Записки про писателя. часть вторая

Александр Травников
Александр ТРАВНИКОВ

ПРО ПИСАТЕЛЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
полуклассик и зверства идеологического отдела КПСС

Когда мой рассказ про полуклассика был опубликован, я даже не надеялся, что будет столько читателей. Особенно много оказалось желающих подредактировать этот рассказ.
С этим энтузиазмом литераторов, издателей, писателей, журналистов, и просто читателей однозначно нужно было что-то делать. И я решил внимательно выслушать всех тех, кто имел что сказать.
И что Вы думаете? Все их предложения и советы свелись к тому, что в рассказе отсутствовала важная с их точки зрения составляющая правильного рассказа. В нем не было выводов, которые я должен был, просто обязан был, изложить в конце рассказа.
Если учесть, что я даже и не собирался предлагать никаких выводов читателю из простого и правдивого изложения фактов, и событий в их, той хронологии, в которой они и происходили, а как известно, никакая рефлексия не позволит ничего изменить из того, что уже произошло, то я решил воспользоваться подвернувшейся оказией и попросить дать ответ на мучившие меня вопросы клинического психолога, с кучей дипломов подтверждающих многочисленные аттестации, и повышения квалификации по специальности.
К этому клиническому психологу очередь была расписана на несколько месяцев вперед. Но мне повезло. Ведя одно из гражданских дел в Суде, мне требовалось заключение эксперта. И в качестве такого эксперта судом и был выбран именно этот специалист. Так как обсуждение 300 страниц больничного дела, который сами знаете каким почерком был написан нашими эскулапами, дело утомительное, то в порядке разрядки, я дал эксперту почитать свой рассказ.
И что Вы думаете. Он, клинический психолог, тоже заявил, что рассказ следует доработать, дополнить и подредактировать. А ответ на вопрос, что именно следует сделать, поставил меня почти в тупик. Эксперт прямо и с ходу заявил:
- А где резюме? Где выводы. Где так сказать, - «Мораль сей басни такова???!»?
Кстати, к чести клинического-психолога, которого с этого момента я стал называть еще и психиатром человеческих душ, прочитав мой рассказ, по моей просьбе, тут же составил, изложил и описал словами такой психологический портрет героя моего рассказа, так четко разложил на составляющие все причинно-следственные связи и мотивы поведения моего героя, что я понял, за что ему платят такие деньги, и за его советами стоит такая очередь.
В то же время, так, как никаких выводов я сам навязывать никому не собирался и не собираюсь, не в моих это правилах, ведь писатель и его рассказы, это не более чем разновидность зеркала, в он хочет, и как это есть на самом деле с учетом его личного опыта и разумения, то стало понятно. Нужно писать продолжение.
Благо дело, после предложений помочь переписать рассказ, стало ясно о чем писать продолжение. Мне такого понарассказывали. И про себя, и про полуклассика, что отказать стало невозможным. И я с удовольствием приступаю к этому процессу.
В те, стародавние времена тотального господства единой и единственно верной государственной идеологии, самым страшным и влиятельным был идеологический отдел КПСС*.
И все инженеры человеческих душ, то есть писатели и их младшие братья, журналисты и разные общественные коры, проходили по этому идеологическому ведомству.
Как Вы помните из предыдущего рассказа, именно этот отдел коммунистической партии принял самое живое и посильное участие в создании имени и имиджа хоть и местного, но почти классика местечковой литературы. И надо же такому случиться, что к этому приложил руку действительно талантливый советский писатель, Александр Твардовский.
Как Вы понимаете, Партия никогда, и ни в чем, а тем более сам идеологический отдел Партии** ошибаться просто не могли и ни при каких условиях. Особенно в людях. Да и подставлять Генерала, или по Войновичу, действительного «Гениалиссимуса» советской литературы и действительности Твардовского, которому ею же и был рекомендован наш деревенский претендент на классики литературы, ну никак не могла.
А случилось вот что.  Издав массовым тиражом полу гениальный труд местного полуклассика, Партии требовалось бороться за идеологическое влияние во вселенной. То есть один шаг повлек за собой неизбежность других шагов, и они конечно, другие шаги последовали. А ближайшей сферой влияния Партии конечно же были страны социалистического лагеря.
Сказано - сделано! Было принято решения Партии приобщить, так сказать, к образцам культуры и литературного творчества одну из стран Восточной Европы. И в качестве образца для приобщения было выбрано отработанное и идеологически выверенное творение нашего полуклассика.
Решение принято, следует приступать. Приступили к переводу на иностранный язык. Перевели. Напечатали. Теперь следовало показать живого писателя заграничному читателю. И после долгих согласований, проверок и сбора и заверения кучи документов, характеристик, прохождения немыслимого количества инструктажей и экзаменов на знание основ социализма и интернациональной дружбы народов мира, Партией было принято решение отправить нашего полуклассика в заграничную командировку. И отправили на свою голову.
Отправили, но не забыли. Пошло пол года. И ему хоть и Восточная, но Европа понравилась. Возвращаться он не только не горел желанием, но и похоже было не собирался. Какая разница – где творить нетленку?
