Путешествие в Афины. Парфенон

Михаил Гольдентул
фото с интернета.

 «Мы любим красоту
без прихотливости
и мудрость
без расслабленности».
Из речи Перикла,
Фукидид «История»

"Мы все -  греки, наши законы, наша религия, наше искусство имеет греческие корни"
(Перси Биши Шелли)

    Я решил опубликовать свои старые заметки по двум причинам.
Если кто-нибудь раздумывает, куда бы поехать, мои заметки могут помочь сделать выбор. То есть, хоть какая-нибудь будет польза от статьи.
И кроме того,   в своем  увлечении совершенством, я уже опубликовал несколько частей из книги «Моцарт и Пушкин, или что такое совершенство?»  и статью «Мона Лиза и Черный Квадрат».  В заметках о путешествии в Афины, я расскажу еще об одном совершенном произведении искусства – Парфеноне.

    В молодости я случайно прочел книгу Андрея Бурова  «Об Архитектуре».
Андрей Константинович Буров  личность замечательная и разносторонняя, выдающийся архитектор, инженер-изобретатель,   доктор технических наук.
 
    Ничего более интересного, чем книга  Андрея Бурова,  я об архитектуре не читал, она так меня  поразила, что я даже впоследствии решил поступить в аспирантуру института Теории и истории архитектуры.

    Под влиянием этой книги   я и  поехал в Афины,  исключительно, чтобы посмотреть на Парфенон.
    Парфенон – храм Афины-Девы  был построен в Афинах на Акрополе в V веке до н.э., и с тех пор считается среди специалистов  непревзойденным образцом красоты и совершенства.

    Приехав в Афины, мы сразу же пошли искать Парфенон.  Скала Акрополя  с  Парфеноном видна издалека и видение это ни с чем несравнимое. Вулкан Фудзи в Японии?  Явление природы. Пирамиды в Египте? И не архитектура вовсе, а скорее гигантские скульптуры, внешне довольно примитивные. Церковь Покрова на Нерли?  Жемчужина, тоже в классе совершенства,  но не масштабна, слишком мала и интимна, лирична даже, как скажем,   Капелла Пацци Брунелески во Флоренции.  Преображенская церковь  в Кижах? Несомненно, шедевр высочайшего уровня, но слишком специфична, тоже в каком-то смысле скульптура, как и собор Василия Блаженного или все готические соборы. Базилика Святого Петра в Риме? Слишком тяжеловесна и перегружена декором.
    Все предшествующие и последующие архитектурные сооружения были или слишком велики или слишком малы, перенасыщены украшениями, или, напротив, слишком конструктивны. Слишком утилитарны или чересчур индивидуальны.
Стоило съездить в Афины, чтобы посмотреть на Парфенон.

http://www.proza.ru/2015/03/04/265

    Древние греки по удивительному в истории человеческих цивилизаций совпадению, достигли полной гармонии между собой и окружающим миром и создали совершенное искусство, абсолютно адекватное их представлениям о мире. С тех пор человечество ушло страшно далеко, но никогда не достигало  такого поразительного чувства гармонии между человеком и его представлениями о мире. Более чем два тысячелетия спустя, мы блуждаем в темноте, не понимая со всеми нашими гигантскими знаниями, кто мы, где мы,  откуда пришли и куда идем.  Наши представления о мире туманны, представления о морали и справедливости запутаны как никогда. И наше мятущееся искусство отражает эту нашу растерянность  и неопределенность.

     В основе древнегреческой архитектуры лежала безукоризненно разработанная  система ордеров:  дорический,  ионический  и коринфский.  Знание этих ордеров  было и остается азбукой архитектурного искусства. Система ордеров привела к созданию Иктином и Калликратом Парфенона – наивысшего достижения древнегреческой архитектуры.

     По дороге к Акрополю мы минули Олимпийский стадион и затем прошли мимо памятника Байрону, чтимого в Греции  и сложившего голову в 37 лет за ее свободу. После памятника мы нырнули в в благоухающий парк, чтобы спастись от ужасно загазованного центра Афин.  Парк был полон апельсиновых деревьев,  увешанных апельсинами, как елочными игрушками, и беспризорными кошками, сидящими и бродящими где попало.  Земля под  деревьями была сплошь  засыпана апельсинами.  «Свершилось, - подумал я, - вот оно: «лимонных рощ  далекий аромат».
Попробовали один апельсин  оказался вполне съедобным, но несколько кисловатым и слега умерил наши восторги.
    Выйдя из парка, мы оказались перед греческим парламентом, где толпа глазела на весьма экзотически наряженных солдат  -  караул  у могилы  Неизвестного солдата. 
    Акрополь   исчез из виду и мы спросили, как пройти  к Парфенону? Нам показали дорогу через Плаку  -  торговый район  с бесчисленными магазинами греческих сувениров и ресторанами. Пройдя Плаку, мы долго карабкались по склону Акрополя вдоль  маленьких кривых улочек, по бесконечным ступенькам, пока не взобрались на скалу Акрополя, и сверху увидели Афины,  лежащии у подножья Акрополя.

