Люди и нелюди

Андрей Карапетян
4 марта 2015-03-04

Вот что написал многоуважаемый интеллигент Шендерович в «Эхе»:
«Нас очень и очень много, нормальных людей, способных на сочувствие, понимающих цену человеческому достоинству, посильно преодолевающих тоску и страх...
Наша проблема в том, что нелюдей мы тоже числим людьми – и оцениваем их в человеческой номинации. Оттого и расстраиваемся, сопоставляя числительные, оттого и заходимся в бессильном гневе, не понимая, как такое возможно: лгать в глаза, изрыгать пошлости, убивать, устраивать обезьяньи пляски вокруг убитого...
Мы – ошибочно – полагаем, что относимся с ними к одному биологическому виду (нашему), в котором такое действительно невозможно, и вопим от возмущения.
Мы по инерции числим их оппонентами, а они – окружающая среда.»

Ну, и так далее… В том же духе… В смысле – тут люди, там – другие, что делать: уезжать на хрен, или оставаться и отстреливать…
Как я понял…

Я мало что знаю про Шендеровича. Помню программу «Куклы» из девяностых. Было поначалу смешно. Потом программа выродилась, стала нудной – и её прикрыли. Одна особенность этой программы осталась в памяти. Все куклы, согласно жанру, были глуповатыми и смешными. И только кукла ТОГО Президента была трезвой, спокойной, умной (гораздо умнее прототипа) и – разводящей по углам… слегка напоминала Бога в этом театре.
Попалась однажды книжка Шендеровича – ну, так… Мне не понравилось. Впрочем – ничего личного.
Правда, я знаю ещё, что он – авангардный глашатай «Эха», что для меня определяет многое. ПУТИН-СБИЛ-БОИНГ.

Я – категорически НЕЭХОМОСКВЫ. Так получилось. И по довольно простой причине – я не люблю, когда «лгут в глаза, изрыгают пошлости и устраивают обезьяньи пляски вокруг убитого». Обезьяньи пляски под крики «Кровавый режим убил видного борца!..»
Но больше всего я не люблю, когда любуются на своё отражение в зеркале, а, отвлёкшись от зеркала, начинают хамить в ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Стало быть, я – другой, а, стало быть, я – нелюдь по классификации Шендеровича. В крайнем случае – окружающая среда.

Уважаемый Шендерович забыл об огромной опасности таких вот ОТДЕЛЯЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Он-то думает, что я – там. А я думаю совсем наоборот, что там – он. Вместе с «Эхом». И кто из нас прав неизвестно. Как в любом скандале, победит, конечно, тот, у кого глотка лужёная. Но только сначала. А потом, когда поуспокоится всё, начнётся главное. Люди помаленьку начнут определять КТО – ГДЕ. Не «Вашингтон Пост», а те люди, которые сами по себе. Которые – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. И опасность тут в том, что люди, ввиду малообразованности своей, могут запомнить эпитеты, которыми их потчевал когда-то с эховой трибуны уважаемый проповедник. Запомнят, а потом возьмут, да и применят их, эти эпитеты, к нему самому. С той же самой аргументацией. И ОНО совпадёт тютелька в тютельку с адресатом, не дай Бог, конечно! Может, ведь, и такое случиться!
Но я – против! Это недостойно – называть людей ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ и НЕЛЮДЬЮ. Даже Шендеровича нельзя так называть, потому что он, хотя и плохонький, но – человек, однако! Божье творение! А не только пастырь народов.