О духе святом

Станислав Витюков
                О ДУХЕ СВЯТОМ
«Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает кроме Духа Божьего. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:11-12).                К числу же тайн этого рода относится великая тайна о Духе Святом. Один разум человеческий не может понять Его и потому отвергает Его. Он охотно старается понять электричество и другие силы природы, но высшую из всех сил: - Дух Святой, Дух Божий, он не стремится понять. Между тем, та-же тайна о Духе Божьем (о Духе Святом) легко открывается всей духовной природе человека (включающей совесть, чувства и т. п.). «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25), сказал Христос.                Всему нашему существу свет понятен до такой степени, что даже вопроса не возникает: что такое свет? Мы пользуемся им, и нам ясна сила света, как и наше собственное бытие, а одному разуму он непонятен. Так и с Духом Святым. Дух это единая, всесозидающая, всеобъемлющая и животворящая сила.                1. Дух Святой, - Дух – Божий – сила, созидавшая жизнь при создании мира. В то время, «когда ещё земля была безвидна и пуста, Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Ещё не было ни одной из сил природы, известной науке (ни света, ни волн и т. п.), а Дух Божий уже носился над водою. Да иначе и быть не могло. Ни свет, ни электричество, никакая другая физическая сила не могла быть творческими силами, из которых бы вытекали другие силы и в том числе силы духовные. Для этого, при создании, должна была быть сила высшая, всеобъемлющая, заключающая в себе источник всех других сил. И этим источником, этим разносителем жизни и устроителем её среди хаоса Бал Дух Божий, Дух Святой.                . 2. Дух Святой – сила, освобождающая и устраивающая жизнь народов.                Вот перед нами человек робкий, нерешительный, заика. Но о нём мы читаем, что, среди невыразимо тяжёлых условий он освобождает свой народ (Израильский) из - под ига Египтян, ведёт в новую землю; и среди царившего тогда во всём мире, и особенно в культурном Египте, многобожия даёт им закон и заповеди Единого и Вечного Бога. Закон и заповеди, данные через него, до сих пор ещё не превзойдены никем (кроме Христа). Откуда такая силы у этого человека? Об этом мы читаем его собственный рассказ. Однажды Израильтяне стали роптать на недостаток мяса и требовать от него мяса. Обыкновенно твёрдый, он почувствовал на этот раз тяжесть бремени, и ему стало так тяжело видеть с одной стороны волнения народа, с другой – невозможность удовлетворить, что он стал просить, чтобы Бог лучше умертвил его, чтобы ему не видеть бедствия народа его. И сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых… и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который в тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ.11:16-17). Моисей был наделён высшей силой и при том в большой мере, чем это необходимо для одного человека, и эта сила была -  Дух Божий, Который и совершил через него великие дела: великое освободительное движение народа и устройство его народного быта. То же самое было со всеми пророками.                3. Дух Святой – сила, обновляющая и просвещающая жизнь общества. В Иерусалиме, где пророки были побиваемы камнями, где был распят Сын Божий – необычное движение. Множество Иудеев принимает учение Христа, Которого они недавно распяли, о чём читаем: «И они пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах; был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:42-45).  «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называли своим, но всё у них было общее» (Деян.4:32). Какая сила могла так тесно соединить столь разнородных людей, устранив разнообразие перегородок и, главным образом, ужасную силу эгоизма (себялюбия), создав одно сердце и одну душу, дав высочайший образец решения социального (общественного вопроса)? Эта сила была ничто иное, как Дух Святой, излитый в день Пятидесятницы.                4. Дух Святой сила, возрождающая жизнь каждого отдельного человека. Молодой даровитый законник и фарисей, - Савл охраняет одежды побивавших Стефана, мученика за имя Христа, (побиваемого камнями Деян.7:58). Савл одобряет убиение его; Савл терзает Церковь Христову, входя в домы и влача мужчин и женщин, и отдавая их в темницу (Деян.8:1-3); Савл дышит угрозами и убийством на учеников Господа (Деян.9:1-3). А через некоторое время мы видим: «Савл молится», Савл проповедует в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Все, знавшие его, дивятся и говорят: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя  сие (Христа) (Деян. Ап. 9:1-21)? Бывший гонитель Церкви Христовой сделался ревностнейшим распространителем учения Христа. Какая сила совершила это чудо? На это он отвечает сам, говоря о свидетельстве Божием, о том, что он решил ничего не знать, кроме Христа, распятого, о мудрости Божией и о будущей жизни, Ап. Павел заключает: «а нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10).                Духом Святым была открыта Ап. Павлу истина Христа, которая совершенно изменяет человека, перерождает его и делает новою тварью во Христе.                Таким образом, сила Духа Божия объемлюща. Подобно закваске, подымающей тесто, она из ничего воздвигает мироздание; возвышает, освобождает жизнь народа, преображает жизнь общества и возрождает жизнь каждого отдельного человека. «Дух всё проницает и глубины Божии» (1Кор.2:10). Но если так велики и могущественны действия Духа Божия, то почему, спрашивают нас, не все народы возвышены и освобождены, не все общества преображены и не все люди рождены для новой жизни? Электричество пронизывает нашу землю, но оно не собрано в виде озера, а разливается токами по телам, которые проводят его. Через тела же, которые не проводят электрического тока, оно не проходит. То-же самое с Духом Святым. Он, подобно молниеносному электрическому току, наполняет жизнь народа, общества, принимающего Его добровольно. Но Он не входит ни в чей дом против воли хозяина. Он не насилует никого.  Он не врывается с грозою в жизнь народа, общества или человека. О, нет! «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).