Грифон

Ирина Лианова
См.содержание романа
http://proza.ru/2013/12/13/1795

См. предуведомление:
http://www.proza.ru/2015/02/17/1672

См. несекретные материалы:
http://www.proza.ru/2014/02/01/2322
 
Вернись к Роману!
http://proza.ru/2015/03/05/116


ЗАПИСКИ МЕДВЕДЯ
или
ПО ТУ СТОРОНУ РЕАЛА
(роман)


ПРИЛОЖЕНИЕ №11

/НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ/
Внимание: Это должен знать каждый!

СПРАВОЧНИК ДЛЯ НЕПОСВЯЩЁННЫХ


ГРИФОН

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хотя уже около 400 лет учёные-гуманисты, историки, фольклористы, филологи, археологи, палеозоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, он ещё остаётся в существенных чертах загадочным и неясным.


ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
Слово "грифон" происходит от греческого ";;;;", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого ;;;;;; — "изогнутый" или "искривлённый". Однако, учитывая восточное происхождение этого вымышленного существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "*k'rub" — "сказочное существо", от которого в свою очередь произошло и древнееврейское слово "ke;r;b" (херувим, «крылатый ангел»). Возможно, что происхождение слова связано и с древнеперсидским "giriften" — "хватать" (177: p.276)


СРЕДНЕВЕКОВАЯ СИМВОЛИКА
Считалось, что родом они из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.
Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню.


ГРИФОН
Грифон - фантастическое, мифическое крылатое существо, полуорел-полулев. У него острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль и в различных мифах и в литературе неоднозначна.

Грифон символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединил символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, - пишет М. Элиаде - всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".


В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон.

Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.
Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают".
Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо».

В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).

Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы.

Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 год) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".



ГРИФОНОПОДОБНЫЕ СУЩЕСТВА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО МИРА И ОБРАЗ ГРИФОНА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
В современном искусствоведении значение лексемы "грифон" значительно шире, чем в литературе. Грифоном может называться не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, а и другие комбинации этих животных. Различают "львиных грифонов", т.е. существ с телом льва, крыльями, иногда передними лапами как у орла, но с головой льва, и "орлиных грифонов", т.е. классических грифонов, с телом льва, крыльями и головой орла.

В наиболее широком смысле, слово "грифоны" может употребляться практически ко всем соединениям четвероного животного с птицей не поддающимся однозначной идентификации.
 
Грифоны в Древнем Египте - это сочетание четвероногого кошачьего и птицы.

В греческом искусстве грифоны периодически изображаются запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, наиболее часто Аполлоном ("Аполлон верхом на грифоне").

Классический образ грифона — существа с телом льва, крыльями и головой орла — несомненно окончательно сложился в древнегреческой культуре.. Однако нет никаких сомнений, что прототип грифона стоит искать на Востоке — в культурах Ассирии, Вавилона и Древнего Египта.


СВЯЗЬ С БОГАМИ
Говорить о том, что грифоны были интегрированы в греческую мифологию пожалуй нельзя, но грифоны вместе с этим выступают как атрибуты некоторых божеств, или вернее будет сказать, используются последними в качестве ездовых животных. В первую очередь грифоны связываются с Аполлоном, скорее всего, на почве мифа о гипербореях. На древнегреческих вазах периодически встречается изображение Аполлона верхом на грифоне (Краснофигурный килик "Аполлон верхом на грифоне").
 
Так как Гиперборея иногда могла трактоваться как некое царство мёртвых, сближаясь в функциях с Островами Блаженных, то Аполлон может трактоваться на этих изображениях как повелитель царства мёртвых.

Именно на грифоне, иногда с поднятой вверх рукой, часто в восточных, высоких сапожках и коротком плаще Дионис-преследователь изображён на пеликах из Пантикапеи... В дионисийско-орфических представлениях — это Хозяин нижнего мира спешит к очередной невесте (жертве?), чтобы вступить с ней в брак в мире мёртвых" Характерно и то, что в этих сценах Дионис изображается исключительно на грифоне, в то время как другое животное, которое было его обычным атрибутом — пантера, здесь не встречается. Этот сюжет характерен для ваз в женских погребениях. Таким образом грифон определённо связывался, судя по вазописи IV в. до н.э., с потусторонним миром.

