ДОЛГ

Лев Ефремов
               
    В советское время на судах загранплавания самым серьезным нарушением
таможенных правил был вывоз советских денег за границу. Нарушителей этих правил строго наказывали, привлекали к судебной ответственности и, если, на усмотрение судей, ущерб от этих действий был большой, то и срок нарушитель получал не малый. Многие не понимали, какой вред стране может нанести вывоз,
например, одной тысячи рублей. Эти деньги за границей никому не нужны, цены
они там никакой не имеют. На советские деньги можно было купить товары только в некоторых дешевых портовых магазинчиках, которые специализируются на продаже всякого барахла советским морякам. В СССР в то время многие товары были дефицитом. Но помощники капитана по политической части объясняли, что эти деньги могут пойти нашим врагам, шпионам, которые нелегально работают в нашей стране. То, что враги могут получить советские деньги другим вполне легальным путем, об этом почему-то не говорили.
   Дизель-электроход «Ангаргэс» заканчивает погрузку в Мурманске. Грузят разное оборудование на порт Гамбург, потом в Гамбурге будет погрузка на Кана-ду. Последние дни стоянки в Мурманске перед длительным рейсом. Члены экипажа стараются закончить все свои дела, подготовиться к предстоящему рейсу.
Электрик 1 класса отстоял свою вахту и собрался сходить в город положить в Сберкассу деньги, в рейс за границу их вывозить строго запрещено. Стук в дверь и в каюту заходит дневальная:
   - Юра, я к тебе с просьбой. Дай взаймы тысячу рублей, с приходом из рейса я отдам.
   - Куда тебе деньги? Вечером отход судна в рейс. Не успеешь истратить, куда
оставшиеся спрячешь?
   - А, я здесь не буду их тратить. В Гамбурге в магазине у Московича отоварюсь.
   - Хорошо, на, возьми.
     Закончили погрузку, отработала комиссия КПП, вышли в рейс. Заход в Гамбург был для многих моряков выгодным. Обычно судно стояло в районе пор-та, недалеко от которого расположились несколько магазинчиков с товарами для
советских моряков. Продавцы, в основном выходцы из Польши, хорошо говорили по - русски и знали, какие товары пользуются спросом у моряков. Это различные
китайские сувениры, материя – кремплин, гипюр, парча и прочее. Ну, и,конечно,
джинсовая одежда. Стоянка судна короткая, надо успеть сходить в эти магазины,
отовариться. Одна беда – увольнение в город только группами, а группы состав-ляет помполит. С женщинами в город молодые командиры стараются не ходить.
Потому что в Гамбурге помимо магазинов с барахлом много всего интересного для советского моряка. Не пойдешь же с судовой поварихой на Риппербан. Не сядешь с ней пить пиво в Баре со стриптизом. Помимо прочего за нее еще и платить придется, судовые девушки прижимистые. Один раз взяли с собой, а когда стали рассчитываться, она: «У меня денег нет, все истратила», а валюту она
получает столько же, сколько и матросы. Потом интересно молодым парням побродить по боковым улочкам около Риппербана. Ярко освещенные окна на первых этажах, и там, как на витрине сидят полуобнаженные красавицы в соблазни-тельных позах, в гости зазывают. Ну, в гости советский моряк не пойдет, запрещено Правилами Поведения Советского моряка, да и денег жалко.А набе-решься смелости, сходишь, потом жди, что кто –то сообщит об этом помполиту. И все – отплавался. И приходится судовым девушкам идти в увольнение с
помполитом, старшим механиком или с капитаном. А с ними ни выгодную покупку не совершить, ни  сделку с работником магазина  провернуть. На все товары ввозимые в СССР существовали ограничения по количеству. И после возвращения из увольнения старший группы письменно докладывал помполиту: кто в его группе что купил и сколько. Например, если рейс до трех месяцев, то можно купить только одни джинсы, даже  на покупку женского белья, колготок, жевательной резины существовало строгое ограничение. И часто было так, что ждут
девушки заход в Гамбург или в другой северо-европейский порт, готовятся, а в
увольнение приходится идти со старшими командирами и все ожидания оказываются бесполезными. Остается только надежда на следующий заход в такой порт. Вдруг повезет, и удастся уговорить кого -  нибудь из младших командиров сводить их в магазин к «маклакам».
     После выгрузки в Гамбурге был рейс в Монреаль. Там выгрузили груз из Гамбурга и погрузили оборудование на Мурманск. В Гамбурге дневальной не уда-лось отовариться. Пришлось идти в увольнение со старшим механиком, а он сек-
ретарь судовой парторганизации, а это еще похуже, чем помполит. Встали в Мур-
манске к причалу. Начала работать комиссия КПП. Работает эта комиссия иногда
только поверхностно осматривает судно и проверяет грузовые документы, а иног-
да устраивают настоящий «шмон». Многое зависит от различных оперативных
данных, получаемых соответствующими службами. На этот раз проверка проводи-лась очень тщательная. Идет уже третий час, как таможенники обыскивают судно. Проверяют все вещи в каютах экипажа. Хождение экипажа по судну запрещено. Но экипаж устал от этой нервотрепки, некоторые стоят в дверях своих кают
и наблюдают за происходящим. Вышел из каюты и Юрий. Видит около его каюты
два инспектора таможни вскрыли обшивку подволока и с фонарями и зеркалами
на длинных ручках осматривают пространство за обшивкой. После осмотра кори-
дора следующий будет осмотр Юриной каюты. Но он спокоен, у него ничего лиш-
него в каюте нет. И тут к нему подходит дневальная, какая-то очень напуган-ная,что-то ему сует в руки со словами:
     - Юра, спасибо тебе большое. – И быстро убегает.
       Юра быстрее в каюту. Смотрит, а это десять сотенных бумажек. Прятать их уже некогда, таможенники могут зайти в любую секунду. Юра быстро открывает
иллюминатор и выбрасывает деньги за борт. Только закрыл иллюминатор, заходят таможенники. Обыскали каюту, заставили Юру вывернуть карманы. В каюте чисто, и проследовали в следующую каюту с проверкой.
      Закончила работу комиссия, граница открыта, можно экипажу ходить по
судну. Юра к дневальной:
    - Галя, ты, что это сделала? Ты же знаешь, что у меня двое детей на ижде-вении и я не могу остаться без работы, а ты мне такую «подлянку» чуть не сделала.
      Но судовую девушку этим не проймешь, характер в морях закаленный:
    - Юра, а в чем дело, что ты так расстроился? Я тебе была должна деньги, я их тебе и вернула.
    - Молодец. Я тебе давал деньги в другой обстановке, и вернуть ты мне их должна была после работы комиссии, а ты одним махом два дела сделала: от опасной улики избавилась и долг, якобы, вернула. Меня под уголовную статью и увольнение с работы чуть не подставила.
      А такая серьезная проверка судна таможенными инспекторами была не слу-
чайной. Чуть раньше в порт Мурманск пришел из Латакии/Сирия/  дизель – элек-
троход  «Цимлянскгэс», на котором были очень серьезные нарушения Уголовного
кодекса.