Рожденные в СССР

Татьяна Дружинина
     …Перечитывая старые  письма из той, прошлой жизни, я вдруг поймала себя на мысли, что письма эти – живые доказательства возникновения, зарождения современной русской общности, именно они иллюстрируют изменения, которые произошли за какие-то неполные сто лет. Мне вдруг ясно представилось, как в 1917 году история обрубила корни той, дореволюционной общности русских людей, насильно выжав из России дворян и офицерство, большую часть духовенства, интеллигенции  и крепких зажиточных мужиков.

     А что же было дальше? Дальше были «зарождение и беременность» новой общности людей, теперь уже советской. Беременность тяжелая, в которой было много крови: гражданская война и продразверстка, НЭП и продналог, коллективизация и жесткое раскулачивание.

     «Разрешением от бремени» стала Великая отечественная война, в которой и выяснилось, кто родился живым, а кто – мертворожденным. Самые стойкие, даже те, кто погибли за Родину, но остались в памяти народной, стали основой нового сообщества. Как и рождение отдельного человека, так и появление целой общности людей было трудным, со слезами на глазах в день Победы в мае 1945 года, но и с огромной радостью от понимания того, что победили!

     А дальше было детство новой, только что родившейся общности, имя которой – советский народ. Как любое детство, оно было разным: с падениями и ушибами, маленькими радостями и горестями, с медленным взрослением и чистотой помыслов, какие бывают только в детстве. Не верите? Сейчас я попробую вам это доказать.

1976 год. Мне девятнадцать, я учусь  в культурно-просветительном училище в г. Петрозаводске. Учиться было так интересно, что и не заметила, как проскочили два с половиной года. Брат Иван (он моложе меня на год) в это время служит в армии, в Германии, в городе Галле. И конечно, пишет мне письма: «Здравствуй, моя милая сестренка, с горячим приветом к тебе твой брат Иван. Жизнь моя идет нормально. Понемногу осваиваюсь. Хожу в наряды, учусь – повышаю свою квалификацию. Скоро дадут молодых, и обучай их как хочешь. Из молодых единицы русские, а остальные – весь юг Союза, почти все плохо говорят по-русски. Недавно был в наряде в патруле. Патрулировали в самом городе Галле. Город хороший, чистый и красивый. Из гаштетов доносится музыка инструментальных ансамблей, послушали немного…»

   «Привет из Германии! Ну, что сказать о жизни? Изменений особых нет, да и навряд ли будут. Каждый день занятия, да в наряд по батарее хожу…Новогодний праздник с 31 на 1-е тоже был в наряде, так что этот новый год мне запомнился. А вообще все было нормально организовано. Елка была, правда, бедненько наряженная, но мы  и такой были рады. Собирали по 6 марок, столы нормально накрыты были. Молоко, лимонад, печенье, пряники, конфеты, фрукты.  Отпраздновали, как положено, с песнями и плясками.Немцы каждый праздник, а в особенности Новый год, устраивают фейерверки, вот и в этот раз вокруг городка после десяти часов полыхало зарево, а в небе вспыхивали тысячи ракет и всевозможных хлопушек. Знаешь, как интересно, у меня даже настроение поднялось!»

   « Как бы я хотел сейчас увидеть всех родных, посидеть за столом, выпить индийского чайку с бабушкиной стряпней! Да, не видать всего этого мне еще целых 17 месяцев… Эх, да и на вечер я бы не отказался сходить! Представляю, как через полтора года я приду на танцы. Вокруг незнакомые лица. Салаги превратились в дяденек, никого не узнаешь, да и тебя навряд ли кто узнает... Пиши, сестренка, знаешь, как дороги солдату письма, а особенно здесь, вдали от Родины!»

     1977 год. Моя учеба подходила к концу. За три месяца до окончания в училище приехала заведующая отделом культуры Лахденпохского района Тимофеева Нина Сергеевна. Она пригласила в кабинет директора училища троих лучших студентов, идущих на красный диплом, и долго беседовала с ними. Так я стала кандидатом на работу в поселок Хиитола, расположенный в семидесяти километрах от финской границы. Полным ходом шла подготовка к выпускным экзаменам, я, почти готовый  двадцатилетний культработник и уже месяц как замужняя дама, с нетерпением ждала писем от заведующей отделом культуры. И что самое интересное, Нина Сергеевна писала мне ответ на каждое моё письмо, находя для этого время, в течение всех трёх месяцев. Это были удивительные для меня письма, тропинка в большую взрослую жизнь.