    Парфенон ужасно разрушен и, увы, не временем.  Внизу на Агоре, стоит маленький храм Гефеста, полностью сохранившийся с тех же времен, а Парфенону не повезло.  В раннее средневековье в нем была устроена  христианская церковь (вклад крестоносцев).  Новые хозяева  уничтожили часть скульптур.  В средние века турки, захватившие Грецию, устроили в Парфеноне пороховой склад. Во время войны Турции с Венецией в 1687 году в этот склад попал венецианский снаряд и взрывом снесло крышу и уничтожило часть колоннады. Захватив Акрополь, венецианцы при попытке снять скульптуры западного фронтона, разбили их.
Последнюю точку  в разрушении Парфенона поставил посол Англии лорд Эльджин, вывезший  в 1801-1803 годах  с позволения  правивших  Грецией турок  скульптуры с восточного фриза храма  и кариатиду со знаменитого портика Эрехтейона. Байрон сказал по этому поводу : «Чего не сделали готты, сделали скотты».  В Британском музее это вывезенное сокровище можно наблюдать с близкого расстояния во всей его красе.
    Я уже упомянул, что архитекторами Парфенона были Иктин  и его ученик  Калликрат. Однако слава Парфенона неразрывно связана  с именем Фидия, гениального скульптора, друга Перикла. Именно его Перикл назначил главным руководителем всех работ на Акрополе. Под руководством Фидия были созданы  все скульптурные украшения Парфенона, включая колоссальную статую Афины.
 
    Фидий был настолько знаменит, что созданная им статуя Зевса  в храме Зевса в Олимпии, считалась одним из семи чудес света.

    Небольшое отступление о  семи чудесах света. В старые семь чудес  Парфенон не входил. В них входили:
  Пирамиды в Гизе,
  Висячие сады Семирамиды,
  Упомянутая выше  статуя Зевса в Храме Зевса в Олимпии,
  Храм Артемиды в Эфесе, который сжег Герострат,
в 356 году до н. э., вскоре восстановлен, в III веке разграблен готами. В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена. (Так, мимоходом, о вкладе христианства).
  Галикарнасский мавзолей, надгробие царя Мавзола, от имени которого пошли все мавзолеи.
  Колосс Родосский,
  Александрийский маяк.

Кроме пирамид ничего не уцелело. Кроме того, эти старые чудеса все находились в Греции и Египте. В нынешние времена чудеса света включают весь мир. Хотя  в старые времена  Греция и Египет и были весь мир.

Вот эти новые чудеса:

Великая китайская стена -  Китай,
Тадж-Махал – Индия,
Колизей – Италия,
Мачу-Пикчу –Перу,
Петра – Иордания,
Чичен-Итца  - Мексика,
Статуя Христа-Искупителя – Бразилия.

Грецию на этот раз обошли совсем, опять не включив в список  Парфенон. Разумеется по чистому недоразумению.

    Так вот, Фидий, автор одного из древних семи чудес,  руководил строительством Парфенона и назначил его сам Перикл. Хотел было написать, что равносильно... и осекся. Не нашел ничего равносильного.  Может быть строительство Собора Василия Блаженного по приказу Ивана Горозного или Базилики святого Петра в Риме по приказу Папы Юлия II.
    Ничего из работ Фидия не сохранилось. Несколько  фрагментов  в Лувре и в Британском музее.  Величественная статуя Афины, на описание которой очевидцы  использовали все возможные эпитеты, тоже не сохранилась. В VI  веке новой эры статую вывезли в Константинополь, где она погибла при пожаре.
    Жизнь самого Фидия окончилась трагически,  подобно его двум великим скульптурам. Политические противники Перикла  обвинили Фидия в краже золота и святотатстве, так как он изобразил себя на щите Афины  в виде легендарного скульптора Дедала. Фидия заключили в тюрьму, где он и умер.

Pereat mundus et fiat justicia
Пусть погибнет мир, но свершится правосудие. 
 
