Я и моя профессия

Виолетта Кореневкина
        Как часто в далеком теперь уже детстве приходилось нам писать сочинение на тему «Как я провел лето», где мы мучительно и неловко пытались описать малозначительные, одинаковые для всех эпизоды каникулярной жизни. Вспоминается и известный рассказ «Как я помогаю маме», с его уморительным -  «А еще я стираю шторы…». Похожая задача передо мной и сейчас. «Я и моя профессия». Что может быть банальней? Память услужливо подсказывает строки из годовых отчетов   - победы учащихся на районных и межзональных конкурсах, открытые уроки, музыкальные спектакли, тематические вечера, мониторинг контрольных точек, собственная концертная деятельность.

         Но говорить хочется о другом. Важнее победы на конкурсе то, как ты шел к нему, шаг за шагом, держа своего ученика за его маленькую ручку. Как вместе вы учились учиться, не лениться, не пасовать перед трудностями.

                «Если твой день
                Превращен в дребедень
                И растрачен,
                Растрачен –
                Ангел это поймет,
                От тебя не уйдет,
                Но тихонько
                Заплачет»

          Важнее праздничного, многократно отрепетированного спектакля – подготовка к нему, с разучиванием партий, с выстраиванием мизансцен и обсуждением костюмов, с той неповторимой атмосферой, когда дети не хотят уходить из школы, несмотря на гневливые звонки родителей, ждущих своих чад.

          А чего стоят потом повторные показы спектакля – для учащихся общеобразовательных школ, для воспитанников детских садов. Сами участники чувствуют уже себя настоящими артистами, обретая с каждым выступлением все большую уверенность и находя для воплощения своего сценического образа новые яркие краски. А лица маленьких зрителей! Их неподдельное «Боюсь!» при появлении злой Паучихи! Фразы, отдельные реплики из сценария запоминаются надолго, служа потом для всех нас – организаторов и участников – паролем для входа в сказочную страну под названием «Мирная поляна». Мы знаем теперь главную тайну: «Музыка может все. А сердцем всегда можно почувствовать друга».

          Цель моей профессиональной деятельности – научить ребенка игре на фортепиано. Но не все могут одинаково хорошо освоить эту науку. Может быть, гораздо важнее научить маленького человечка понимать язык музыки, научить его видеть красоту окружающего мира, восхищаться творениями великих художников, поэтов, музыкантов? А может, самое главное – научить его быть добрым, честным, научить отличать добро от зла, дорожить дружбой? И тогда этот маленький человечек станет Человеком! Личностью!

          Часто слышу от своих выпускников: «Спасибо, что научили нас не только играть на пианино, но и понимать, «что такое -  прилично, а что неприлично». Взрослые, это они теперь так по-доброму подтрунивают надо мной, вспоминая мое всегдашнее: «Это неприлично!». Теперь-то я понимаю, что им это слово было незнакомо и смешно. Предоставленные самим себе, дети растут без должного родительского внимания и участия. Отцы и матери вынуждены ездить в Москву на заработки, оставляя малолетних ребят « на хозяйстве». Кто же научит маленькую девочку, что, здороваясь, нужно приветливо улыбнуться, кто объяснит, почему неприлично смотреть в чужие окна и что такое « неписаные правила»? Кто подскажет, в какой книге искать ответ на тот или другой вопрос? Кто научит любить книгу, музыку, школу?
 
          Уча своих питомцев, учусь у них сама. Учусь постоянно. Их искренности, открытости, их жизнелюбию. Только усилиями своих бывших выпускников концертирую сама. Как, скажите, могу отказать ученице в ансамблевом исполнении? Хочешь – не хочешь  - садись учи партии. В итоге получился настоящий вечер фортепианного ансамбля «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Лиха беда – начало! Тут и другие выпускники заинтересовались, кто сам песни сочиняет, кто взялся фотокорреспондентом поработать. Оформили выставку картин заслуженного художника России В.Петрова.  «Прекрасный союз!» Музыки, слова, живописи. Союз всех тех, кто любит и ценит прекрасное.

          Может, это и есть самое важное в моей профессии – видеть радостные, благодарные глаза своих учеников, чувствовать их надобность в тебе, в твоем труде, в вашем совместном творчестве?

                «Какую жизнь ни сотворю
                Из дней грядущих, из тумана,
                Чтоб отслужить любовь твою, -
                Все будет тщетно, будет мало».

          Мы платим друг другу – любовью, преданностью: я – им, моим ученикам, они – мне. А еще есть каждодневные уроки и нудные гаммы, и невыученные домашние задания, и слезы, и обещания «к следующему уроку уж обязательно все выучить». А еще есть оправдания: «На урок не пришла, потому что помню, что надо быть «как штык», а во сколько – забыла». Так может, это и есть самое важное? Это и есть мои «сто часов счастья»?

                «Сто часов счастья,
                Чистейшего, без обмана,
                Сто часов счастья…
                Это немало!»

          «Я и моя профессия». Это яркий калейдоскоп запоминающихся моментов, интересных, трогательных воспоминаний, концертных выступлений, любимых и родных лиц моих учеников.

           А ведь скоро лето…  Значит, опять писать сочинение…