У каждого есть право на выбор

Арина Ермилова
"А на утро все изменится и перетрется, но к вечеру все повторится опять".
                Гарик Сукачев

Михаил приоткрыл левый глаз. Голова ужасно болела. Язык прилип к сухому нёбу. Вчера опять пил... Без водки он не мог уснуть уже несколько месяцев. С тех пор как ушла жена и забрала сына. До этого он, конечно, тоже прикладывался, особенно, когда мать заболела и слегла.
 
Переживал, варился в собственном соку, но молчал, закусив губу. Работать приходилось с утра до ночи, маленький ребенок, вечно недовольная своей одеждой и внешностью жена, больная мать. С утра в офисе, вечером и до ночи бомбить на старой "Ауди". Ночью выпить и спать.

Через пару месяцев начались скандалы. Жене, Алле не хватало внимания, да и вообще чувства угасли. Поэтому все, что она хотела это денег. Но Миша отдавал половину зарплаты на мамины лекарства и жене вечно было мало.

В конце концов Алле все это надоело, и однажды Михаил, вернувшись с работы, обнаружил пустые шкафы и полное отсутствие жены и сына.

На следующий день позвонили из больницы, где лежала мать: "Метастазы распространились почти по всем внутренним органам. Операция бессмысленна. Химиотерапия эффекта не дала. Лучше забирайте домой. Пусть хоть последние дни побудет в знакомой обстановке".


- Операция бессмысленна. Метастазы. Домой. - Михаил несколько раз повторил эту бессмысленную фразу.

А куда домой? В ее одинокую "однушку"? Или ко мне? Так она еще больше расстроится, что внука нет. И я с Алкой на ножах...

Забрал к себе. Через месяц похоронил. Жена на похороны не пришла.
На работе взял отгул. Бухал неделю.
В воскресенье утром осознал, что завтра на работу. Врач, капельница. Туман медленно улетучивался из головы.

И вот он снова лежит "никакой", доползти бы до телефона, позвонить врачу, пусть опять капельницу поставит... Приехал нарколог. Поспрашивал сколько дней длится запой. Получил ответ, покачал головой и начал приготовления...

Мне 34 года... Разве это много?! - размышлял Миша.
Разве в 34 года живут как я? Чувствую себя стариком... Ни матери, ни жены, ни сына. А разве думал я в детстве, что буду жить так? Разве мечтал я о таком?

Вспомнил детство. У него был друг Пашка. Хороший друг, они жили в одном дворе. Вспомнил Миша как орал с улицы: "Пааашаа, Пааашааа! Выходи! Пойдем гулять!" И Пашка выходил, если мама отпускала. И они бежали гулять вдоль речки, бросали в нее камни или мчались на стадион - лазать по перекладинам.

И вспомнил последнюю с Пашкой встречу. Миша помнил как сейчас, был конец февраля,  уже начали таять сугробы. Мальчишкам было по 11 лет. Он как обычно позвал Пашку и они побежали на речку. Кидались снежками и отрывали сосульки с домов. Добежав до речки бежали вдоль обрыва. Пашка увидел огромную сосульку на ветке дерева и побежал за ней, Мишка хохотал над тем как друг поскальзывается и чуть не падает. И вдруг Паша сорвался вниз, в реку. Лед уже успел подтаять и Паша провалился.

Несколько раз он пытался вынырнуть, хватаясь за льдину, но тяжелая намокшая пехора тянула его под воду. Еще 2-3 раза показалась запрокинутая голова мальчика, рот, судорожно пытавшийся глотнуть воздуха. И все.

 Миша стоял на берегу и не знал, что делать. По другую строну реки шел какой-то мужик. Миша мог ему крикнуть, наверно, он бы услышал, но не стал. Он стоял в стопоре. Несколько раз порывался вниз, но останавливался, то ли от страха, то ли от осознания безысходности.

Постояв еще минут 15 на берегу, Миша пошел в сторону дома. Надо было придумать, что говорить маме.
В тот день мама ничего не спросила. Но он не выдержал и сам выдал свою историю о том, как они с Пашкой поссорились около школы и разбрелись в разные стороны. Паша в сторону речки, а он сам в сторону дома.

