13. Л. Кириллова. Девочка у окна

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 13. Л.КИРИЛЛОВА. "ДЕВОЧКА У ОКНА".


            Пора, очевидно, заканчивать тему портретов. Замечательных образцов портретной живописи очень-очень много. У разных художников свой подход, своя манера, свои приёмы. Портреты разных эпох или разных художественных направлений имеют свои особенности. Было бы интересно посмотреть на всё это разнообразие поподробней. Но нельзя же слишком долго сидеть в одном жанре, есть ведь и другие жанры живописи.

     Вот почему я думаю посмотреть ещё три портрета (в этой главе и в следующих двух) и на этом портретную тему закончить. Постараюсь на эти три главы подобрать такие примеры, о которых можно было бы много сказать.


            Итак, художница Лариса Кириллова - "Девочка у окна" (1986 год). Эту вещь ещё называют "Портрет девочки". Встречал и такое название - "Портрет дочери". Не знаю, откуда такой разнобой.

            Картина производит тёплое, милое впечатление. На неё хочется просто  долго смотреть, без всякого анализа и умничанья. Ну что ж, давайте посмотрим.

     Но немного порассуждать всё же надо. В предыдущих главах уже шла речь о правильной простоте в искусстве. Здесь мы можем увидеть эту правильность очень наглядно.


     Проста картина или сложна?

     Уверен, что любой человек ответит: проста, даже очень проста.

     Но стоит только спросить себя: а о чём эта картина? какова её тема? - и мы сразу столкнемся с большой сложностью.

     Ещё раз всмотримся в картину. Так о чём она? О девочке? А не правильней ли сказать, что девочка здесь лишь средство, что через неё мы выходим на что-то более великое?


            Есть в искусстве очень замечательный приём. Не говорить о величайшем, грандиозном прямо, а дать малое, обычное, всем знакомое, но так его подать, чтобы от него к тому великому пошла длинная и разветвлённая цепь ассоциаций.

     Один поэт, например, будет во многих длинных строфах описывать беды нашей жизни, даст множество описаний, громко выразит своё возмущение. Другой же напишет очень просто:

         "Не ведал я, что в мире столько зла.
          Не знал, что в нём так радостного мало.
          Упавшая из глаз твоих слеза
          вдруг мне об этом рассказала."

     И всё. И этими четырьмя строчками он выразил всё, что пытался дать первый. И даже больше.


     Так и в этой картине. За симпатичностью милой, домашней девочки проступает симпатичность искренней жизни. Мы видим в этом подростке начинающуюся взрослость, но в этой взрослости - ещё чистого ребенка. Окно и её взгляд в окно соединяют её маленькую жизнь с другой, большой жизнью. Очень сложные ассоциации, всё расходясь и расходясь, уводят нас, кажется, в бесконечность.


     Может быть, это только мои субъективные фантазии? Но я показывал эту картину и другим людям. Впечатления и у них были подобны моим.



            Я пишу эти заметки не для научного умничанья. Мне просто хочется показать читателям интересные живописные произведения, чтобы читатели увидели их, узнали о них. Главное здесь не мой текст, а сами изображения. Смотрите, вникайте. Мой текст не главное.

     Но раз уже приходится что-то писать (ведь просто одну картинку здесь не поместишь), то давайте посмотрим и на художественные средства в этой картине.

     Как удалось художнице передать сложность просто? Очевидно, это можно сделать только с помощью таких средств, которые одновременно и просты, и сложны. Просты технически, но сложны по создаваемому ими впечатлению.

     Может быть, лучше сказать по-другому. Средства должны быть одновременно и скупыми, и богатыми. Скупыми по краткости и богатыми по содержанию. В любом виде искусства есть такие средства, их надо находить и именно ими стараться делать своё произведение.

     Здесь хорошо найден общий колорит, - тёплый, домашний. Нет никаких лишних цветов, которые бы нарушили его. Светлая белизна стен и подоконника лишь подчёркивает это и добавляет впечатление свежей чистоты.

        (Кстати, интересно бы позаимствовать живописные приёмы и для поэзии. Например, тот же колорит. Но что в поэтическом произведении исполняет роль, подобную роли общего колорита в живописи? Над этим стоит подумать.)

     Девочка изображена в профиль. И как правильно, что именно в профиль. Во-первых, это уводит нашу мысль вслед за её взглядом. Во-вторых, даёт возможность показать изумительную линию профиля: тонкую линию фигуры, очертания лица и изгибы рук.

     Колорит, композиция и линия так соединены между собой, что не только не мешают друг другу, но и вместе бьют в одну точку, в одну общую цель, - вот и весь секрет. Очень поучительный для любого художника, писателя, поэта.