. Ноги он потерял с семилетнего возраста в 1949году 14 июля попал под поезд.  Если вас что ещё интересует о его судьбе спросите его самого. Он вам расскажет  о том, что его тревожит в жизни  и кем он дорожит.
         До свидания. Мать  Ивана.

     Вот и всё письмо. Как говорится, хочешь ешь, хочешь -смотри.  Но это не значит , что оно бесполезно. Оно мне многое разъяснило, что не стоит питать иллюзий  на волшебную силу. Будет так, как будет.

             Важно не быть равнодушным  к человеческим судьбам и быть  не только доброжелательным , но искринным и правдивым. И конечно, не жалеть своих ежедневных усилий, потому что не знаешь, когда когда состоится душевный  контакт, чтобы пробудить в человеке стремление к новой жизни.  В этом меня убедил пример с Львом  Лумером, который недавно освободился по звонку,то есть по окончанию срока.  Ежедневные беседы в течение года не оказывают на заключённого такого влияния, как как одна откровенная, что называется беседа по душам, когда ты и сам забываешь ,кто есть кто, волнуешься, споришь и горячо доказываешь свою правоту, защищая и пропагандируя свои убеждения и критерия жизни.

            15 апреля. Сегодня мне наконец удалось разговорить Никитина  и он мне хоть и скупа но рассказал, что уже с 1952 года стал ходить на протезах ,используя костыль и палку. Сначала жил в детском доме для инвалидов. , но потом его исключили из этого дома,потому, что он нарушал режим, шалил и даже ударил заведующую по голове, хотя она была хорошей женщиной. А после этого с 1954 года ( к стати я в этом году только заканчивал 10 класс средней школы в Киргизии) то есть с 12 лет начал гастролировать по городам Союза.Побывл на юге — в Ташкенте, Лениннобаде, в Самрканде,.. Бывал в Саратове и даже в Мурманске.промышлял большей частью карманными кражами,Был отчаянным и рисковым...Всегда при себе имел финку( нож ).Звали по клички  « Граф»

Ну,ну! Не заливай,- пытался я его урезонить ,сомневаясь в правдивости его рассказов.
Точно, точно! В  Кировском отделении города Саратова пистолет отобрали, подкуренный на танцплощадке стал стрелять . Два месяца подержали и выпустили.
Да не может быть. И денег у тебя было ,как у графа?
Всегда навалом. Из Самарканда маме переводы посылал, а брату кожанку на меху подарил. Хор-рошую,заграничную,В Мурманске «купил», морячка пьяного подраздели!..
Ну , и чего же хорошего?
За нами следить стали..Пришлось валить от туда, едва ноги унесли.
Чем же ещё занимался?
Водку я не пил. Я только «дурь» курил. По малинам ходил.
Как находил?
Своих людей сразу видно, как по запаху, где шалман кайфует.
А закадычный друг был на свободе?
Ха, тот ,который меня не заложит? Такого нет , При случае он возьмёт своё, как и я.
А совесть не мучила, когда в карман залазил чужой женщине, которая такая ,как и твоя мать?
Я не думал о этом. По квартирам я не лазил.
Конечно! С костылями  в форточку не залезешь. А если бы их не было?
Не знаю. Не пробовал. Я раньше не думал

Как знать, где Никитин говорит мне правду? Где  приврал по привычки, а где сознательно себя на орла выкидывает? И вообще, какие у него понятия  о том,что такое хорошо, что такое плохо? Каждой своей беседой с ним я стараюсь пробудить то сознание, которое называется- совесть...

16 апреля. Чтобы проверить своё впечатление, что  как мне кажется, поведение Никитина стало меняться к лучшему и не выдаю ли я желаемое за действительное, я пришел к оперуполномоченному и сказал: «По моему, Никитин стал лучше себя вести.Я хочу чтобы он получил специальность киномеханика..
Надо, чтобы он делом занимался, а не шатался по зоне ,не зная ,куда себя деть. Он лучше стал себя вести ,однозначно. « Да,ну!-возразил мне Петр Петрович.-Это он просто притих, наверно посылку ожидает. А  каким был,таким последним негодяем, таким и остался!Он безногий,но двуручный и двуликий . Как наркоман ,он безвольный и за один «баш» родную маму продать может. Иногда на него находит откровенно поговорить, а наделе скрытный,всегда себе на уме, где «дурь» раздобыть.  Сидит вежливо улыбается. У,паразит! Через его руки не мало анаши  проходит, а не давно и морфий в зону с воли попадал,да мы  не успели перехватить. Наркоманы раскумарились.Чтобы он исправился, надо наркоманию побороть , а у нас нет строгой изоляции. Через производство и дьявола протащить можно.

