Сурок

Виктор Афсари
       Вот уже больше полутора часов мы шли по бескрайним альпийским лугам Фанских гор. Солнце палит нещадно, а от каменистой земли веет прохладой. Смешно сказать, но сегодня на высоте около 3500 метров мы попали в настоящее болото. Я о подобном слышал, но сам видел впервые. Среди цветов и альпийского разнотравья у нас под ногами вдруг захлюпало и с каждым шагом наши вибрамы (горные ботинки) всё больше увязали в густой жиже. Мы сменили направление на более возвышенные участки и понемногу выбрались на сухое место. Оглянувшись, мы ещё раз окинули взглядом поляну, сплошь покрытую густой травой. Такое бывает, когда скальное ложе имеет вогнутую поверхность, в чаше которой скапливается земля и вода. Образуется настоящее болотце.

       Постепенно подъём становился всё более крутым. Кругом было изобилие бабочек и со всех сторон раздавались характерные посвисты сурков. Преодолевая встречные лощинки, мы сразу окунались в жаркий и осязаемо липкий воздух, настоянный на ароматах трав и цветов. Было ощущение, что ты продираешься сквозь густую патоку. Поэтому мы стремились скорее выбираться на открытое место, где нас обдувало лёгким ветерком. Заведя руки за спину и приподняв немного рюкзак, можно было хоть на мгновение ощутить желанную прохладу на спине.

       Так мы и продвигались вверх по склону. Вот со стороны ледника подул лёгкий ветерок. Мы уже порядком устали. Бывает такой момент, когда от усталости уже мало обращаешь внимания на окружающее. Намечаешь себе какой-то валун, думая, что вот доберёшься до него и, сбросив рюкзак, наконец-то отдохнёшь. Но дойдя до намеченного камня, начинаешь хитрить с собой: «Нет, ещё до того камня дойду». И так порой несколько раз. Ведь за тебя никто твой рюкзак не понесёт, да и самому надо идти вперёд. Так через силу набираем высоту.

       Примерно в таком состоянии мы вышли на новый гребень. Только показались наши головы из лощины, как мы увидели шагах в десяти перед собой большого сурка. Он стоял на задних лапах и самозабвенно посвистывал. Мы замерли. Он остолбенел. Классическая сцена из «Ревизора» Гоголя. «Господа, к нам…» - сурок скорее пришёл в себя и с размаху плюхнулся на все четыре лапы. Тут же он припустил прямо… к нам! «С ума сошёл, что ли?» Но всё стало понятным, когда он в изящном прыжке влетел в нору, которая находилась за большим камнем с его стороны и поэтому нам была не видна. Только оглядевшись, мы смогли оценить всю прыть ошалевшего зверька. Все другие норы, которые во множестве были на этом плато, находились значительно дальше от него, чем та, которая была с нашей стороны. Нельзя было не оценить безумной храбрости сурка, и мы положили на камень рядом с его норой лепёшку лаваша.

       Сурки очень миловидны. Нам встретился горноазиатский сурок ( Mormota baibacina). Он похож на байбака или тарбагана (разновидности сурков). Среди грызунов в Европе и Азии они по размерам уступают только бобрам и дикобразам, достигая при этом до 60-70см. К осени они накапливают жирок и могут достигать до семи и более килограммов. У них очень красивая и тёплая шубка, что во многих местах сделало их охотничьим трофеем. Сурки, как и бурундуки, относятся к беличьим. Иногда сурок может стать переносчиком чумы. Интересно, что французский учёный Мишель Пессель считает, что Геродот (484 – 425гг. до н/э), описавший в своей «Истории» золотоносных муравьёв, был не так далёк от истины. На самом деле основой для этой легенды могли послужить гималайские сурки с плато Деосай, из нор которых племя Минаро добывало золотую пыль. 



                Под рукой не оказалось портрета сурка и потому 
                предлагаю полюбоваться на его ближайшего родственника.
                Бурундук сибирский (Tamias sibiricus).