Девушка с жемчужной серёжкой. Вермеер

Алина Алексеева-Маркезин
 
    Девушка с жемчужной серёжкой, Ян Вермеер, ок. 1665-75 гг. Холст, масло. 44,5 ; 39 см Маурицхёйс Гаага.
Её часто называют северной или голландской Моной Лизой.

     О ХУДОЖНИКЕ.

 Ян Вермеер родился  31 октября 1632 года в Делфте, в семье торговца. Ян был вторым ребёнком в семье. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1615 г. он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
            В 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте.
      Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.
 
О КАРТИНЕ
 Картина подписана «IVMeer», но не датирована. Согласно данным музея Маурицхёйс, где картина хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. О ней известно очень мало. Неизвестно, писал ли её Вермеер на заказ, кто в таком случае был заказчиком и какое имя изображённой девушки.

        Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более трехсот лет и все это время хранит загадочное молчание, хотя рот ее полуоткрыт, но слова девушки так и остались тайной художника. Вермеер попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной серёжке в ухе девушки.
  На фото девушка носит синий тюрбан с желтой падающей тканью. Тюрбан был окрашен в мокром виде и содержит оттенки смеси свинцового белого и ультрамарина с ультрамариново-голубым слоем гласиса над ним.

   В настоящее время ряд исследователей ставит под сомнение, что на картине изображена жемчужная серёжка. Для натурального жемчуга размер слишком велик, это может быть фальшивый жемчуг из венецианского стекла или перламутра. Кроме того, не видно петли или подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху. Яркий белый блик вверху «серёжки» может быть деформацией при одной из реставраций картины .
 
         Бытует несколько версий о том, кто позировал художнику. Наиболее распространено предположение, что моделью художника для этой картины была старшая дочь Вермеера Мария, которой в ту пору было около тринадцати лет.
      Существует также мнение, что на картине изображена её ровесница, дочь известного делфтского мецената Рюйвена, который являлся покровителем и ценителем искусства художника.
 В современных Вермееру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «трони», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. В ходе реставрации картины в 1994 году удалось подчеркнуть изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, направленного на зрителя.

   Коллекционер произведений искусства Арнольд Андриес де Томбе   приобрёл картину на аукционе в Гааге в 1881 году всего лишь за два гульдена и тридцать центов. Картина находилась в плачевном состоянии. Во время восстановления заброшенной работы в верхнем левом углу была обнаружена подпись Яна Вермеера.   У  Томбе не было наследников, и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902 году.

  Во время реконструкции этого музея, в период с апреля 2012 года по июнь 2014 года, картина отправилась в путешествие по Японии, США и Италии вместе с другими лучшими экспонатами коллекции. Выставки в Токио , Кобе , Нью-Йорке , Сан-Франциско , Атланте и Болонье посетили 2,2 миллиона человек

        Издана книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя Шевалье Трейси , в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид.
   Многие из вас,наверное смотрели художественный фильм,который вышел в 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье  «Девушка с жемчужной серёжкой».
В фильме восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.Фильм получил Оскар.В главной роли Скарлетт Йоханссон.
Мне очень  понравилась и постановка и игра актёров.
 
http://maxpark.com/community/6782/content/1676592