          Петр Петрович, прав в констатации факта. Обстоятельства , объективные условия влияют на субъекта, если и не заставляют .то и не   препятствуют воспринимать дурные привычки и навыки ,от которых в последствии трудно избавиться. Но мы обязаны бороться за человека за его возвращение к честной трудовой жизни, каким бы он наркоманом и тунеядцем он ни был.  И этой записью я укрепляю свою решимость не махать на  Никитина  рукой, а идти в борьбе за него до конца.

 Короленко написал, что «Человек рождён для счастья,как птица для полёта», но беда в том , что не каждому жизнь даёт эти крылья для полёта. Каждый из нас  может только то, что может. Ценность жизни зависит от смысла жизни,как его понимает сам человек.  Сознание о правильном смысле жизни не возможно вынуть из своего кармана и передать его в руки Никитина. -на, пользуйся!Сознание человека растёт и развивается вместе и одновременно с его физическим ростом развивается и созревает его мозг. Не столько мы на жизнь ,сколько наша жизнь оставляет на нас свой  неизгладимый в последствие след. А что за плечами у Никитина в его 20 прожитых лет?! При операции ног  ему была спасена жизнь, ну а всё другое отдано на волю случая. У него не оказалось нужного душеприказчика от того его душа и стала такой тёмной и  чёрствой:умри  ты сегодня, а я завтра.

        17 апреля. При обходе жилых бараков после отбоя, я застал Никитина за чтением романа С. Злобина «Остров Буян» На вопрос, почему он не спит, он ответил, что смотрит за порядком и читает. Так это же хорошо. Надо же! Он смотрит за порядком и читает! Стал в руки книжки брать!

         На  правом плече у него синела наколка  тюремная решётка и слова :» «Моё детство». Я не преминул заметить: «Ведь это ерунда и ложь?» Он с некоторым смущением ответил: «да,ерунда»..

        Повесть про безногого тракториста «Снова в строю» ,которую я ему подсунул через библиотекаря, он уже прочёл. Теперь надо, чтобы он прочёл «Повесть о настоящим человеке» Б. Полевого. Н. Островского «Как закалялась сталь»Не зря же Максим Горький признался « Всем лучшим в себе я обязан книгам» Жизнь образуют, а книги просвещают. На себе испытано.

        Установить контакт  с воспитанником и побудить его слушать тебя это ещё только начало.и мало чего значит. Необходимо, чтобы он после наших слов начал действовать в указанном направлении и таким образом  через поступки, в результате своей общественной практики у него будет разрушаться старый и создаваться новый  стереотип и таким образом изменяющееся  мировоззрение будет закрепляться  навыками поведения.

         29 апреля. Снова повторяю , что одно дело сказать,другое-сделать.  При очередной беседе. О том,как у него обстоит дело с обучением у киномеханика, он признался , что он  это дело ему не по зубам.Оно и понятно -малограмотность  сказывается на всём. Если в электричестве, как говорится, ни бу, ни му, ни кукареку, то кино крутить не будешь, а только лампочки в кино зале выключать. Я вызвал киномеханика Краморгуна и попросил его продолжать обучение с Никитиным ,не прерывая с ним занятия,что уже само по себе полезно.

   Перед самим  Никитиным я продолжаю ставить цель- хорошее поведение, специальность киномеханика и зимой возможно условно досрочное освобождение. При этом снова предупредил,,  что при новых нарушениях им режима оставлю шефство над ним. Он заверяет, что будет стараться, что будет     хорошо. В нём видны изменения в положительную сторону. Стал опрятнее и аккуратней. Но опыт прожитых лет давлеет над ним ,как каждым из нас. С прошлым он не порвал до конца, да и не может , потому что окружающая его действительность мало чем отличается от вчерашнего дня. Жизнь есть жизнь , а не плохо написанная книга.

