Аршиль Горки-4. Окончание

Тина Гай 2
Летом 1942 года Аршиль Горки узнает, что его жена Агнес беременна. Счастью нет предела. Еще не будучи женатыми, Агнес без его ведома,  сделала аборт, что  тогда  повергло Аршиля Горки в глубокую депрессию. Он очень хотел детей. В апреле  сорок третьего ему почти сорок и  у него родилась первая дочка.


В мае семья уезжает на все лето в Вирджинию, на ферму родителей его жены. Когда, вернувшись в Нью-Йорк, он показал написанные в Вирджинии   картины и рисунки знакомой из Музея современного искусства, та была поражена. В его новых картинах было столько света, радости, любви и солнца, что она воскликнула: «Я без ума!» и сразу взяла три из них для выставки.


В 1944 году вся семья вновь живет в Вирджинии, уже  не только летом, но и осенью, почти год.  Во время пребывания на ферме он написал тридцать картин, в числе которых такие шедевры, как «Как вышитый передник моей матери ...», «Цветочная вода», «Пейзаж Вирджинии», «Один год в Милкуиде»  и другие.


Когда Андре Бретон увидел эти картины, он был настолько впечатлен и поражен, что решил организовать выставку его новых работ и сфотографировал одну из них для своей новой книги.


Художник больше не воспроизводит внешне-видимое и узнаваемое, он делает видимым то, что у него внутри: свои эмоции, память, чувства. Аршиль Горки, по словам Андре Бретона,  декодирует природу, а не копирует ее.


В желтой обжигающей палитре выполнена картина «Плуг и песни», в которой художник вспоминал родную солнечную Армению, ее природу и песни в полях. Однажды он сказал: «Никто больше не поет, потому что каждый стал немного деловым. И нет больше плуга. А я люблю плуг больше, чем все остальное».


После Вирджинии с именем Аршиля Горки стали считаться, что для самого художника было полной неожиданностью. В конце года ему предлагает контракт один из самых известных артдилеров Жюльен Леви, устроивший весной следующего года в своей галерее персональную выставку художника.


На выставке представлены все картины верджинского периода, но людей пришло немного, старые друзья, не принявшие сюрреализма Аршиля Горки, выставку проигнорировали, а новых друзей было не так много. И удалось продать всего две картины.


В песочно-оранжевой цветовой палитре выполнена одна из самых замечательных работ Горки «Лист артишока в виде совы». Она написана под влиянием Андре Бретона, который рассказывал ему о спонтанно возникающих формах.


Однажды Горки вылил краску на холст, и она стала разливаться, приобретая свободные формы. Эти формы вызывали свободные ассоциации, заставляющие работать  воображение.


Большинство работ Аршиля Горки выполнены в горизонтальном ключе или в квадратных формах, но иногда он меняет ориентацию, как, например, в картинах «Водопад», «Обручение I» и «Обручение II». Они  устремлены вверх, в высоту, отражая высоту гор и чувств, силу любви к своей жене.


Триптих под названием «Сад в Сочи» возник из воспоминаний детства о родной Армении. Эту работу в 1942 году приобрел Музей современного искусства. Аршиль Горки объяснял, как возник у него этот образ. У его отца был небольшой сад с несколькими старыми яблонями, которые не приносили плодов.


Земля под ними постоянно находилась в тени. Здесь росло много дикой моркови, а ежи устраивали свои норы. Эти темы всплывали у него из-под сознания и воплощались в цветах. Так первая из картин триптиха – это ассоциация с липкой больничной зеленой краской и густым, неаппетитным гороховым супом.


Сорок пятый год стал для художника  последним годом счастья. В январе следующего года случился пожар в мастерской, в феврале ему ставят страшный  диагноз,  в марте  делают онкологическую операцию - колостому.


Аршиль Горки не сдается: весной проходит его вторая выставка в галерее Жюльена Леви. Летом вся семья опять едет на ферму в Вирджинию, где он делает 293 рисунка и несколько картин. Художник  сам удивляется своей работоспособности: «Я никогда не был в состоянии сделать так много". Но это был последний всплеск  перед агонией.


Лето следующего, сорок седьмого года жена с детьми отдыхают отдельно, он дорабатывает новые картины в своей Нью-Йоркской мастерской: "Пастораль", "Итог", "Черный монах", "Агония", "Нежная ночь" , "Плуг и песня", "Обручение" и другие. Ожидается новая персональная выставка в галерее Жюльена. Но картины по настроению становятся все мрачнее и трагичнее.


В «Пасторале» большая часть полотна выполнена в черно-серо-зеленых цветах,  наплывающих на желтый как туча.  Такая же трагическая палитра сохраняется и в последней картине Аршиля Горки «Черный монах». Очень симптоматичное название, если вспомнить одноименный рассказ А.П.Чехова.


Картина осталась незаконченной, ее сняли с мольберта уже после смерти художника. И в том же году написана в черно-серо-белых тонах трогательная и трагическая «Нежная ночь». Та же тревога и зеленая тоска чувствуется в картине «Предел»


В письме  к жене он пишет: «Я начинаю видеть землю обетованную», «На прошлой неделе я снова был в депрессии». Друг детства вспоминает: «Измученный Горки лежал на диване бледный как смерть и мы вспоминали  о Ване несколько часов подряд, жалея,  что  не ценили того, что имели тогда».


Развязка приближалась. Первого июня 1948 года жена устроила вечеринку в честь своего дня рождения. Мать жены  упрекала Аршиля в том, что у него проявляются собственнические замашки по отношению к жене, которая далека от образа послушной армянской жены и не может терпеть такого унижения.


Жена была молода, красива, весела, что особенно бросалось в глаза на фоне искалеченного и измученного своей болезнью мужа. К ней стал проявлять знаки внимания художник Матта, с которым она познакомилась на одной из вечеринок мужа. Агнес ответила взаимностью. В конечном итоге, все кончилось разрывом и уходом от мужа.


Аршиль Горки остался совершенно один. Ко всем его несчастьям он попал в автомобильную катастрофу. В больницу его доставили с переломом ключицы и двух шейных позвонков. Правая рука была полностью парализована.


В начале июля художник возвращается домой. Он на грани отчаяния и сумасшествия. Жить было незачем и не для кого. Двадцать первого июля 1948 года он повесился, оставив записку: «Прощайте, любимые мои». Через четыре месяца  в галерее Жюльена Леви состоялась посмертная выставка Аршиля Горки.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/arshil-gorki-4/