Сдвиг

Сергей Александрийский
  "Жизнь слишком быстро входит в привычку. Хочешь заработать деньги, чтобы жить счастливо, и в итоге все силы, весь цвет жизни уходят на их добывание. Счастье забыто, средство принято за цель." Альбер Камю
 
     Если превратить зарабатывание денег в романтическое хобби или в забавную философию, то не всё так мрачно выглядит. К сожалению, современный бизнес, особенно в правовом поле, скучное занятие, которое может, играя, оживить только весёлый гений. Но система его рано или поздно сломает или вытеснит в downshifting. Мир становится всё более механистичным, технологии технологий требуют технологически сконструировавшей себя личности для которой личная экзистенция лишь жертва на алтарь бога Комфорта. Образно, Адам вырождается в Голема. Думаю, даже освоение космоса лишится романтической устремленности и станет лишь освоением жизненного пространства. То что останется от человечества будет искать тёплые места в складках материи. Ницше писал : "Мы проводим эксперимент с истиной... быть может, человечество погибнет от этого. Что ж, пускай!". Может и эти опасения избыточны, будем надеяться природа в своем отчуждающем проявлении в "техно" как-то вырулит.
     В движение пришла не столько геополитика, сколько вся тектоника человеческого бытия. По большому счёту 21 век ещё не наступил, как запоздал и век 20, начав свой отсчет только с 1920-го года.
     Проблема человека лежит гораздо-гораздо глубже. Экзистенциальная неудовлетворенность априори присуща человеческому существу, поскольку существование это конфликт сознания и реальности. Человек выгорает от жизни, в которой отсутствует полнота бытия. И никакой волей к власти эти экзистенциальные прорехи не заткнуть. По большому счёту, все виды социальной реализации ложны. Человек не означен исключительно социальными параметрами, он не клякса Роршаха, что-то сакральное по центру всё таки есть. Очевидно, без духовного приоритета проблема не решаема.
     Мир проходит через нигилистический хаос постмодерна в неомодернистскую фазу развития с новыми ценностными ориентирами. А пока -- хвосты собачьи уже не отличить от самих собак. Короче, будет хреново, пока не пройдём узкие родовые пути. Гегель со своей вылизанной диалектикой, развёл бы руками. Всё оказалось сложнее и запутанней. Абсолют, оказывается, тоже может сходить с ума вопреки науке логики. Да и Кант, говоря о вещи в себе, не осмелился сказать о вещи не в себе.
     Не в себе ныне весь мир.
  ... Что касается России, то ей, стоящей уже тысячу лет на якоре истории, можно попасть в постмодерн, а через него и будущее, в котором так ей и не довелось побывать, с черного входа. Русская архаика, с её неинтенциональным кружением в пустоте ради пустоты, глубоко постмодернистична. Просто уже готовые тезисы требуют разработки. Если бы нашлась пара-тройка авторитетных интеллектуалов, то мир бы пошел за Россией в это неопостмодернистическое будущее с большой охотой. Делёзова воля к Ничто обратилась бы в волю к представлениям в представленном волевым порядком мире. Это ли не перспектива?
     Сложность, пока на роль таких интеллектуалов претендует особая порода дугинянов, у которых две половины мозга явно не дружат друг с другом. Яйцо мира, символизирующее их мозговую активность, вскрываемое то снизу, то сверху, превращается в поле брани тупоконечников с остроконечниками, создавая неповторимую трагикомедию истории в их воображении. Абсолют от скуки развлекается в весёлой науке археомодерна, прикидываясь то Геноном, то Делёзом.
     Но такая идеологическая рецептура явно опасней болезни.