        1 Мая. Во время  торжественного собрания концерта художественной самодеятельности , посвященных Международному дню солидарности трудящихся все стран, на котором я выступил с докладом, Никитин сидел в первом ряду и я ,собственно, это видел первый раз. Искусство  есть искусство, если артисты и самодеятельные. Музыка с хорошим текстом пробивают заскорузлый панцирь на очерствевшей душе. Когда на сцене поют: «Россия,Родина моя» или  «Хотят ли русские войны?» то в зале воцаряется тишина и зрители духовно преображаются. На душе становится светло и торжественно.

          10 мая.  Вчера так же торжественно отметили день Победы. А вечером контролёр изъял у Никитина  электрический кипятильник самодельный из лезвий опасных  бритв. Такими кипятильниками в жилых бараках по ночам варят чифир. Чай сам по себе даже входит в суточный рацион питания, а вот употребление его сверх крутой заварки  режимом запрещено  и употребление чифира приравнивается к употреблению наркотиков.


            « Так что же это такое?- с возмущением спросил я его. «Гражданин начальник,вот клянусь мамой,что не чифирил-ответил он мне. « Это самовар, но он остался ещё от прошлого. Да вы  видите, он же сухой!»- оправдавался Никитин.  «Но почему ты тогда его не выкинул? Ты же знаешь, что иметь и хранить такие вещи запрещено.» «Жалко было выкинуть , всё -таки вещь «- не то в шутку,не то серьёзно ответил он.  «выговор тебе за это. И ещё будешь разрисован в  «Крокадиле».Иди!»- с сердцем сказал я ему. «Зачем ещё в  «Крокадил?» Выходит  сразу два взыскания за одно нарушение! Не законно..»-возразил он.  « Свободен,законник .»-повторил я. Он нехотя поднялся со стула и медленно вышел из моего кабинета.  Он ушел ,а думал и сейчас думаю, где мы перегибаем , а где не догибаем, если сама жизнь есть прокрустово ложе,а мы Сизифы сегодняшнего дня.

          25 мая. Эврика! Сегодня получил полное благодарности письмо из Харькова от бывшего заключенного Лумера Льва Моисеевича, который вышел из колонии месяц назад по окончанию срока.  От таки писем на душе становится  радостно , когда видишь что твой труд не пропал даром.Это бывает редкой неожиданностью, но зато как вдохновляет.! И в самом деле , тот Лумер, который на протяжении полутора лет в колонии влачил жалкое существовании ,разигрывая из себя роль придворного шута , писал: «Я благодарен Вам за то ,что Вы помогли мне понять гадливость и уродство того существования ,которое я влёк до того, как я сел и во время срока, пока не встретил Вас..»

Но как мне помочь Никитину понять «гадливость существования», который кратно испорчен чем Лумер?  Лумер открыто вступал в разговор, спорил на равных , доказывал свои убеждения и соглашался, когда против моих аргументов ему нечем было крыть. Лумер приехал из Украины на освоение целины и опьянённый полной свободы от родительских  заботливых наставлений обжёгся на водке и пришлось трезветь на лагерной баланде.  А Никитин свернулся ,как ёжик в клубок, выставив во все стороны колючки. И не даётся добраться до брюха.

           В конце своего большого письма Лумер ,между прочим написал: «...перед выходом из зоны выходом из зоны мне пришлось разговаривать с Никитиным. И он, несмотря на то ,что считается злостным нарушителем ,сказал: «Кого угодно можно обмануть и подвести , но  лейтенанта? Нет , он во мне увидел человека !» Не знаю,сдержал ли он своё слово  или нет,но как бы то ни было , он впервые почувствовал себя человеком. И если он сорвётся,то только из слабоволия. Ну а в остальном он будет стремится ,чтобы и другие его считали человеком.»

             Письмо Лумера  мне было не только наградой,но и необходимым подтверждением моей жизненной позиции и моим педагогическим  принципам  следовать тропой протоптанной в своё время А, С, Макаренко и наставлениями моего школьного учителя Н, И, Неумывакина.

              Принципы у меня одни, да люди,с кем приходится работать разные. Никитину до Лумера как от Москвы до Киева рачки!  У Никитина кроме общей запущенности и опустошении души ещё отсутствует перспектива досрочного освобождения,да порою кажется, что ему освобождение и вообще не нужно ,он и в зоне себя чувствует ,как рыба в воде.

