Рита

Светлана Шок
Рита, и по документам вовсе не Рита, а Майя Семеновна. Майей, так назвал отец, красный командир конного полка, потому, что родилась она в апреле почти, что в мае, в 1936 году. Мама Риты, Августа Васильевна, не согласна была с выбором мужа, и назвала ее по-своему: Ритой, т.е Маргаритой, что в переводе на русский - "звездочка", "звезда".
Красный командир Борисов Семен во время Отечественной войны 1941-45гг., освобождая от немецко-фашистких захватчиков Прибалтику, именно Литву, погиб. Перезахоронив отца и мужа на родине в Сычевке, это на Смоленщине, Рита с матерью переехали, ближе к месту гибели его отца в город, что в сорока километрах от Литвы.
Я познакомилась с Ритой, когда наш третий детдомовский класс перевели из первой школы в восьмую. Я попала в 3-й "А", посадили меня за первую парту, а за последней сидела Рита.
Как то раз она подошла ко мне, взяла за руку и сказала:
- Давай дружить.
-Давай, - ответила я.
Перед звонком на урок мы подошли к нашей учительнице и Рита обращаясь к ней, попросила:
- Пусть Света сядет рядом со мной.
Так мы подружились и эту школьную дружбу пронесли через всю жизнь.
Характер у Риты был, действительно, как у звездочки: хрупкий, нежный, ранимы, хотя по ее внешнему виду этого сказать было нельзя. Особенно резко он изменился, когда мать вышла замуж за человека грубого, пьющего, за долги которого мать расплачивалась пенсией дочери, получаемой за отца.
Не сложились у нее  с ним отношения и после того, когда он привез свою родную дочь, которая была гораздо моложе Риты.
-Будешь ее опекать, - строго заявил отчим, - отводить в школу, встречать из школы и чтобы она была всегда рядом с тобой, где бы ты не была. Так Люда стала тенью своей сводной сестры и главным "докладчиком" своему отцу о событиях, произошедших с ней. Это тяготило Риту.
Отдушину она находила в школе. Девочки были очень дружны между собой. часто ходили в гости друг к другу. Только к Рите заходили с опаской. Если отчим находился дома, он грубо заявлял:
- Что, делать больше нечего? А ну-ка убирайтесь по домам, а ты, указывая на меня можешь остаться. Я оставалась, Рита плакала, я ее тихонько уговаривала. Вообщем, семьи у Риты не было.
Время шло. Мы переходили из класса в класс и взрослели. Однажды я заметила, что по субботами воскресеньям Рита куда-то исчезает, не приглашая меня. Но секрет быстро раскрылся. У нее появился друг Казик. Мальчик из польской семьи. Взахлеб она стала мне рассказывать, как вечерами целой компанией они усаживались в лодку и уплывали далеко от города. Потом приставали к какому-то берегу, жгли костер, пекли картошку и рассказывали истории из школьной жизни. Рита влюбилась и воспряла духом.
Закончив семь классов, я поступила в педучилище, а моя подруга осталась в школе, продолжая свое образование. Мы стали встречаться реже. А потом я уехала на Север.
Наша дружба на этом не закончилась. Мы переписывались долгие двадцать лет. Из писем я узнала, что она после девятого класса закончила медучилище, получив профессию медсестры. устроилась на работу в детсад-ясли. Вышла замуж за Володу, доброго, отзывчивого, работящего человека, родила трех дочек, одну их них назвала в честь меня Светой. Вообщем, создала семью, которой у нее не было в детстве, и о которой она мечтала, стала заботливой женой и матерью.
Встреча после двадцатилетней разлуки была радостной.
Поужинав, выйдя на балкон четырехкомнатной квартиры, говорили, говорили, говорили. Уже скрывалось за горизонт солнце, появлялись звезды, мы взглядывались в небо, ища свою счастливую звезду, потом находили Большую медведицу, которая зависала прямо над нашим балконом, и снова говорили, говорили, говорили. О чем можно говорить удивлялся Володя.
А воспоминаниям не было конца.
Вспомнили Лиду, одноклассницу, девочку с желтыми косичками.
В школе так было заведено: приходить в школьной форме, в простых чулках в "резиночку", в туфлях или ботиночках на низком каблуке. Прическа - четыре косички: две заплетенные сверху, которые вплетались в две нижние. У Лиды были волосы не для косичек, поэтому мама, Вера Ивановна, дочке купила желтую шелковую ткань, разверечала на ленты и вплетала их в косы. Так и прозвали одноклассники Лиду девочкой с желтыми косичками. Ее это не смущало, потому что по характеру она была добродушна, отзывчива, доброжелательна и талантлива. Она хорошо танцевала. Как дочь полковника Красной Армии, прошедшего всю войну и оставшегося дослуживать в Германии, имела право посещать занятия в Доме офицеров, где научилась играть на аккордеоне и учила нас игре в шахматы. Мы любим эту девочку и ее дом.
