Дважды обманутый, как лох, и однажды ограбленный

Юрий Тяпченко
Предисловие.
Написал слово лох и задумался о его смысле. 

По Википедии лох — жаргонное выражение, обозначающее простака, позволяющего себя обманывать, потенциальную жертву преступника. (https://ru.wikipedia.org/wiki/) . Но вот более развернутое значение:
 
Лох на воровском жаргоне - это:
• Обыватель, живущий не по понятиям, не вор.
• Объект планируемого преступниками ограбления или мошенничества, слабый человек.
• Предпоследняя каста в иерархии воров. Для вора лох значит не просто слабовольный человек, на котором можно наживиться, а представитель едва ли не самой презираемой социальной группы (хуже только "опущенные").
В обычной жизни также часто можно услышать в адрес того или иного человека: "Ну ты и лох!", а бывает, что сами себя называем лохом. Нередко лох имеет  значение глупого, доверчивого, наивного человека,  дурака, которого легко обвести вокруг пальца и которого можно использовать в своих целях,  человека, который ведет себя нелепо и своим поведением вызывает жалость и насмешку. Лохом могут назвать талантливого ученого или инженера.

В поисках ответа на вопрос, кто такие лохи, я неожиданно нашел в интернете  книгу Ксении Анатольевны Собчак Энциклопедия лоха.

В аннотации к книге она пишет:  «Кто такие лохи и откуда они берутся? - вопрос не века и даже не тысячелетия, а всей человеческой истории. Дать четкое определение этому наиболее распространенному человеческому типу в одной строке, странице или даже в рамках журнальной статьи нет никакой возможности. Известная телеведущая Ксения Собчак решила заняться изучением данного вопроса и посвятила исследованию лоха эту скромную, но весьма занимательную книгу».

Это действительно  «занимательная книга». Из нее я понял, что все мы лохи. Вопрос только в том, к какому типу ты принадлежишь. С первого прочтения и и-за лени я не определился с типом, к которому я отношусь по энциклопедии, и воспользуюсь пока определением, которое было дано выше:  «лох – это объект планируемого преступниками ограбления или мошенничества, слабый человек», исключив из него последние два слова.
Уточню в последующем по энциклопедии лоха. Вдруг найду более уважительный лохотип.   А энциклопедию рекомендую  для широкого  изучения. В ней много интересного об известных людях и их нравах, а также о каждом из нас.

               
                Как я стал лохом в первый раз

Первый раз меня и маму обманули, как лохов,   в г. Краснодаре, когда я еще учился в школе и не думал, что в этом мире могут быть мошенники.

Как правило, в выходные дни мы с мамой или  отцом ездили на рынок в г. Краснодар с домашней птицей, овощами, фруктами. Однажды, распродав все привезенное, мы решили зайти к родственникам, которые жили недалеко от сенного рынка.

По дороге через сквер к нам подошел мужчина и предложил купить платье. Мама не хотела тратиться, так как дома нужны были деньги, которые  мы могли иметь их только с рынка. Но когда я увидел платье, мне показалось, что ничего подобного ни она, ни я не видели. Это было крепдешиновое платье необычной расцветки. Я начал  уговаривать маму купить его. Однако запрошенных денег у нас не было. Мы назвали другую сумму. Он не согласился, назвав меньше первой, но больше нашей. Мама вновь повторила старую. Тот вновь не согласился, спрятал пакет за пазуху, и отошел. Мы продолжили свой путь. Вдруг мужчина, дыша в спину, говорит, что ему очень хочется, чтобы моя мама была самой красивой, и что он продаст за нашу цену. Мы счастливы. Мама отдает деньги и получает пакет.

Сияющие мы почти бежим к родственникам. Войдя во двор, мама увидела тетю Катю и с искренней радостью еще издали громко сказала:
- Катя! Посмотри, какое я платье купила!».
Достает пакет, вытаскивает из него содержимое и не глядя показывает. Тетя Катя с недоумением говорит:
- Тося, так это же вата.

Мама столбенеет. Ничего не может понять. Я тоже. Но в руках вата. Мы вдруг соображаем, что нас нагло обманули. Мы бежим в сквер, но, естественно, там никого нет. Как побитые собаки, понурив головы, идем к тете Кате, забираем вещи и, не говоря ни слова, покидаем двор тети Кати и едем домой. Продать-то продали. Деньги выручили. По нашим меркам - деньги большие, а возвратились ни с чем, нагло обманутые.

Не помню, как повел себя отец. У меня же долго не проходило чувство вины перед мамой.