     Несмотря на это, изобретение постправославного велосипеда продолжается без перспектив заставить на нём кого-либо прокатиться в светлое будущее, которое в России наступает только через очередные грабли. "Вперёд!" в России значит "Назад!". Вечный тянитолкай, имитация движения в никуда. Пафосное "дедывоевали" не аргумент. Азиатский фашизм победил европейский. Каннибалу, пожирающему сырую человечину, проломил голову дубиной каннибал, жрущий человечину варёную, только и того. Освенцим и Магадан звенья одной цепи. Не было покаяния, нет и будущего. Третья мировая станет продолжением сценария предыдущих войн. История вообще сплошной незавершенный гештальт.   
     Ещё одна обойма национал-экономистов, сулящих уж который год Америке очередной кирдык, но не желающих замечать, что у них под носом -- хазиностарикоглазьевы. Беда этих "гигантов" национал-патриотической аудитории, считающих себя хантингтонами местечкового разлива, в абсолютном нежелании слушать всех кроме себя. Я подозреваю, таких как г-н Хазин усыпляет публичность, на высотах которой, рефлексия на собственный дискурс угасает. Пипл хавает и ладно. И потом -- русская косоворотка таким интеллектуалам явно не к лицу. Боюсь, на том свете их Яхве не узнает.               
     Велосипеды изобретать не грех, воплощая их даже в воске церковных свечей, но кататься на них никого не заставишь. Все перечисленные ребята, видимо отвыкли даже от реферативного чтения. За беготнёй с канала на канал, просто некогда. Любой замкнутый на себя дискурс с некоторых пор становится священным писанием для его автора. Хвост не то что виляет собакой, он и становится ею. Посмотрите на г-на Глазьева или, не дай б-г, Старикова, они просто поясной бюст самим себе. Хотя по чисто физиогномическим данным в пророки, ну, никак не годятся.
     Что касается экономических прогнозов, то чисто интеллектуальным усилием их сделать невозможно. Всех "чёрных лебедей" не учесть, а если и получится, то среди них обязательно окажутся "белые вороны". Экономика квинтэссенция самой жизни во всей её непредсказуемости, она жива и подвижна как ртуть. В каком-то смысле надо быть поэтом, включать не логическое мышление, а мифологическое, то есть уметь входить в сноявное состояние. Иными словами, чтобы ванговать надо стать Вангой, хотя бы процентов на 30. Хазиностарикоглазьевы этого не понимают. Мистика вроде бы, но это от тщеты нашего понимания, которое всегда восполняется, как вещал Ю.Лотман, стереоскопичностью нашего сознания.
     Холмогорокоровинская порода мыслителей не менее диковинна. Выдавая себя за истинных глокалистов в национальном наряде, они не воспринимают дискурс основоположника бесполярности Ричарда Хааса, как равный своему. Постмодерн тем и силён, что проповедует равенство дискурсов, с единственным, разумеется, условием --- не уничтожать дискурсантов в газовых камерах. Маоистское "пусть расцветают все цветы", как и декларация многополярности с имперской позолотой, в сущности, лишь уловка латентного дарвинизма. Понятно, что в упаковке "русскости" идея многополярного мира, выродится в очередную идеологию устранения несогласных. Проповедуемая доктрина, требует всего или ничего. Для подобной утопии требуется или отдельная планета, или Россия в масштабах земного шара.
     А это уже постфашизм.
     Жаль, но пока постмодернистского запала России хватает только на стратегию, а проще, подлость гибридных войн. По принципу -- у вас вся спина белая, так это не мой пиджак. В формальные отмазки Путина с удилённо воздетыми бровками верит разве что дурак местного пошиба.
     Идейным, не истеричным патриотам, предстоит создать концепцию России ради, которой стоило бы жить, а не умирать. Культ смерти язычески ущербен. Кому нужна империя удерживаемая на волоске от гибели. Пора создать Россию, вера в которую воздается зримым благом в настоящем, а не вечно ускользающим будущим. Не экспорт "русских весен", не многим отличающийся от экспорта цветных революций, с надеждой обратит взор мира на Россию, а если Россия сама станет страной вечной весны -- страной Воскресения.