Вечером пришла Пашкина мама, узнав, что друзья не вместе уже часа четыре, расплакалась и ушла.

Потом была милиция, начались поиски, но то ли они велись очень вяло, то ли Пашкино тело давно уже унесло течением, в итоге ничего не нашли.

Миша стал очень скрытным и нервным. Мама списывала это на сильную загруженность в школе и на ранний переходный возраст. Начались проблемы со сном. Несколько раз мама ловила Мишу на балконе, пытавшегося в бессознательном состоянии перешагнуть через перила. Стали спать в одной комнате. Однажды Миша разбудил мать истошным криком:

- Паша зовет меня!! Зовет к себе!!
- Куда к себе?
- На дно! Мне страшно!!

Мать разбудила сына и то ли от того, что все поняла, то ли просто для того, чтобы психика сына окончательно не разрушилась, решила переехать в другой район.

Какая-то подружка с работы посоветовала ей сводить ребенка к экстрасенсу, вроде как своего она водила, когда дома один боялся оставаться и истерики закатывал.

Переезд состоялся. Ночные бдения прекратились. Снова началась спокойная жизнь.
Миша закончил школу, поступил в институт. В институте у него появилась девушка. Познакомил с мамой, вроде все остались довольны.

На третьем курсе Алёна забеременела. Долго спорили, что делать с ребенком. Миша настоял на аборте. "Жить не на что, ребенка не прокормим". Мама только тихо просила еще раз подумать и не брать грех на душу. Ее не услышали.

После аборта Алена была сама не своя, начались ссоры и вскоре пара распалась.
А на своей первой работе Миша встретил Аллу, сыграли свадьбу. Алла с Мишкиной мамой не сдружилась. И постоянно капала мужу на мозги, что не хочет с ней жить. Разменяли квартиру, купили две однокомнатные. Разъехались.

К этому моменту процедура "очистки организма", как выразился врач-нарколог, окончилась. Миша расплатился и проводил врача. Включил телевизор, "поползал" по каналам и уснул.


Проснулся он от звуков с кухни и вкуснейшего запаха маминых котлет и вроде еще пирожков с капустой...
-Боже мой... Я что умер? Что это за квартира? Где я? - мысли роились в голове

- Мааам!! - крикнул Миша

Мама почти влетела в комнату. Здоровая и веселая.

- Ты что так орешь? Алёнка же Илюшку укладывает!

- Алена?? Илюшка?? Мам, я умер?

- Миш, ты что вообще уже со своим бизнесом с ума сошел? Аленка, жена твоя, в соседней комнате укладывает сына спать

- А у нас еще дети есть?

- Сынок, ну ты что-то проснулся совсем не в себе. Конечно, есть у вас еще дочка, так ей 14 лет уже скоро. Пошла с подружками гулять. Скоро вернется, к ужину обещала.

- Мам, а помнишь у меня друг Пашка был, когда мы на Ленина жили. Куда он делся?

- Что значит куда делся? Никуда не девался. Они переехали куда-то, а потом и мы следом... А сейчас вроде Паша вообще в Германии живет, на немке что ли женился. Не знаю, на работе что-то болтали давно уже... Я и не помню. Я же вроде говорила тебе...

- На немке? А... А Паша в речке не тонул? - Миша задал вопрос и понял, что это уж слишком.

- В речке? В речке ты у меня тонул, в феврале 91 года, 11 лет тебе было. Пришел весь мокрый. И болел потом ангиной 2 недели, еле выкарабкался, хорошо хоть осложнения не пошли...

- А Пашка? Пашка где был??

- А Пашка дома сидел. Его мать не пустила. Сказала он двойку по литературе получил и стих заставила учить.

Михаил сидел на диване в ступоре. Вскоре пришла Алёна, румяная и свежая, чмокнула его в щеку и села рядом. У нее он тоже спросил жив ли он или мертв, получил ответ о том, что они все живы и здоровы.
 Мама позвала ужинать, пришла Танечка, старшая дочка.
 Миша задыхался от счастья. Он постоянно обнимал, то маму, то жену, то дочку.
И очень не хотел ложиться спать...