           Без перспективы к цели нет  движения вперёд. А всякое топтание на месте ,это место превращает в болото. ,которое ещё больше засасывает на дно.Даже чистая вода от стаяния в луже портится и загневает сама по себе.

            Есть поговорка:  «Всякое начало-уже пол дела»  А  мы это упускаем из виду и обращаем внимание на вновь прибывшего в колонию заключённого только тогда ,когда он совершит грубое нарушение режима. В своё время я волей случая встретился лицом к лицу с Вершининым в первыйм же днь его прибытия этапом из Караганды в ИТК-24.Что и положило начало наших контактов и по сей день. Первичная и основная роль изадача исолнеие Постановления суда о взятии провинивего  под стражу на определённыйим же срок, но конечная цель вернуть гражданина к полнокровной жизни на свободе. Поэтому  исправление и перевоспитание каждого должно начинаться с порога вахты, как только её переступил осуждённый.

       1 Июня.
                Некоторые положительные изменеи в подении Никитина произошли, но для закрепления их нужно практическое дело, которым он мог бытьзанят в течение дня. Бытьему киномеханикам  не получается. Не то учитель слабый,не то ученик никудышний.  Способен только целый день стучать костями,забивая козла в домино.  У нас для ограничено трудоспособных нет работы, как в недавно организованной пошивочной мастерской,где шьют руковицы и распираторы для рабочих стройки,да ещё больничные халаты и распашенки. Надо Никитина привлечь к этой работе, хотяона его увлечь не сможет.

            То ли дело — бльшая стройка. Вот сегодя на объекте  бетонировали опрную плиту под вагоно опрокидователь. Беспрерывным потоком укладывали 500 кубометров бетона . Весь рабочий день над котлованом стоял беспрерывный гул. Автомашины  сновали как челноки в ткацкой машине. Скромные работящие ЗИЛы, громоздкие ,но подвижные ТАТРЫ одна за другой епрерывным потоком подъезжают к лоткам, по которым  по жообам спускают бетон с 15 метровой высоты в низ на дно колована.Неумолкая гудят вибраторы ,утромбовывая бетонную массу  в стальноц каркас плиты. Из   скрежита сотрясающей стали каркаса, надрывного рева моторов,пронзительного свиста сжатого воздуха компресоров и комондных выкриков людей на моих глазах рождалась победная сифония труду рук человеческих и её победная мелодия поднималась со дна котлована  в голубое иньское тёплое небо,..   Заключённые работали споро и не чувствовали в своём труде ничего каторжного, и не осзнавали , что их труд вливался в общий труд страны, восставшей из пепла войны с немецкими фашистами и созидает материально техническую базу для улучшения жизни. Вдохновенный труд очищает душу от грязи и перековывает характеры.

  13 июня.
           За  курение в жилом бараке и грубость с завхозом отряда, который сделал замечание Никитину и потребывал, чтобы он курить вышел хотябы в коридор, Никитин обложил завхоза на все четыре стороны, не исключая самых оскорбляющих слов , типа «пидар ванючий, сосал бы ты мой»...вызвали Никитина для обсуждение на Совет колектива колонии. Он пришёл , но вёл себя  вызывающе отвратительно. Не снмая  с голвы свою ухарскую фуражку с оторваном козырьком, сел боком к присутствующим и набычелся.

      Я тихо подсказал  председателю Совета, чтобы он предложил  Никитину снять фуражку. «Никитин, сними фуражку!»- потребовал он. « Не сниму»- буркнулнагло ответил он. « Тебе говорят,сними в помещении фуражку,как это делают все люди»,-повторил председатель. «Да ладно, хорош базарить!»- с презрением упёрся он.  Тогда вмешался я: « Сними, тебе же говорят,» « Не сниму», -ещё больше упёрся  по ослиноу Никитин. «Снимай, снимай!» «Нет!»-издивательски вызывающе упорствовал он.это взарвало все членов совета, более матерых ,чем Никитин и он вынужден был стащить с головы злочастную безкозырку.   Ему не выбирая выражений  всыпали по самую пятницу мораль о культуреи поведения, но так до конца и не проняли. Потому, что уходя он сказал: «Ругаться не буду, а курить буду, если когда нога болит , не буду же я из-за одной папиросы надевать протез»

