На войну ушел мой дед

Геннадий Пушмин
        Время - необратимое течение, которое протекает из прошлого в будущее, которое никак нельзя придержать, чтобы как можно дольше оставаться в настоящем. Да и надо ли это делать? Все процессы бытия, именуемые, как сама жизнь, протекают внутри этого течения, независимо от их  печали и радости, независимо от времени года, независимо от  выплаканных в ночи глаз.

        «Мы не выбираем мест рожденья, мы не выбираем мать, отца, судьбою нам дано предназначенье, как поросли родного деревца».
Предназначение. Оно продиктовано настоящим временем, которое мы также не выбираем, а, наоборот,  оно выбирает нас. И оно не имеет ни начала, ни конца и течет, как полноводная Ангара, до краев наполненная судьбами людей своего времени на протяжении веков.
        Время слез и надежд.


Нелегкая судьба выпала на долю моего дедушки Облизанова Алексея Лаврентьевича, которого мне не суждено было увидеть живым; лишь на фотографии. Созерцание старых фотографий всегда вызывает в душе особые чувства, особенно когда их рассматриваешь в юные годы, мысленно перенося себя в ушедшее время. Доброе благородное лицо, несколько опечаленное нелегкой жизнью, но чуть приметной искоркой глаз, смотрело на меня, искренне и просто. Таким он и остался в моей памяти, разбавленной душевными рассказами моей бабушки и мамы, всегда смахивающими, при этом, непрошеную слезу.


На войну мой дедушка ушел в далеком 1942 году. Был призван Бодайбинским РВК, куда, вследствие репрессии, была выслана его семья: жена, моя бабушка, и шесть, пока еще несмышленых, дочерей. Сегодня трудно такое себе представить: казалось, выживали там, где невозможно было жить. Но это уже другая история, хотя и тесно связанная с историей моего дедушки.


«На войну ушел мой дед биться с нечестью не правой, прошло уже немало лет, а я все жду у переправы».
Ушел и не вернулся. Канул во все поглощающем пекле войны. Лишь отголоски воспоминаний ушедшего времени в трудовых сельских буднях  наполняли души моей бабушки и дочерей и сглаживали невзгоды и печали жизни короткими зимними вечерами.


Говорят, что время лечит. Это не так. В буднях житейских дел оно лишь  затушевывает остроту душевной боли, которая дает о себе знать на протяжении всей жизни.


Мой дедушка родился в свое время. Так было предначертано его судьбой. Именно в такое нелегкое для Страны время возникла потребность в таких людях: смелых, искренних и благородных, готовых на самопожертвование, ради общей цели.
Его маленькая Родина - Иркутская область, Усть – Удинский район,  до сих пор оплакивает своего героя.


Давно уже кончилась война. Страна, в том числе и родина детства, юности и взросления моего дедушки оправились от ран. От детей родились внуки, а от внуков – правнуки. Ушли в иной мир бытия моя бабушка и старшие дочери дедушки, не дождавшись какой-либо весточки  о судьбе воина. Река времени продолжала свой путь, теча  по судьбам новых людей, за счастье которые бился мой дед. Однако в сердцах родных и близких всегда оставался осадок недосказанности, неопределенности в судьбе моего деда. Еще не была поставлена окончательная точка в его жизни, дающая душевное умиротворение его потомкам.


И вот он нашелся заветными строчками прошлых лет. На сайте МО РФ «Подвиг народа» черным по белому написано: – «Приказом частям 45-ой гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии № 056/н от 06.08. 1943 года мой дед, гвардии красноармеец Облизанов А.Л., стрелок 129 гвардейского стрелкового полка награжден орденом «Красной Звезды». Через семьдесят с лишним лет родные, оставшиеся в живых, узнали о героическом поступке нашего деда. Со слезами гордости, печали и радости я все перечитываю эти строчки и вижу силуэт своего деда, бесстрашно бросившегося на врага с автоматом в руках.


Мой дед воевал на плацдарме «Невский пятачок». Как гласит история, плацдарм «Невский пятачок» - одна из самых героических и трагических битв ВОВ. Это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории. «Смешались там земля и небо, где жизнь и смерть на волоске». При прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года с территории Невского пятачка начали наступление части 45-ой гвардейской стрелковой дивизии, где в одном строю со своими товарищами – красноармейцами находился мой дед, до этого уже трижды раненный.
23 июля 1943 года мой дед совершил свой подвиг. При наступлении роты подполз к огневой точке противника, уничтожил 2-х пулеметчиков, захватил ручной пулемет и открыл огонь по противнику, уничтожив при этом до 17 гитлеровцев.

 
Разве мог я себе представить, что мой дед из далекой сибирской глубинки, что раскинулась на Ангарских просторах, простой деревенский труженик, один из многих таких же не избалованных судьбой людей, кующих свое нелегкое счастье натруженными мозолистыми руками, обладающий сугубо мирной профессией землепашца, смог совершить это. Да! Он это сделал, ибо не мог поступить иначе. Он восстал против насилия, гнета и несправедливости. Он восстал за свободу и независимость нашей Родины, за счастливое будущее своих дочерей.


02.08. 1943 года мой дед погиб. Похоронен – в 4-х км восточнее деревни Московская Дубровка, от которой не осталось ни одного жилого следа: все было вспахано разрывами мин, бомб, снарядов.
Это был его победный час.


«Воздвигнут там «Рубежный камень», войны страница в монолите, как символ мужества и славы, в победном дед застыл граните».
Наконец-то есть то заветное местечко, где можно будет поговорить с дедом и излить свои печали и радости.


И колесница времени, запряженная в русскую тройку, мчит нас к памятной всенародной дате, озаренной прошлым, настоящим и будущим, которое я связываю со своим дедом, оставившим в наших сердцах и истории Страны героический след.
В преддверии 70 - летия Победы в ВОВ 1941-1945 годов я низко склоняю свою голову, тронутою сединой времени, перед всем, что сделал мой дед и весь советский народ для нас, своих потомков.