Двери дома ее всегда были открыты для друзей. Когда намечалась какая-нибудь встреча, Вера Ивановна специально пекла пироги, поила собравшихся чаем, а потом Лида играла на аккордеоне и учила нас в шахматы. Мы любили эту девочку и ее дом.
Чаще всего свои праздники мы отмечаем в квартире Гали. Она была немножко старше нас, довольно строго нрава, и поэтому мы избрали ее комсоргом класса. Она была рада, когда мы шумной компанией вваливались к ней. Начиналось столпотворение: шутки, песни, пляски, под музыку аккордеона, на котором играла Лида, потом вдруг все замолчали, чинно-важно, уставшие, мы садились за стол и пили чай. Закончив чаепитие, шумной толпой вываливались на улицу, разгоряченные, продолжали подшучивать друг над другом, бродя по узким улочкам города, и разбредались, умиротворенные, по домам. Так проходили дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами, и не заметив, как пришло время расстаться. Закончилось наше семилетнее образование. Наступило лето, друзья стали разъезжаться на отдых. Возвращаясь в конце лета в город, мы договорились сообщать об этом запиской, класть ее в дупло под пень, который находился на поляне возле нашего детского дома. Так как я, возвращалась из летнего лагеря первой, то и первой узнавала, кто когда приехал. Однажды, прочитав очередную записку, я обнаружила в дупле кулек шоколадных конфет. Значит встреча, намеченная на 28 августа, будет еще и подслащенной. Здорово!
Первой на поляне появилась Галя. Мы обнялись по-братски, уселись на траву и стали разговаривать о том, кто где был, как провел лето. В моем рассказе ничего восторженного не было. А у Гали с уст не сходила загадочная улыбка, огоньками искрились глаза. Я поняла, что рассказ ее будет интересным.
- Знаешь, Света, как-то настороженно, очень тихо начала она - я влюбилась.
-Галя, Галя, наша строгая недотрога, комсорг и вдруг влюбилась?
-Да, это случилось в поезде. Я стояла у окна, ко мне подошел мальчик и очень просто произнес: - Здравствуйте, девочка. Меня зовут Алик. А вас?
-Аля - с перепугу произнесла я.
Его простота, внешний вид и красивый, очень низкий, бархатный голос сразу заворожил меня. Говорили о школьных делах, кто куда едет на каникулы и когда будет возвращаться. Говорили долго. Всю ночь я не могла уснуть. Мне так хотелось, чтобы скорее наступило утро. А потом снова встреча у окна, долгий разговор, обмен адресами и долгие ожидания следующего лета и встречи. Так закончила свой рассказ.
На второй день, идя после обеда из столовой, я увидела, что около нашего пня кто-то стоит.
-Света, Света, иди сюда, - позвала меня Лида. Да, это была она.
- Света, я влюбилась, как - то неожиданно громко произнесла она.
У меня внутри что-то екнуло. Вот и еще одна влюбилась.
-Кто он?
- Витька.
- Витька? Ничего себе друг... Внешность заурядная. Один чуб, выбивавшийся из-под тюбетейки и курточка, шитая им же самим. Правда, брюки выглажены были так, что об "стрелки" можно было "порезаться", ботинки начищены до блеска - вот все достоинства. Витьку знал весь город, а если не весь, то половина точно.
- Он же старый, уже работает, - вдруг произнесла я и в душе что-то заныло: обидела...
- Эх, Света, Света, ничего ты в любви не понимаешь, - тихо произнесла Лида - завтра вечером встречаемся все на нашей улице.
Так было принято, что 28 августа на главную улицу города выходили старшеклассники из всех школ города, чинно и важно прохаживаясь по тротуару, разглядывая и оценивая друг друга после летней разлуки.
Собралась и наша веселая компания. И никто тогда не подозревал, что девочки выросли: прошло детство и наступила юность.
Вот об этом обо всем мы с Ритой говорили тогда, в летнюю ночь, сидя на балконе, глядя на звездное небо и Большую медведицу, над нашим балконом.
- Рита? А почему Володя, а не Казик? - смущаясь произнесла я.
- Так случилось, что возвратясь после летних каникул, я узнала, что у Казика появилась новая подруга. Я же пошла учиться, потом уехала из города, а когда вернулась, он уже женился да и не один раз. Сейчас иногда встречаемся, когда едем на работу. Он подойдет ко мне и, ничего не говоря, чмокнет меня в щечку и удалится. У меня что-то оборвется внутри, сожмется сердце и так  расстаемся до следующего рабочего дня - вздохнув проговорила она.
Последняя встреча у нас с Ритой произошла в 1993 году, летом, а осенью во время операции она умерла, унося с собой любовь того, кого любила всю жизнь.
Иногда вечером, когда совсем стемнеет, я выхожу во двор своего дома и внимательно взглядываясь в ночное небо, ища Большую медведицу и ту звезду в ней, на которой, я так думаю, поселилась истосковавшаяся по любви, душа моей школьной подруги.