Разговор о главном

Ирина Маркова 4
От суеты земного бытия -
Спеши во храм, пусть в сладком умиленьи
Затеплится мольбой душа твоя.
Но за порог таинственного храма
Без тёплой веры в сердце не входи.
И.С. Тургенев.

Перед всеми  людьми, во все эпохи возникает один и тот же   вечный вопрос  о Вере.  Это касается всех и всегда -   без исключения.

Я родилась в  православной семье, в которой все были крещеные, даже отец, атеист и безбожник, кроме меня. Но  бабуля, нашептывала  мне, что я «погруженная», и учила со мной молитвы, которые я почему –  то не запоминала. В доме, в красном углу, стояли  деревянные  иконы,  мерцая своими   темными ,от времени,  ликами.  И только одна, была маленькая, в металлической оправе,    лучезарная, излучающая  необъяснимый свет.  Мама говорила,   что   это моя икона,   она  появилась в доме  в день моего рождения -  принес батюшка. В то время нужно было   иметь определенное мужество, чтобы  « не таясь» держать в доме  иконы.  Отец позволял, но при этом  доказывал  всем, что Бога нет и « мракобесием страдают его  глупые  бабы».

Этот день я запомнила на всю жизнь.  Нас, учеников второго класса,  пригласили на классный час в  спортзал, где  лектор из  общества «Знание»,  рассказывал нам, детям о том, что Бога нет и доказывал, почему его нет, призывая при этом, уничтожить  все признаки мракобесия , если они есть  в доме  -  иконы.  На меня  лекция  произвела большое  впечатление,  и,  придя домой, я достала  свою икону, изломала рамку, все это положила на стол и стала ждать «громы и молнии, которые должны поразить меня».

«Громы»  не замедлили явиться  в лице  отца с ремнем и  плачущих  мамы и бабушки. 16    ноября  -  день моего  «второго рождения», когда  отец «доходчиво»  объяснил, что Бога  нет,  но «пакостить»  он мне не позволит, пусть стоят.

И с этого   момента, моя семья поступила очень мудро по отношению ко мне. Зная мою вольнолюбивую натуру, в которой  постоянный дух противоречия, позволили мне   искать Веру в самой действительности, без помощи   « чужих  стропил». Мне никто  не навязывал  своих «выстраданных», «зрелых»,  «продиктованных заботой»   представлений  о Вере.

Никакими  нравоучениями и «экзальтациями» невозможно сформировать мировоззрение человека, пока твой внутренний мир, твоя  «структура»  личности не выстроилась и  пока  не сформировались твои представления о мире и людях, живущих в нем.
И ты , до определенного   периода, остаешься маргинальной личностью, промежуточной, «пограничной», находящейся на краю между верой  и атеизмом.

Каждый приходит к Богу  по – разному и в разные  сроки. Бывает и так, как у меня:  «Полвека за плечами, а все еще бедняк».  К Богу  я пришла  в 55 лет:   приняла обряд крещения вместе с младшим сыном и дочерью, старшие  два сына, не были готовы к этому.

Что повлияло   на мое решение «принять Бога»?    Обстоятельства и жизненные коллизии, выпавшие на   твою долю, когда по всем человеческим расчетам, ты,   так или иначе должен быть « побежден ими», а этого не  происходит?  Или,  все же, шкала ценностей, сформированная  православной историей твоего народа, те незримые нити, которые соединяют  тебя с Родиной, народной культурой, языком, временем, пространством , которые  позволяют «стоять на ногах», если этого нет, то почва   «уходит из под ног».  Не помню в какой  книге, один дореволюционный интеллигент  учил своего сына:  «Если тебе покажется, что твой народ  сошел с ума, то и тогда  надо быть вместе с ним». По отношению к народу выстраивается  вся личность. Без этого  «камертона»  вся она расстроена и разбита  «любая нота врет». Думаю  и первое и второе. Дети оказались мудрее  меня,  так и должно быть, они – умнее и лучше нас.

Но Бог и обрядность –  разные  вещи, обрядность до конца  не приемлю.
Служение  Богу вижу как  служение людям.  Религия  для человека и человечества, а не наоборот. Я  помню слова  мамы,   когда    имея  четырех маленьких детей, работая в две смены  в школе, я вынуждена  была в  религиозные  праздники заниматься   домашними делами: «  Не человек для праздников, а праздники для человека. Труд – не грех», конечно, это не пример  для подражания, а скорее всего исключение,  жизненная необходимость.

Но  в чем  твердо уверена, что  все религиозные конфессии   просто  должны не допускать  такого кошмара, который происходит на Украине, когда брат идет на брата. А на территории Украины действует 21 тысяча религиозных  обществ и 82  конфессии , это данные на 01.01. 1999г. В настоящее время  по статистическим данным   комитета Украины  по делам национальности и религий количество их возросло   примерно в полтора  раза.