А вам не всё равно?

Дарья Березнева
В этот будний вечер я дольше обычного около получаса прождала транспорт, чтобы ехать домой. Конечно, можно было бы пешком до метро дойти, но погода в эти последние зимние дни стояла холодная и слякотная. Снег подтаял, всюду лужи, а у меня сапоги текут, стоит наступить в мало-мальски глубокую лужу – и вот, пожалуйста! Полный сапог воды.

Наконец еду я в автобусе. Народу набился целый салон, не продохнёшь. Выезжаем на Троицкий мост – пробка! Наверное, какая-то авария. Пассажиры заметно приуныли, кому хочется стоять на дороге? И тут я слышу у себя за спиной приглушённый говор.

– Смотрите-ка, человек на льду, видно, пьяный – решил Неву перейти!

– Ага,  судьбу испытывает…

Заинтересовавшись услышанным, оборачиваюсь к окну и вижу такую картину. По тонкому льду реки Невы медленно движется человек. Присматриваюсь: среднего роста мужчина в серой ветровке с капюшоном и тёмных брюках. Идёт хотя и медленным, но уверенным шагом, будто преследуя ему одному известную цель.

На мосту собралась толпа зевак, все переговариваются, указывают друг другу на смельчака, мол, глядите, как весело, человек на льду, никому и дела нет до чьей-то судьбы. Только жгучий интерес: что же дальше? Так в цирке, во время выступления воздушных гимнастов, всё в тебе замирает от страха: «А вдруг упадёт, сорвётся?».
Между тем уже весь салон автобуса увлечён забавной сценой. Молодёжь смеётся, возбуждённо  переговаривается:

– Вот это мужик даёт!

– Да, смелый парень! Идёт себе, и хоть бы что!

– Интересно, сколько ему осталось?

А в ответ раздаётся:

– Это смотря как долго лёд продержится…

Я слышу этот циничный разговор, и мне вспоминаются страшные слова Максима Горького: «Люди грубы и жестоки по своей природе». К сожалению, много есть таких людей, испытывающих наслаждение от страданий и мук другого человека. Став свидетелями несчастья, постигшего их ближних или друзей, они втайне радуются за себя и думают со вздохом облегчения: «Слава богу, это случилось с ним, а не со мной!».

Вспомним средневековые рыцарские турниры или гладиаторские бои, а в современном нам мире – скачки, знаменитую корриду, большой бокс и вообще любой другой вид спорта, где из-за одного неверного шага человек рискует остаться инвалидом до конца жизни. А зрителям и болельщикам хоть бы что. Для них главное – зрелищность, накал страстей и как можно больше эмоций, боевого азарта. Словом, жажда крови, жажда зрелищ.

А мужчина на льду продолжает так же смело идти вперёд. Кажется, он не обращает внимания на то, что стал объектом всеобщего внимания. Солнце давно уже клонится к закату, а он всё идёт навстречу своей судьбе. И тонкий подтаявший наст под его ногами должен решить, в какую минуту или долю секунды оборвётся его жизнь. Я невольно задумываюсь, что же всё-таки могло заставить этого человека решиться на такой шаг? Отчаяние? Безразличие ко всему на свете? Или и то и другое? Вдруг кто-то из его близких смертельно болен или умер? А может, он просто устал от жизни и она давно уже стала для него тяжкой ношей, от которой ему необходимо избавиться? Бог знает.

Я смотрю на этого человека и хочу, чтобы он наконец остановился, повернул назад, хочу, чтобы эта безумная игра с судьбой скорее прекратилась, потому что мне не всё равно, что с ним будет, меня тревожит его судьба. «Остановись! Ни шагу больше!» – мысленно кричу я ему. И происходит чудо. Словно прочитав мои мысли, он неожиданно останавливается и в растерянности оглядывается по сторонам, как будто не понимая, где находится. Потом делает несколько неуверенных шагов, разворачивается и, пошатываясь, очень медленно, как сомнамбула, бредёт обратно. В это время пробка рассасывается, дорога впереди расчищается, и наш автобус, тарахтя, трогается с места.