Сказка Сорока-белобока

Анатолий Карнаухов
     Ох, уж эта сорока! Никак не уймётся, не успокоится. Всё летает и смотрит где и что лежит на виду. Если нет никого поблизости из живых существ, никто ей не помешает, ухватит увиденный предмет когтями или клювом и принесёт к своему гнезду. И часто без пользы для себя и для дела. А просто, чтобы потренироваться в работе, да как говорят,- душу ублажить, а затем долго верещать о том, как она умно, да ловко провернула операцию. И в это утро, лишь только взошло солнце и осветило рощу, в которой сорока проживала постоянно, она увидела под дальней берёзой что-то блестящее. – Что это такое?- Подумала она, - нельзя ли принести его к себе?- И со всех крыльев помчалась к блестящему предмету. Опустилась на землю и определила: под берёзой стоит двухлитровая стеклянная банка. Её вечером поставил мужик, чтобы набрать берёзового сока. За ночь его натекло до самого верха. – Тяжёлая банка, да и сок мне ни к чему, - подумала птица,- пожалуй, вылью его. И уже ухватилась клювом за горлышко, но вылить не успела. Поблизости оказался хозяин. - Кыш!- Крикнул он, и сорока, оставив затею, полетела к своему гнезду. А оно тоже было на берёзе. Недовольная, она нервничала, и не то, чтобы верещала, а громко кричала, прыгала с ветки на ветку, всё время, оказываясь головой в сторону мужика. В её голосе, наряду с обычными звуками Р ,..Ржа,..Р,..Ржа,..Ер,..Ер,.. прослушивались и такие:- Дур, Дур, Рак, Рак! Мужику надоело слушать её издевательский голос, и он кинул в её сторону палку. Сорока взлетела и села на другую берёзу, подальше от него. Но всё так же продолжала возмущаться действием хозяина банки, кричала:- Дур, Дур, Рак, Рак!   А солнце уже поднялось над дальним лесом, и обогрело всю берёзовую рощу. Под берёзой, на которой в это время сидела сорока, в глубокой норе жил крот-слепыш. Он решил выбраться из своего домика и погреться на солнышке, а заодно и помечтать в тишине о житье - бытье. - А теперь какое мечтание?- Над ним исходила голосом его извечная недоброжелательница. Крот слушал, слушал сороку и возмутился:
-Птица, что ты так разошлась, угомона на тебя нет, слушать надоело, хоть уши затыкай. Кого ты дураком–то обзываешь?
-Да вон, мужик, отобрал у меня мою находку, и теперь сам около неё что-то делает. Палку в меня бросил, чуть до смерти не зашиб, дурак.
-А что за находка-то?- Спросил крот.
-Банка стеклянная, - недовольно ответила она.
-Это ведь его посудина, а не твоя «находка», - утвердительно заявил слепыш.
-Как это его, моя! - Возмутилась сорока. – Я её первая увидела, а он уже позднее подошёл. А по нашему лесному закону, кто первым увидел, того и находка.
-Э, - проговорил крот,- это не по-нашему лесному закону, а по-вашему, наглому, так. Ведь мужик-то её вчера вечером из дому принёс. Стало быть, она его!
-Крот, - отпарировала птица, - ты считаешь себя всё знающим и мудрым, а простых истин не знаешь. Ещё в старое время существовала пословица:- что с воза упало, то пропало. А мужик оставил посудину вчера, стало быть, она для него – упала. А теперь стала моей. Вот так-то!
-Нет, сорока, ты не права, ты всё переворачиваешь с ног на голову. Банка его, и он правильно сделал, что отогнал тебя от неё!-
-Ну, мы ещё посмотрим, чья она будет. Мужик-то уже пошёл от берёзы и посудину оставил, - заявила птица.
-А зачем тебе она?- Спросил крот.
-Как зачем? В хозяйстве всё пригодиться. Буду складывать в неё пищу про запас, легче будет жить.
-Что ты говоришь, весь твой «про запас» испортиться через день другой, и ты им отравишься, - возразил слепыш.
-Не испортиться, я банку укрою от солнца листьями.
-Ну, как хочешь, я тебя предупредил!
-Пожалуй, полечу, мужика-то не видно.
-Лети, лети, своруй, ты на это очень способна.
-Как это, своруй!- Возмутилась сорока. - Ничего я не ворую, просто беру принадлежащее мне. Это вы слепые, да глухие распространяете обо мне всякие небылицы, мол, воровка и болтунья. А я порядочная птица, за чужим не гоняюсь, лишнего не говорю, в земле не копаюсь, живу в чистоте и порядке, не то, что ты.
-Да уж, куда там! - В свою очередь возмутился крот. - В чистоте живёшь. А душа твоя грязнее самой чёрной грязи! А мы, кроты, хотя и роемся в земле, но чище тебя душой, чужого не берём, не шумим, соседям жить не мешаем. А питаемся тем лишь, что рядом растёт.
-И верно,- проговорила сорока.- Не летаете, не кричите. И всё потому, что ничего не видите. Куда вам от своей норы податься? Заблудитесь и пропадёте! А я летаю высоко и вижу далеко. И всё, что увижу в округе, принадлежит мне.- Кроту крыть нечем, может она и права.
-Ну, ладно, лети.
-И полечу, а ты сиди под берёзой и грей старые кости. Что тебе остаётся делать!- Взмахнула крыльями и полетела…
-Эх, ты, глупая птица,- подумал слепыш, - мужик-то умён. Он, явно приготовил тебе какую-нибудь ловушку. И впрямь, как только она опустилась на землю около своей «находки», одной ногой попала в капкан.
-Ой, Ра, Ой, Ра!..- закричала сорока на всю рощу,- я попалась в капкан. Кротик, хороший мой, выручай, очень больно! Помоги, иначе умру.
-Нет, воркунья, я слепой, ничего не вижу, и до тебя мне не дойти.
-Ты, кротик, иди на мой голос,- просила она.
-Нет, - ответил слепыш,- не пойду, далеко! Как же так получилось, хвасталась, что летаешь высоко, и видишь далеко, а капкан не разглядела?
-Ведь мужик его укрыл листьями,- ответила птица.
-А я бы в капкан не попался, хотя и слепой. У меня хорошие обоняние, слух и чутьё.
-Ладно, тебе, кротик, рассуждать-то, выручай меня.
-Ты, сорока, перегрызи верёвочку, которой капкан привязан к берёзе и лети ко мне, помогу. Сорока так и поступила. Крот снял с её ноги капкан. А после она, на радости, долго и громко кричала. А слепыш её учил: - Не бери чужое, не воруй, это большой грех. За него приходиться дорого платить, даже самой жизнью.
-Ладно, - обещала сорока, - постараюсь! Но полностью своё обещание не выполнила, плохие привычки полностью не изжила, посему и перекрасилась из своего чёрного цвета в белый цвет, только наполовину. Теперь она-сорока-белобока. И всё же то утро не прошло даром. Она теперь стала осторожней, да избегает блестящих предметов.