От суеты земного бытия -
Спеши во храм, пусть в сладком умиленьи
Затеплится мольбой душа твоя.
Но за порог таинственного храма
Без тёплой веры в сердце не входи.
И.С. Тургенев.
Перед всеми людьми, во все эпохи возникает один и тот же вечный вопрос о Вере. Это касается всех и всегда - без исключения.
Я родилась в православной семье, в которой все были крещеные, даже отец, атеист и безбожник, кроме меня. Но бабуля, нашептывала мне, что я «погруженная», и учила со мной молитвы, которые я почему – то не запоминала. В доме, в красном углу, стояли деревянные иконы, мерцая своими темными ,от времени, ликами. И только одна, была маленькая, в металлической оправе, лучезарная, излучающая необъяснимый свет. Мама говорила, что это моя икона, она появилась в доме в день моего рождения - принес батюшка. В то время нужно было иметь определенное мужество, чтобы « не таясь» держать в доме иконы. Отец позволял, но при этом доказывал всем, что Бога нет и « мракобесием страдают его глупые бабы».
Этот день я запомнила на всю жизнь. Нас, учеников второго класса, пригласили на классный час в спортзал, где лектор из общества «Знание», рассказывал нам, детям о том, что Бога нет и доказывал, почему его нет, призывая при этом, уничтожить все признаки мракобесия , если они есть в доме - иконы. На меня лекция произвела большое впечатление, и, придя домой, я достала свою икону, изломала рамку, все это положила на стол и стала ждать «громы и молнии, которые должны поразить меня».
«Громы» не замедлили явиться в лице отца с ремнем и плачущих мамы и бабушки. 16 ноября - день моего «второго рождения», когда отец «доходчиво» объяснил, что Бога нет, но «пакостить» он мне не позволит, пусть стоят.
И с этого момента, моя семья поступила очень мудро по отношению ко мне. Зная мою вольнолюбивую натуру, в которой постоянный дух противоречия, позволили мне искать Веру в самой действительности, без помощи « чужих стропил». Мне никто не навязывал своих «выстраданных», «зрелых», «продиктованных заботой» представлений о Вере.
Никакими нравоучениями и «экзальтациями» невозможно сформировать мировоззрение человека, пока твой внутренний мир, твоя «структура» личности не выстроилась и пока не сформировались твои представления о мире и людях, живущих в нем.
И ты , до определенного периода, остаешься маргинальной личностью, промежуточной, «пограничной», находящейся на краю между верой и атеизмом.
Каждый приходит к Богу по – разному и в разные сроки. Бывает и так, как у меня: «Полвека за плечами, а все еще бедняк». К Богу я пришла в 55 лет: приняла обряд крещения вместе с младшим сыном и дочерью, старшие два сына, не были готовы к этому.
Что повлияло на мое решение «принять Бога»? Обстоятельства и жизненные коллизии, выпавшие на твою долю, когда по всем человеческим расчетам, ты, так или иначе должен быть « побежден ими», а этого не происходит? Или, все же, шкала ценностей, сформированная православной историей твоего народа, те незримые нити, которые соединяют тебя с Родиной, народной культурой, языком, временем, пространством , которые позволяют «стоять на ногах», если этого нет, то почва «уходит из под ног». Не помню в какой книге, один дореволюционный интеллигент учил своего сына: «Если тебе покажется, что твой народ сошел с ума, то и тогда надо быть вместе с ним». По отношению к народу выстраивается вся личность. Без этого «камертона» вся она расстроена и разбита «любая нота врет». Думаю и первое и второе. Дети оказались мудрее меня, так и должно быть, они – умнее и лучше нас.
Но Бог и обрядность – разные вещи, обрядность до конца не приемлю.
Служение Богу вижу как служение людям. Религия для человека и человечества, а не наоборот. Я помню слова мамы, когда имея четырех маленьких детей, работая в две смены в школе, я вынуждена была в религиозные праздники заниматься домашними делами: « Не человек для праздников, а праздники для человека. Труд – не грех», конечно, это не пример для подражания, а скорее всего исключение, жизненная необходимость.
Но в чем твердо уверена, что все религиозные конфессии просто должны не допускать такого кошмара, который происходит на Украине, когда брат идет на брата. А на территории Украины действует 21 тысяча религиозных обществ и 82 конфессии , это данные на 01.01. 1999г. В настоящее время по статистическим данным комитета Украины по делам национальности и религий количество их возросло примерно в полтора раза.