    Как мы видим, все что можно было  утащить из Парфенона, утащили. Но и того, что осталось, вполне достаточно, чтобы получить  представление об эстетическом совершенстве храма. Он великолепно вписан в размеры Акрополя. Он воспринимается абсолютно пропорционально  с  любой точки обзора. Несмотря на свои  размеры (31 х 70 м), храм не подавляет и остается в пределах человеческих пропорций – следствие эстетики Протагора, современника Фидия, утверждавшего, что человек – мера всех вещей.

    Совершенство Парфенона результат совпадения многих факторов. Архитектурное искусство  в целом  достигло  к  V  веку  наивысшего расцвета.  Социальные и экономические  условия способствовали  развитию строительства. Население страны, искушенное длительным опытом поколений  в понимании искусства, было готово к восприятию шедевра и ждало его. Мастерство строителей  и  архитекторов  достигло зрелости,  равной ощущению вдохновения. Уникальная площадка  на скале  Акрополя  ждала своего часа.  И ВСЕ СОВПАЛО!

    Совершенство Парфенона  достигнуто массой мельчайших деталей.  В нем все чуть-чуть отходит  от существовавших канонов. В нем нет ни одной прямой линии. Это сделано с учетом особенностей человеческого зрения.  Как пишет Буров, в Парфеноне все конвексно и конкавно.   (Вдлабнато и  испакнато). Прямая линия стилобата - основания, на котором установлены колонны, слегка изогнута, также как и нижняя линия антаблемента  (верхняя часть сооружения, покоящаяся на колоннах).  Колонны установлены с  наклоном к центру здания и потому кажутся безукоризненно вертикальными. Крайние колонны  несколько толще и поставлены ближе к соседним. Все эти и десятки других деталей, кажущиеся нам несущественными, в конечном счете определили то безукоризненное совершенство, выделяющее Парфенон среди всех архитектурных сооружений мира.

     Понятие совершенства  точно не определено и находится где-то на грани физиологии и интуиции.  Я посвятил совершенству две главы книги о Пушкине и Моцарте (Энтропия  и Что такое совершенство?) Обе опубликованы на Прозе ру.

     Чтобы понять, в чем состоит талант проектировщика,  попробуйте нарисовать  дом с двускатной крышей и 4-мя окнами.  Что может быть проще?  Перед вами встанут следующие проблемы:  как разместить прямоугольник вашего дома на листе,  как выбрать соотношение длины и высоты дома, и их размер по отношению к листу бумаги и, наконец, размеры окон и их размещение внутри дома.  Всего восемь переменных.  Существует бесконечное множество вариантов  выбора, отличающиеся друг от друга на чуть-чуть, и только один из них будет наиболее пропорционален  с вашей точки зрения. Я уже  не говорю о зрителях.
В сооружении, подобном Парфенону, таких задач было несчетное количество – от размещения храма на площадке Акрополя до выбора цвета колонн. Никакая наука, никакие правила не помогут решить такую задачу  наилучшим образом. Только интуиция гения, его опыт и счастливое стечение обстоятельств  приводят к появлению шедевра.
 
    Нельзя не упомянуть об Эрехтейоне – небольшом храме, расположенном  на Акрополе рядом с Парфеноном.  Об этом  храме нужно писать отдельную большую статью.  Это, возможно, самое странное сооружение из виденных мною. Функции его полностью  не ясны до сих пор, все законы симметрии при его строительстве нарушены, и, тем не менее, едва ли найдется другое здание, обладающее большим изяществом и грацией.
Именно на Эрехтейоне находится знаменитый портик кариатид.  Все кариатиды давно заменены на копии. Подлинники находятся в Британском музее (та самая, которая была вывезена лордом Эльджином), и  в музее Акрополя.

     Кроме музея Акрополя, в Афинах  еще два главных музея:  музей Агоры и Археологический музей.  В них  хранятся немыслимые сокровища. Там начинаешь понимать, - древние греки  достигли  в скульптурном изображении человека вершины. Они эту тему закрыли. Возрождение вновь открыло то, что уже было сделано греками. Все последующее было уточнением деталей, выражением частностей и развитием новых сюжетов. Скульптура превращалась в символ, в форму, изображающую  идею. От роденовского Бальзака, где от человеческого тела осталось только лицо, через Бранкузи, у которого человеческое тело было полностью заменено абстрактной формой,  к Никитинской башне в Останкино или Эйфелевой в Париже, которые  по сути гигантские скульптуры из бетона и стали, символизирующие человеческий прогресс.

