Единственная любовь Микеланджело Буанаротти

Алина Алексеева-Маркезин
  Виттория Колонна.(1490-1547). Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо.

         Микеланджело в наши дни больше известен как автор прекрасных статуй и выразительных фресок; однако мало кто знает о том, что знаменитый скульптор и  художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни.

        Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность, но впервые его сонеты и мадригалы были опубликованы только в 1623 году. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.


СОВСЕМ НЕМНОГО  О Великом мастере.

        Микеланджело родился 1475 году в небольшом городке Капрезе.Мать умерла рано и отец отдал его на воспитание в семью кормилицы.В 12 лет его отдали сначала обучаться грамоте,а потом живописи в мастерскую художника Гирландайо.Мастер поручал ему копировать картины великих мастеров.
             Но делал он это так искусно,что трудно было отличить от оригинала.Благодаря этому,он  прославился и его приняли в школу,которую организовали Медичи для самых талантливых детей Флоренции.В этой школе он занял особое положение,благодаря своему таланту и был приглашён жить во дворец Медичи.Здесь он знакомится с философией и литературой.

     Не стану тут перечислять его работы.Мы к ним ещё вернёмся.Был он величайшим скульптором и художником,архитектором и поэтом.
       Имел он гордый и непримиримый характер,мрачный и суровый он воплотил в себе все муки человека-борьбу.страдания,неудовлетворённость,разлад идеала и действительности.


 Он никогда не был женат.Говорил:
"Искусство-ревниво и требует всего человека.Я имею супругу,которой весь принадлежу,а мои дети - это мои произведения."

               Единственной его любовью стала Виктория Колонна,маркиза Пескара.Она приехала в Рим в 1536 году.Ей было 47 лет, она была вдовой.Маркиза была очень образованной женщиной для своего времени.Виктория писала стихи,глубоко интересовалась наукой,философией.В её салоне  велись живые разговоры о современных событиях,науке и искусстве.Микеланджело принимали здесь,как царственного гостя.В то время ему было уже 60 лет.

                Интересно, что Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомосексуалом. Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным предпочтениям. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“

      Скорее  всего это была платоническая любовь.Виктория по прежнему была предана своему умершему в бою мужу,а к Микеланджело питала только великую дружбу.
     В 1525 году её муж был смертельно ранен при преследовании Массимилиано Сфорцы и скончался от своих ран в Милане в ноябре.35-летняя вдова собралась в монастырь, куда уже поступила как светский гость, но её отговорил папа Климент VII

     Она поселилась на Искии в фамильном Арагонском замке (Кастелло Арагонезе), где оставалась в течение нескольких лет и оплакала смерть своего мужа в ряде стихов. Она отказалась от нескольких предложений руки и сердца и начала создавать те Rime spirituali , которые станут отличительными чертами её творчества.


   Биограф художника пишет:
      "Особенно велика была любовь,которую он питал к маркизе Пескара.До сих пор хранит он множество её писем,наполненных самого чистого сладчайшего чувства...Сам он написал для неё множество сонетов,талантливых и исполненных сладостной тоски.
       Он со своей стороны любил её так,что как он говорил ,его огорчает одно: когда он пришёл посмотреть на неё уже неживую,то поцеловал только её руку,а не в лоб или в лицо.Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим."

       Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии.

       Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело.

                Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».
 
     И величайший гений не прибавит
   Единой мысли к тем,что мрамор сам
     Таит в избытке,-и лишь это нам
      Рука послушная рассудку, явит.
 Жду ль радости ,тревога ль Сердце давит,
 Мудрейшая, благая донна,-вам
 Обязан всем я ,и тяжел мне срам.
  Что вас мой дар не так как ,как должно славит.
        Не власть любви,не ваша красота,
        Иль холодность,иль гнев,иль гнёт презренный
        В злочастности моем несу вину.
 Затем,что смерть с пощадою слита
 У вас на сердце.,-но мой жалкий гений
  Извлечь любя,способен смерть одну.

             «Окружённая толпой поклонников её красоты и талантов в годы молодости, она и в старости была предметом поклонения за свои высокие нравственные достоинства: на нее смотрели как на святую»

      Предчувствуя смерть, она в 1546 году велела перенести себя из монастыря бенедектинок св. Анны во дворец двоюродной сестры Джулии Колонны, где и умерла 15 февраля 1547 году в присутствии Микеланджело в возрасте 57 лет.
Накануне смерти она написала свой последний сонет, с которым с радостью предвкушала грядущую встречу с Творцом:

          Вижу, тучи прочь разгоняя, всё ближе Всевышний
           Подходит. Из сердца вон моего, туманы
          Земной любви! на лик чтоб Его осиянный
            Случайно теней не отбросить, порочных излишне

        На сегодняшний день стихотворное наследие Виттории включает 390 стихов.«Стилистика поэзии Колонны очень сдержанна, ей не свойственны эмоциональные порывы, и как будто отражает образ жизни поэтессы, своей почти аскетичностью поражавший её почитателей».

           Il cieco amor del mondo un tempo tenne...
 Любила жизнь бездумно я годами,
Меня пьянила слава, как вино,
Но зря — в беде увидев жизни дно,
К Творцу пришла обратно со слезами.

И помогло. Пишу теперь гвоздями
Его Креста, а не простым пером,
Чернила – Его кровь. Пою я лишь одно:
Горение Христовыми Страстями.

Но вдохновенья нет. Бессильны тут Парнас,
Делос, Кастальский ключ. Ищу
Других холмов, другой воды алкаю.

Но горний мир закрыт для смертных глаз.
Молю! Даруй мне свет. От жажды трепещу.
Один лишь знак, и строчки засверкают!
Виттория Колонна
           Кроме того, известно о находке в XX веке в Ватиканских архивах ранее неизвестной рукописи, принадлежавшей Микеланджело и содержавшей 109 посвящённых ему сонетов, написанных Витторией. Эти стихи были впервые изданы в 2005 году.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/2311896