Существовала и некоторая связь грифонов с Зевсом. У Эсхила грифоны называются "остроклювыми безгласыми собаками Зевса", известны изображения грифонов, находившиеся в святилище Зевса в Олимпии.


МОРАЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ГРИФОНОВ И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Широко распространённое мнение о том, что грифон обычно считался положительным образом и символизировал Христа, или по крайней мере позитивные для христианина ценности, не выдерживает никакой критики. Скорее всего этому стереотипу мы обязаны не столько символизму Средневековья, столько Данте, авторам XVII-XVIII вв. и геральдике. Для уяснения некоторых вопросов, связанных с символическим значением грифонов в христианской культуре, нам придётся обратится к самой главной для каждого христианина книге — Библии.

Как таковые грифоны в Библии отсутствуют, однако там встречаются некоторые явно родственные образы. Конечно же, это образ крылатого льва, хорошо известный в христианской символике, так как часто именно в таком обличье выступал один из евангелистов, по наиболее распространённой трактовке — Марк. Эпизод в Новом Завете, давший возможность подобной трактовке находится в Откровении Иоанна Богослова (Откр.4.6-8). Хотя здесь имеются ввиду херувимы, так как образ четырёх животных безусловно навеян видением Иезекиля, а именно образом меркабы, небесной колесницы несущей ковчег (Иез.1), образ крылатого льва, вполне мог повлиять на символику или моральную трактовку грифонов. Довольно интересен и тот факт, что книга Иезекиля была написана во время Вавилонского пленения и впитала в себя образность вавилонского религиозного искусства, в котором крылатые львы и другие подобные им существа не были редкостью. Интересен ещё один образ крылатого льва в Библии, на этот раз в книге Даниила (Дан.7.2-4):

"2. ...видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

3. И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

4. Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему."
Книга Пророка Даниила. 7.2-4 (7)


Четыре зверя олицетворяют собой четыре государства, из которых крылатый лев представляет и являет собой Вавилонскую державу, врага и притеснителя иудеев. Эти четыре животных — своеобразная модель всемирной истории, в которой четыре государства, управляющие миром падут, как нечто чудовищное и неестественное, и уступят место царству Божьему. Хотя здесь описывается крылатый лев, но в Средние века образ первого зверя из видения Даниила довольно сильно отличался от крылатого льва, каким изображался Марк ("Quatre B;tes"). Практически одинаковые образы, но наполненные различным содержанием приводили, как видно, к изменениям и в изображении их.

Разумеется, актуален вопрос о том, насколько "составляющие" грифона — лев и орёл, и их морально-символическое толкование повлияли на отношение к грифонам и каково было отношение к ним самим. Можно говорить, что в целом лев и орёл — положительные символы. В Библии лев обычно выступает символом мужества, непреклонности, силы, власти и свирепости. С ним связаны как положительные, так и отрицательные коннотации, но благодаря "Физиологу", в котором лев был однозначно связан с фигурой Христа, в средневековой литературе и искусстве можно говорить об общем положительном отношении к этому животному (113: p.137). Точно так же можно и говорить об орле, чьё символическое значение было менее ярким, но также положительным.

Разумеется главным объектом упражнений толкователей стала Библия. Но мир — Божие творение, и каждая в нём вещь являла собой открытую книгу, отражение его сути, которую можно было понять и проинтерпретировать. Можно вспомнить мистика XII в. Алана Лилльского, который наиболее ёмко выразил эту мысль: "В мире всякое творенье — книга и изображенье, будто зеркало для нас." Ничто в мире не считалось случайным и всё имело свой потаённый смысл.
 
Грифон мог обозначать дьявола, уносящего души людей в пустыню ада, подобно тому, как грифон уносит людей в пустыню, чтобы пожрать (72: p.186) (видимо эта трактовка восходит к бестиарию Пьера из Бовэ), плотский грех (193: p.192).