    Что еще я очень хотел увидеть в Афинах?  Раскраску на античных скульптурах.
Вот как А. Буров написал о своем впечатлении от увиденного:
 «В Афинах на Акрополе есть музей. В этом музее есть вещи, открывающие глаза на то, каким было искусство Греции. Там есть несколько Кор  шестого  века до н.э.. Женская фигура, стоящая прямо,  до предела простая, с улыбающимся лицом. Одежда плотно облегает тело и почти лишена складок. Ощущение  -  образ одежды передан не складками, а мелкими золотыми цветочками, написанными по форме тела. Цветочки как бы вытканы по несуществующей ткани, и ткань существует в образе скульптуры так, как она не существовала бы, будь она выражена посредством пышных складок. Тело «оделось» цветочками, превратившими «ничто»  в ткань. У этих Кор золотые волосы, и энкаустическими, восковыми красками,  через которые видна текстура мрамора, черным подведены брови и прозрачной синевой веки, и темно-зеленые глаза с черными зрачками, и красными подведены губы, и красным окрашены просвечивающиеся сквозь одежду соски грудей».
    Нам, привыкшим к поздним римским копиям, выставленным во всех музеях, привыкшим к белоснежному мрамору Кановы и Торвальдсена, подлинное греческое искусство открывает окно в совершенно неведомый мир Древней Греции. И этот мир, оказывается, был раскрашен с детской непосредственностью.
Прфенон также был раскрашен.  Этого следовало ожидать.
Опять А. Буров: «Да, Парфенон был раскрашен, и его белые колонны рисовались на окрашенном пурпурном  мраморе, который от этого не перестал быть мрамором. И скульптуры его фронтонов  тоже были раскрашены, не перестав быть ни мрамором, ни скульптурой -  греческая архитектура была не только гармонией, эвритмией и т.д. – это была вершина искусства народа...»

   Греки, конечно,  горды своим великим наследием  Возможно, без всяких оснований, потому что это не те греки).  Самые драгоценные экспонаты  Лувра, кроме полотен Леонардо да Винчи, это  греческие скульптуры  -  Ника Самофракийская и Венера Милосская.

    Древняя Греция  дала миру гигантское количество гениев. Назову только наиболе знакомые всем имена:
Платон, Аристотель, Эпикур, Демокрит, Сократ, Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Филон Александрийский, Плотин, Зенон, Гиппокрит, Евклид, Архимед, Птолемей, Герон Александрийский, Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Сапфо, Анакреонт, Эзоп, Эсхил, Эврипид,  Софокл, Гомер, Аристофан, Демосфен, Фидий, Мирон, Пракситель, Лисипп...

    Просто невероятно.

    Влияние древнегреческой цивилизации и древнегреческой архитектуры в частности, феноменально. Вплоть до ХХ века эта архитектура служила эталоном  и руководящим правилом  для всей западной цивилизации, пока модернизм, а затем конструктивизм в форме бунта против оков этих правил не взорвал классическое наследие и открыл дорогу новым формам, новой гармонии,  вернее, правильному использованию старых принципов – соответствия формы содержанию.
   В последние два дня мы побродили по Плаке в поисках сувениров, взобрались на гору Ликабет, самую высокую точку в Афинах, где находится маленькая церквушка. Там мы поставили свечи за упокой наших родителей. Съездили на автобусе в Пирей посмотреть порт и искупаться в Эгейском море...

    Понравились ли мне Афины? Необыкновенно. Афины не впечатляют, как Лондон, Рим или Париж, но что-то действует на вас там особенным образом, Иерусалим оставил подобное же ощущение. Возможно это сухой, похожий на крымский, ветер, или теплый, цвета ракушечника, тон афинских зданий. Возможно, чувство простора, возникающее  из-за малоэтажности зданий города, где по закону запрещено строить  высокие дома, чтобы не закрывать вид на Акрополь.

   Я пишу эти строки  и испытываю легкое сожаление от неповторимости, или точнее, одноразовости истории, человеческой и моей собственной. В Афинах  нельзя было остаться навсегда, как нельзя остановить время. Нельзя было поселиться напротив Акрополя и каждое утро видеть Парфенон из окна.
Афины уплыли в вечность, провалившись сквозь толщу веков, навсегда, с вечерним солнцем на колонах Парфенона, с блаженными улыбками мраморных женщин в древних хитонах, шумом праздничной толпы туристов, как бы участвующих в древнем священнодействии.


По этой ссылке можно посмотреть фотографии Парфенона.