          28 июня.
             Во время проверки работы магазина зоны,где отвариваются заключённые по безналичному расчёту за заработане деньги . Встетил никитина у кассы,где он умалял продавца за наличные дньги. Увдив меня, он нахально обратился ко мне: «Почему она меня не отовативает?» « Значит у тебя нет денег» «Не было бы не просил,»-ответил он. «А сколько их у тебя?»- «вот ещё, поищите дурнее! С меня хватит»- «Так сдай их на лицевой счёт и отоваривайся ,на здоровье».- «Нет уж! Пойду их лучше прокурю на дури.»- и он ожесточённо заработал палкой и костылём, выходя из магазина.

         Уже перед уездомдомой я зашёл в барак ,в котором живёт Никитин. Он сидел возле группы заключённых,играющих в домино и наблюдал за игрой на выле, дожидаясь своей очереди вступить в игру. Я велел отозвать его и спросил: «Ну, что, ещё не обкурился?»- «Как видете, ещё не успел найти дури»,-в тон ответил он. «ладно, пошутили и хваит. Давай сюда деньги , я их положу на твой лицевой счёт и будешь отовариваться..». - Он помялся,помялся и нехотя вынул из под подклатки своей бескозырки  35 копеек.Инциндент был исчерпан.

         19 июля. Никитин работает подсобным рабочим в швейной мастерской, в общем ведёт себя без грубых нарушений режима. Правда изучение киноммеханики забросил. Насильно мил не будешь. Я не настаиеву , потому  что эта специальность ему не по плечу. Сейчас в зоне заканчиваются выпускные экзамены на курсах трактористов, которые я организовал  специально под лозунгом «Живёшь на целине, умей владеть техникой». Торой поток начнёт занятие с августа месяца.Не плохо бы склонить Никитина к обучению ,ведь стал же человек без ног трактористом и получил звание Героя труда.

           «27 июля.
               Сегодня устроили общественные проводы заключённых, окончивших курсы трактористов и условно досрочно освобождённы с условием , что они поедут в совхозы области и приймут участие в уборке урожая 1963 года.
            На это собрание я велел прийти Никитину. Он пришёл и сидел в первом ряду. Завтра я с  специально отоброной добровольно  группой уже бывших заключённых , уезжаю в совхоз «Совеиский  Казахстан» и тоже получил права  тракториста,комбайнёра и намерен сам принять участие в уборке урожая на целине, куда хотел уехать ещё будучи выпускником средней школы в 1954 году.

        Собрание всех взбудоражило и показывало , что  кто в не рабочее время окончил курсы и получил специальность сельского механизатора, без затруднений прошли суд по досрочному освобождению. Многии заключённые открыто  жалели , что не пошли сразу учиться на курсы трактористов машинистов. И после собрания в очередь пришли ко мне с заявлениями принять учиться на этих курсах. В своих этих заявлениях они заверяли, что после получения специальности механизатора , тоже поедут в совхозы на жительство и работы механизаторами. Сутьнашей работы и остоит в том, чтобы помочь людям вернуться к трудовой деятельности.


           Эврика!Сегодня получил  второе письмо от Лумера , в котором естьтакие такие сроки;» ...я часто задумывался на всём, о чём мы с вами говорили и пришел к выводу...Мне кажется , что человечность  это оружие , которое может пробить любого самого бесчеловечного  человека, у которого всё равно  где-то в глубине души у него есть какое -нибудь  чувство, напоминающее совесть. Есть ,иначе он не мог бы жить. Н вот ,пожалуй, и всё то ,вы меня прижали  к стене и заставили стать искренним с вами. Вы помогли реставрировать мни душу»...

         Такое признание , написанное мне  спустя несколько месяцев после освобождения по календарю , полезно тем . Что подтверждает и подскаживает  верное направление курса, которым я следую. К стати сказать, я сегодня  крепко  до ссоры поспорил с оперуполномоченым Ш. ,который мне заявил: «Я ещё не опустился до того, что бы у них, у преступников (!) чему-то учиться. Я для них,а не они для меня. Вот пусть и учатся у меня»   Я ему ответил, может и штамповоно: «Плох тот учитель, который  не учится у своих учеников»

        вот именно, только проникнув в сокровенное , хорошо зная  мысли и