Никодим у Xриста

Станислав Витюков
                НИКОДИМ У ХРИСТА
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских, он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо чудес, какие ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.3:1-2).                Тёмной ночью, стараясь быть незамеченным, пришёл к Иисусу один из начальников иудейских – фарисей Никодим.                Он слышал о великих делах, совершаемых Господом Иисусом Христом, и пришёл к Нему, чтобы выразить веру в то, что он признаёт Иисуса за Учителя, пришедшего от Бога, ибо об этом свидетельствуют чудеса, которых никто без помощи Божьей совершить не может.
И Господь Иисус Христос в ответ на признание Никодима говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). Этими словами Христос выражает то, что одной веры для того, чтобы войти в Царство Небесное, недостаточно, что необходимо ещё РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ. Но эти слова Никодиму были непонятны, поэтому он говорит: «как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин.3:4). Видя недоумение Никодима, Христос поясняет: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5), и далее разъясняет причину – «рождение от плоти есть плоть» (Ин.3:6).                Плоть и кровь наследовать Царствия Божия не могут (1Кор.15:50), ибо плоти принадлежат дела, о которых написано в послании к Галатам 5:19-21, благодаря, которым вход в Царство Божие закрыт. «Живущие по плоти о плотском помышляют» (Рим.8;5); «плотские же помышления суть вражда против Бога» (Рим.8:7). Падший человек не может возродить себя; он нуждается во вмешательстве и помощи Бога. Только Святой Дух Божий может возродить дух человеческий. И людям не следует недоумевать по поводу этих слов Христа, либо недооценивать или отвергать их значение. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН РОДИТЬСЯ СВЫШЕ. Эта необходимость – абсолютна и действует в масштабах вселенной. Действие Духа так же невидимо и таинственно, как действие ветра. Человек не может контролировать ни то ни другое. Жить по духу можно только тогда, когда Дух Божий живёт в нас. Христос утверждает, что: «Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает СО ВСЯКИМ РОЖДЁННЫМ ОТ ДУХА» Ин.3:8. «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Живущий в верующем человеке Дух Святой даёт ему жить совершенно новой жизнью, и без Его посредства,  человек не может принадлежать Христу. И водвориться в Царство Божие можно только Духом Святым, читаем: «На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:22). Очевидно, слова Христовы для Никодима были опять непонятны, а потому на лице его отразилось удивление. Христос, зная его помышления, говорит: «Не удивляйся, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин.3:7,8). Но эти слова ещё более поразили Никодима, и он возразил: «Как это может быть? Иисус сказал ему в ответ: Ты – учитель Израилев и это ли не знаешь?» (Ин 3:9,10). Да Никодим этого не знал, да и слов Иисуса он не в силах был понять. Они не вмещались в нём. Причиной же этому было то, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием и не может разуметь, потому что о всём надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1Кор.2:14,15). О, как много в настоящее время есть людей, знатных по положению, мудрых по образованию, учителей и проповедников, ксёндзов и священников, которые никак не могут уразуметь истины о рождении свыше! Слова Иисуса – «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8), остаются для них только словами. Голос Духа Божия в сердце своём они не слышат: сердце их наглухо закрыто, и Дух Божий не может войти в него. И такой человек, глядя на радующихся и исполняющихся Духом Святым, почитают их безумцами. Нередко истинных детей Божиих поносят в проповедях и пишут о них в журналах, говоря небылицы, и всё это бывает только потому, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и почитает это безумием. Это понять могут только те, которые возрождены, ибо «так бывает со всеми, рождёнными от Духа» (Ин.3:8). В сердце возрождённого человека всегда пребывает Дух Божий, Который «дышит, и голос Его слышишь» (ст.8). Этот голос свидетельствует о том, что мы дети Божии, наследники и сонаследники Христу. И Господь, открыл «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол.1:26). В дни Ветхого Завета тайна не могла быть открыта потому, что Церковь есть  тело Христово, возникающее в результате Его смерти на кресте. Она как тело Его соединяется воедино посредством крещения Духом Святым, о чём читаем: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13). И днём рождения Церкви стал день, когда это крещение совершилось, как сказал Христос: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после этого будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5; и 2 гл. прочтите); «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и  наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:14-17). Бог не открыл эту тайну богатым и знатным, не открыл её мудрым и учёным, не открыл философам и докторам, но открыл её нам, младенцам во Христе, о чём читаем: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). «Потому что немудрое Божие премудрее людей, и немощное Божие сильнее людей. Посмотрите, братья, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего незначущее избрал Бог, чтоб упразднить значущее» (1Кор.1:25-28). От людей же мудрых и учёных истина сия сокрыта, ибо мудрость века сего есть безумие пред Богом, она ослепила их, и они, имея очи, не видят, имея уши, не слышат, и не обращаются к Богу, чтобы Он исцелил их: «Ибо мудрость мира этого есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И ещё: Господь знает умствование мудрецов, что они суетны» (1Кор.3:19,20).                Но обратим внимание на Никодима. Видя великие дела Христа, он приходит ночью к Иисусу, и Господь открыл ему великую тайну О РОЖДЕНИИ СВЫШЕ. И в настоящее время есть Никодимы, которые боятся, открыто признаться в том, что они считают себя некрещёнными, но остаются вдали и находятся в числе тайных учеников Христа Иисуса.                Дорогой друг! Если тебе ещё не открыта эта истина, если ты чувствуешь, что тебе, чего то не хватает, то приди  к Иисусу. Приклони пред Ним свои колени и проси Его, и Он тебе ответит: «ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ СВЫШЕ». Должно тебе родиться свыше, и когда это произойдёт, то с тобой случится то же, что случилось некогда с Саулом. Когда Дух Божий сошёл на него, то дал ему иное сердце, и он стал пророчествовать, об этом читаем: «Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все эти знамения в тот же день, Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошёл на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1Цар.10:9-10).                Когда Дух Божий сошёл на апостолов, «они, исполнившись Духа Святого, стали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4). Но может это было только с апостолами? Нет, это было и позднее в доме Корнилия, куда пришёл Пётр к нему о чём, читаем: «Когда Пётр ещё Пётр продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, - изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Пётр сказал: кто может запретить крестится водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа»  (Дея.10:44-47).  Также было в Ефесе, когда явился туда апостол Павел и предложил вопрос; «Приняли ли вы Духа Святого, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. И, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян.19:1-6). И это обетование, по словам апостола Петра, который говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа; ибо вам  принадлежит обетование, и детям вашим, и всем дальним, кого призовёт Господь Бог наш» (Деян.2:39). Пётр отвечает со всей прямотой, что, прежде всего им следует покаяться и это не может не привести к изменению их образа жизни, и изменении душевного настроя, мировоззрения.                А потому, дорогой друг, доверься Христу и проси Его, чтобы Он тебя «возродил свыше» и стал бы ты иным человеком, обличённым силою Его, дабы иметь радость, мир и праведность в Духе Его, о чём читаем: «Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Котораго излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Титу 3:4-7).    Л. Н. Гарина