Грифон, как положительный образ, появляется, кажется, только у Данте. В XXIX-XXXII канцонах "Божественной комедии" Данте наблюдает триумфальную процессию повозки, символизирующей церковь (образ взят из видения Иезекиля), сопровождаемую символами библейских книг, Евангелий, трёх христианских добродетелей, четырёх основных добродетелей и пр. Везёт эту повозку грифон. Согласно комментаторам "Божественной комедии", грифон может символизировать Христа или папу. Обе трактовки вполне вероятны: Христос обладал двумя природами — божественной и человеческой, и, соответственно, папа — властью церковной и светской.

Данте постоянно подчёркивает двойную природу грифонов, их "двухсоставность", "двоерождённость". Этот, в данном контексте, вне всякого сомнения положительный образ, видимо, сыграл в дальнейшем немалую роль в положительной трактовке грифонов.


ГРИФОНЫ И ВОСТОЧНЫЕ ЛЕГЕНДЫ ОБ ОГРОМНЫХ ПТИЦАХ
Вера в грифона была жива ещё в начале XVI в., когда испанский историк писал о том, как участники второй экспедиции Колумба приняли следы неизвестного животного на песке за следы грифона. (199: c.295-296)


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ГРИФОНА в XVII-XX вв.
Проведя многочисленные параллели из мифов других индоевропейских народов, исследователи приводят такую реконструкцию этого мифа:
"На границе миров, в порубежном локусе, у входа в иной мир, который маркируется образом мировой горы (Рипы) или мировой реки (Океан, источник Плутона), обитают тератологические существа — стражи подземных богатств и входа в "страну блаженных".  В "тот" мир совершают путешествия только фантастически гигантские птицы, вступающие в жестокие схватки с его охранниками. Птицы доставляют туда души умерших, а оттуда — новую жизнь, плодородие, души новорожденных, напиток бессмертия и жизни, а в более поздних мифах — золото и драгоценности".
Запорожченко А.В., Черемисин Д.В. "Аримаспы и грифы" (175: с.89)


ТЕОРИЯ ЭДРИЕН МЭЙОР
Грифоны выкапывают золото, когда роют себе норы "Это первое упоминание о гнёздах грифонов."
Mayor A., Heaney M. "Griffins and arimaspeans"

"Скифское искусство 700-х гг. до н.э. примечательно изображениями неизвестных животных, включая грифоноподобных. Скифские могильники середины V в. до н.э. — во время Эсхила и Геродота — были открыты в этом столетии советскими археологами в Пазырыке, Иссыке и других местах. Сотни золотых изделий изображающих четвероногих животных с клювами были найдены в этих могилах. Ещё одним примечательным открытием была находка мумифицированного тела скифского вождя, чью спину украшали татуировки грифонов и других животных.

Несмотря на многовековое изучение образа этого существа, грифоны продолжают оставаться во многом загадочными как по происхождению, так по своим функциям. Его образ, кажется, всегда был популярным в культуре Европы начиная со своего появления там. Об этом свидетельствуют тысячи античных изображений грифона, широчайшее применение его в фамильных и городских гербах средневековой Европы. В литературе Нового Времени этот образ, начиная с реминисценций легенды о грифонах и аримаспах у Мильтона и Гёте и заканчивая литературой фэнтези, прожил богатой и полновесной жизнью.


ГРИФОН В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
— В мультфильме «Волшебный меч: В поисках Камелота» Грифон, имеющий кошачьи глаза и уши, работает на главного антагониста.

— Грифон — популярный персонаж произведений жанра фэнтези.
В серии романов о Гарри Поттере название факультета Гриффиндор в переводе с французского означает «золотой грифон». Кроме того, у кабинета профессора Дамблдора есть латунный молоток в виде грифона, чтобы стучать им в дверь.

— Грифоны на мосту в Петербурге

— Грифон на шевронах МВД Украины

— На Украине спецподразделение судебной милиции называется «Грифон».


ГРИФОН В ГЕРАЛЬДИКЕ
Грифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.

В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.

Грифон изображён в личном гербе рода Романовых.


***
«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные»

Герб составлен в царствование императора Александра II.

Вернись к Роману!
http://proza.ru/2015/03/05/116