Из жизни простого народа

Ирэна Данилова
   Через года, через многие дни после страшной для нашей страны  войны, смогли мы посетить место захоронения нашего деда- рядового солдата Великой Отечественной войны - АРХИПОВА АНДРЕЯ ИВАНОВИЧА. ( Служил в 64 гв. СП 21 гв.СД - из Книги Памяти -т.6 Республика Башкортостан). Он погиб, защищая Ржев. "Ключ к Москве" называли этот город воинской славы. До столицы 200 километров, длительная Ржевская битва началась 8 января 1942 года. Деду было всего 38 лет.Этот небольшого роста человек, оставив дома жену с тремя детьми, воевал лишь до 14 января 1942 года. Благодарим штабистов, которые в такой тяжелый момент битвы, суровой зимой, сумели оставить  запись о потерях и мы знаем место захоронения.

   Историю Ржевской  битвы невозможно забыть! Потери были там очень большие! Ржевско-Вяземский выступ стал "мясорубкой" для обоих сторон воюющих.
    По дороге в Сытьково, это около 40 километров от Ржева,где находятся перезахоронения из Молоково, Мягино, Нестерево, Овсянниково, Каменки и др.  мы посетили несколько воинских захоронений.
   На некоторых плитах написаны фамилии и указаны просто "из Башкирии". Только по нашему небольшому Бижбулякскому району из Башкирии, в Ржевском районе по Книге Памяти  мы насчитали  около 70 человек погибших.
    Казахстан и Якутия установили большие стелы, чествуя своих погибших земляков.Стоят и красивые часовни.

   Побывали и на немецком военном захоронении Ржева. Немцы считают свои потери до 800 тысяч человек. Огорожено кладбище чугунными решетками и четко расставлены плиты с именами фашистских солдат. А рядом  расположены захоронения наших солдат.

   Автобусного сообщения до Сытькова нет. И на наше счастье нас повез, на частном мерседесе, бывший военный летчик Алексей.Не жалея своего времени для нас, много рассказывал, останавливался по пути и показывал  памятные места.
   Везде порядок и заботливо ухоженные могилы.
   Доехали до Сытькова. Рядом Волга, места очень красивые. Река в этом месте не широкая, но раньше здесь был паром. Стоит заброшенная старинная и удивительно красивая каменная церковь. На куполе уже нет креста. Аист стоял на одной ноге в своем гнезде ,на месте креста. " Выводит птенцов уже несколько лет" - говорят жительницы деревни.

   Идем к братской могиле. Перед входом стоит высокий Покаянный Крест, а за ограждением памятник воина с красным знаменем в руках.
   Без конца волнуемся, суетимся. Пригласили пожилых жительниц помянуть деда. Бабушки читают молитвы, зажигаем свечи, достаем еду: конфеты и "белебеевскую" водку. Читаем фамилии, выбитые на плитах. Есть двое Архиповых, но инициалы не те.! Готовы заплакать!

 Но подъехавший заместитель главы поселения, Цветков Борис Леонидович, просит посмотреть новую плиту, установленную к 65-летию Победы.
  О радость! Фамилия, имя, отчество полностью написаны на черной гранитной плите. Я от радости целую плиту. Сердце готово разорваться в груди! Вот где  нашел покой наш дед. На берегу красавицы Волги спишь вечным сном. Дай, Бог, царство небесное воину Андрею и всем павшим воинам!

И рассыпаем, по-христианскому обычаю, нашу родную землю Кош-Елги перед памятником и плитой. Берем горстку героической ржевской земли домой. У нее другой цвет - рыжая, но не глина, кажется, что полита кровью.Радуемся ухоженному виду захоронения. Здесь лежат 3634 солдат и офицеров из 15 стрелковых дивизий, 8 стрелковых бригад, 4 танковых бригад и отдельной лыжной бригады.

   По всему ограждению и за ним рассыпаю семена цветов мальвы: неприхотливые многолетки цветут долго и красиво смотрятся .
  На прощание идем к Волге, моем руки. Снова и снова смотрим и фотографируем  всюду, стараясь надолго запомнить, освященный кровью мужественных воинов, уголок российской земли. Здесь решалась судьба Родины!

   Возвращаемся в Ржев. В недавно  построенной церкви, в честь российских новомучеников, ставим свечи за упокой воинов: деда Андрея и пропавших без вести деда моего Прохора и дяди Георгия, отцов наших - инвалидов войны  Ильи и Ивана, деда Василия , дошедшего до Берлина, сапера. Оставляем записки о поминовении за упокой усопшим и за здравие живым.

   Проходящим через Ржев коммерческим автобусом едем в Москву.
   За все дни нашей поездки стояла теплая, солнечная погода. Мы жили как во сне. Не верилось, что  наконец-то, мы смогли совершить эту дальнюю и долгожданную поездку. За все годы мы не могли посетить могилу деда по самым пустяшным и непреодолимым препятствиям. Зимой -уход за скотиной, весной - посев, летом- заготовка кормов, уход за посевами, осенью - уборка урожая и прочие, и прочие причины. На нашем попечении еще были:  две семьи  наших родителей с отцами - инвалидами войны и свои дети, и работа сельских специалистов с ненормированным рабочим временем и с бесконечными субботниками. И началась перестройка с падением рубля, работа без зарплат - за натуральную плату сельхозпродуктами, учеба детей в городе, все эти бесконечные препятствия не давали выехать.
   Но и на эту поездку время для нас было ограничено , нужен был постоянный уход за престарелой мамой. Остались с ней мои сестры, отпросившиеся с работы и живущие далеко от нее.
 
   Запомнившееся событие этой поездки - была встреча с актрисой Людмилой
 Чурсиной в метро. Мы ехали на Казанский вокзал, она сидела напротив меня. Я в шуме и гуле поздоровалась с ней  и кивнула головой. Она тоже мне кивнула и улыбнулась своей удивительной улыбкой. Чурсина вышла где-то около площади 1905 года. Я подумала, что только я ее и узнала уже старенькую. Рядом с ней сидела молодая девушка, она на актрису  и  не взглянула.

   В день приезда  поспешили в парк Победы к памятнику солдата. В месте, где мы брали землю для могилы деда , осталась маленькая лунка. И теперь  мы бережно высыпали туда же героическую, славную ржевскую землю. Отсняли фотографии для альбома, установили в компьютере все снимки удачные и не очень.
    С родными и близкими пересмотрели фотографии, поясняя и вспоминая подробности поездки.
 
   Эта небольшая поездка встряхнула всю душу. Заставила глубже понять жертвы народа в этой ужасной войне. Ощущение такое; как- будто сами были на войне!

   Из памяти не выходят еще и  унылые картины запустения, даже рядом с Москвой! По сторонам дороги  незасеянные поля, уже сильно поросшие лесом и  разрушенные фермы. И народ, в переполненных дешевых вагонах, едущий на работу в столицу и обратно. А Казанский вокзал -это сплошная черная толпа, приезжих  на заработки безработных и прочего люда.
   Так живет народ-победитель! За державу обидно!!!