Так, прошло еще пару месяцев.
Тут идеологический отдел Партии забеспокоился. Попахивало персональной ответственностью, за ошибку. Спросили бы с каждого по полной, за неверный выбор достойного, действительно готового стать полуклассиком советской литературы, и вечно быть за то благодарным и партии и правительству.
Ужасы стали мерещиться сотрудникам идеологического отдела. Все понимали, что Суд будет коротким и беспощадным. Конечно не таким уж и страшным и безжалостным, как во времена Сталина. Но явно и быстро назревал скандал.
Картинки разборок в головах идеологов рисовались самые мрачные. А как бы это оказалась бы капиталистическая страна? Ладно в странах соцлагеря своих полуклассиков литературы хватает. А если бы идеологические враги из ЦРУ приметили бы? Тем более такого полуклассика, которому нужно помогать писать, акценты за него расставлять, темы выбирать актуальные и своевременны моменту. Ладно Солженицын, Пастернак, Бунин и другие русские писатели и литераторы сами писали. А тут вдруг такая находка? Бери и пользуйся.
Ведь наш полуклассик, говоря словами Мао Цзэдуна, был как чистый лист бумаги, на котором можно написать самые красивые и новые иероглифы! Идеологи Партии знали, с чем, а вернее с кем они имели дело. А как бы идеологические враги воспользовались бы такими знаниями и выбором? Хлопот бы потом не обобрались.
Ситуацию нужно было спасать. Причем спасать срочно, и делать это самим. Без привлечения так сказать специалистов другого профиля. Пока все это не вылезло на свет, не стало достоянием старших партийных товарищей и общественности.
Хоть и ругают сейчас Партию, но дураки на высшие должности просто так не попадали. Тем более в идеологический отдел. Да еще и на руководящую должность.
Секретарю идеологического отдела нужно было срочно искать выход из этой ситуации. И он его нашел. Очень даже не тривиальный выход нашел. Оцените.
Когда наш полуклассик уезжал в импортную творческую командировку, то он оставил дома молодую жену, ранее добровольно избравшую для себя роль карманной Маргариты. За границу тогда неженатых не пускали. Детей у них пока не было. Но не было преград, которые бы большевики не могли бы преодолеть.
Вызывает жену полуклассика к себе начальник идеологического отдела. Разъясняет ей вопросы текущего момента и предлагает. Пиши мол своему мужу и нашему подопечному письмо, что он скоро станет отцом. Пусть срочно возвращается. А мы Вам квартиру дадим. В очередь на телевизор, холодильник и машину запишем.
В общем и кнут и пряник предлагают, чтобы не баловал и не колебался с выбором, где жизнь хороша и где жить действительно хорошо. Времена то Брежневские, либеральные наступили. Кнутом только пугали, чаще печеньками и пирожками элиту творческую заманивали.
Тут жена нашего полуклассика в изумление. А где ж я вам ребенка теперь возьму. Раньше нужно было думать. Но для секретаря идеологического отдела это уже был технический вопрос.
- Подберете себе в доме малютки – говорит.
- Чтобы попохожей был. И по срокам подгадаем.
- Скажете мужу, что сюрприз готовили, раньше времени не говорили, боялись сглазить.
А как узнает правду? - спрашивает жена.
Путь главное вернется! Мы тут ему быстро мозги вправим.
Договорились с женой, проинформировали. Там, за границей, в узких кругах тех, кто скучал без Родины, по этому событию нашего полуклассика поздравили, отметили, подарков надарили заграничных. И отправили на Родину. К семье, жене и детям.
Так бы никто об этом и не узнал бы. Но в 1991 году не стало КПСС, а идеологи на какое-то время остались без работы. Вот руководитель идеологического отдела и проболтался. Обидно ему стало, что во всех греха и зверствах его обвиняли. За претензии к себе ему стало обидно.
В общем, система взяла свое. Вот так вот. Вы думаете, почему он больше шедевров не писал?  Да потому и не писал, что система взяла свое, сделала по своему, но колебаний не забыла и не простила. Сделала выводы. Помогать и продвигать дальше не стала. А самому ему и не нужно уже было. Звание полуклассика тоже не плохо кормило. Ему и так хватало.
_________________________

* Для тех, кто забыл, и кто не застал, напоминаю, или разъясняю, что КПСС, это не только честь и совесть той эпохи, но и еще и Коммунистическая Партия Советского Союза. Она была вдохновляющей и направляющей, и главное единственной. А значит, и вездесущей, и всемогущей. Даже без КаГеБе, многие вопросы и сама умела решать.
** Вот вношу по многочисленным просьбам бывших партийных работников некоторые уточнения. Лично я для простоты изложения просто назвал это направление партийной деятельности без особого уточнения деталей и как бы щадя историческую реальность и обобщая, просто идеологическим отделом, а должность секретаря, начальник отдела по идеологии. Однако меня и здесь предложили подредактировать. Поэтому привожу полностью название должности предложившего, и осведомленного о том, как эти события происходили на самом деле. Его должность называлась - инструктор отдела пропаганды и агитации по вопросам культуры и творческих организаций, куратор учреждений культуры и творческих союзов, кино, спорта, наружной агитации и связи с общественностью. И это он на полном серьезе считает важной поправкой, которая должна сделать рассказ лучше, правдивее, точнее передающим важность момента. В общем, зацените сами. 
05-03-2015