          Как меня ограбили


В конце учебы в институте я посетил родную станицу. Назад родители провожали меня с гордостью, так как из среды колхозников  немногие могли позволить учебу своих детей в институте. Я понимал это и всегда относился внимательно к любым проявлениям их внимания ко мне. Провожая меня мама, как бы незаметно от остальных членов семьи, передала мне пачку денег. Я, не зная сколько их там было, поблагодарил взглядом (поцелуи на прощание почему-то в нашей семье не практиковались), положил в задний карман моих новых брюк.

Прилетев в Москву, я полез в карман, чтобы переложить их в другое место  и обнаружил, что кармана нет. Это была трагедия и для меня,  и для мамы, так как мама отдала деньги, которые предназначались для лечения. Факт пропажи денег никто не знал до публикации настоящей статьи.

                Как  были обмануты мы с женой в перезрелом возрасте

Люся, это моя жена,  ходила в магазин. Возвращалась она в сопровождении мужчины, как говорят, кавказской породы. Он  вносит два чемодана. Точнее большую коробку и чемодан. Люся зовет меня и говорит.
- Вот мне предлагают купить посуду за мизерную цену.

Кавказец открывает коробку. В ней видна хорошая посуда из нержавеющей стали. Он начал говорить едва сдерживая рыдание.
– Вот не хочется отдавать таможенникам. Эти мерзавцы отберут за мизерную плату. Поэтому я хочу выручить хотя бы какие-то деньги. Смотрите, какая прекрасная посуда. Да вот еще в придачу бесплатно и чемодан. В нем 72 предмета.
– А сколько стоит?
– Я же говорил, что это стоит более 3-х тысяч евро, а я продаю меньше, чем за две.

 Я говорю Люсе, что это не стоит этих денег. Но она словно в гипнозе приносит три тысячи и отдает их ему..
Тот шустро, не считая, прячет в карман и причитает:
- Матушка, добавь хоть немного.
Люся идет достает еще деньги. Я пытаюсь остановить, но она отсчитала еще тысячу.

Я прошу:
- Прекрати.
Но она словно в угаре. Ничего не слышит и отсчитывает деньги. Я же вместо того, чтобы остановить, смотрю на нее с большой жалостью и не выгоняю жулика. Ведь ей так нравится эта посуда,

Люся отдала за две упаковки 50 тыс. руб. Это почти 2000 $. Я же снова говорю, очевидно уже самому себе, что это не стоит и тысячи.

Кавказцы ушли. Я видел, как они уезжали на жигулях, но не додумался сфотографировать их на мобильный телефон.
Через некоторое время она приходит в себя и чуть ли не рыдает.
– Прости мня. Я думала о детях. Это подарки к юбилеям Павлу и Оксане.

На следующий день она попросила меня посмотреть в интернете, сколько это стоит.
Посмотрел. Набор из 72 предметов ложек и вилок разных мастей стоит примерно 200$, набор посуды этой фирмы от 300 до 400$. Итого 500-600$. Заплатили почти 2000. Т.е. В три раза больше.

В другом киоске увидел набор кухонной посуды. 12 предметов. Фирма немецкая. Стоимость 900 руб. Если это даже не 900, а 9 тыс, то все равно 9000+2000=11000, что почти в пять раз меньше, чем заплатили мы.

Она расстроилась. Сказала, что и я виноват.
Конечно, виноват. Виноват в том, что понимая, что это обман, не остановил процесс. Мне хотелось, чтобы она была счастлива. Но, сейчас думаю, что и я оказался в состоянии гипноза.

Вот так, лишились приличных денег, которые я долгое время копил, и которые отдал Люсе на покупку дивана.

Вскоре я увидел знакомый набор кухонных инструментов: ножи, вилки, ложки различного назначения в знакомом чемодане-кейсе с двумя замками. Стоит это добро 2000 руб.

Я никак не могу успокоиться. Почему я оказался неспособным противостоять наглому надувательству. Очевидно я сам верил, что мы приобретаем хорошие наборы?
Очевидно, желание получить что-то на халяву тормозит мышление и человек ведет себя неадекватно.

Вечером посмотрел рекламные листки на купленную продукцию. На них проставлены такие цены, что я подумал, что мы купили за бесценок. Но потом посмотрел более внимательно и понял, что там указаны цены примерно такие же, как я увидел их в киоске.

В интернете описано много аналогичных случаев. Люди обращались за консультацией к юристам, требовали  привлечь мошенников к ответу. В одном из предложений было отмечено, что им известен номер машины.

Не дает покоя утрата относительно больших очень необходимых для нас денег: заменить дома диван, купить стол,  стулья, а на загородном участке давно хотим построить баню. Нужен газ. Надо подвести воду и многое другое.

Этот случай не выходит из головы. Я думал, что напишу и все пройдет. Нет, не проходит. Не столько денег жалко, сколько противно от того, что мы стали жертвой элементарного надувательства и оказались снова в отряде лохов.

Буду читать энциклопедию Ксении Анатольевны Собчак. Может быть потом станет легче.