   «Здравствуйте, Татьяна Юрьевна! Извините, что долго не писала Вам. Необходимо было лично встретиться с директором совхоза «Застава» Борисом Николаевичем Зезюлиным. Он отнесся доброжелательно и сказал, что, что жильем обеспечит. Я просила его забронировать однокомнатную квартиру, где жила преподаватель детской музыкальной школы. А со временем, конечно, получите, что нужно…»

   «…Очень приятно, что Вас волнуют вопросы не только быта, но и работы. Вы спрашиваете, какие качества необходимы современному директору клуба. Я считаю, прежде всего,  надо верить в то, что ты делаешь и что это дело – самое главное, и тогда люди тоже поймут и поддержат. За 20 лет моей работы, в том числе 15 лет в должности зав. сельским клубом, директора дома культуры мне везло на хороших людей. Я не помню, чтобы меня кто-то не поддержал. Поэтому все в Ваших руках! А люди в поселке Хиитола замечательные! Да если Вы будете с душой работать, Вас будут на руках носить. Не дадите себе облениться, и – синица в Ваших руках!
Привет вашему мужу! С уважением: Нина Сергеевна».

     Прошло почти 40 лет, но я бережно храню эти истрепанные странички, которые в тот момент были для меня такой сильной поддержкой, такой мощной мотивацией, что ехать в  незнакомые края было совсем не страшно.
     А затем, приехав в далекий поселок и не застав в совхозе директора (он был в командировке), мне пришлось две недели ходить в контору и доказывать, что молодому специалисту должны предоставить жилье. Здесь поддержкой оказались письма из дома, особенно от папы, в одном он писал: «…Таня, ты, конечно, не очень расстраивайся по поводу сладких слов и обещаний, в жизни их может быть еще много, но отступать не следует. То, на что тебя настраивали в училище, все равно рано и ли поздно восторжествует… Ты знаешь, с кем надо иметь разговор, если видишь, что прямо ответственные люди кривят душой, - решения ЦК КПСС все равно, хоть и не по ровной дорожке, будут претворены в жизнь! Мы всегда с тобой!»

     Ах, папочка, как наивно звучат сегодня эти слова, но как они нужны были тогда! И какими чистыми кажутся эти простые люди, всегда готовые поддержать и придти на помощь!

     Бежало время, пришли лихие девяностые, для становления нового сообщества людей это был переходный подростковый период. Сколько всего было наворочено: у кого-то разрушались семьи (секс в СССР появился!), кто-то попробовал наркотики, кто-то стал бизнесменом, а кое-кто – бандитом. Остальные тянули лямку, пытаясь честно заработать, чтобы прокормить свои семьи; если зарплаты не платили, пытались бастовать, - в общем, все прелести подросткового созревания! Затем развалили Советский Союз, забросили сельское хозяйство, ели «ножки Буша» и ждали милостей от запада.

     Но взросление когда-то все же происходит. Так случилось и с российским народом. Сегодня мы, как общность,  уже взрослые, а некоторые,  на западе и в США, этого не заметили. И когда мы совершаем серьезные поступки, высказываем свое мнение, они очень удивляются, даже негодуют: почему эти глупые дети уже не слушают  их, а сами выбирают свой путь? Им хотелось бы, чтобы еще лет пятьдесят россияне оставались неразумными, а лучше – дебильными,  навсегда и навеки. Но они, эти западные мужи, забывают, что все мы – родом из СССР, сделаны и выращены там, поэтому и своих детей и внуков воспитываем, как нас воспитывали. Добром и чистотой, справедливостью и милостью к страждущим, не забывая научить давать и сдачи.

     Поэтому, думайте, господа, думайте! Думайте, когда ссорите нас с братьями, когда поливаете нас грязью, развязывая информационную войну, когда вводите ваши санкции, и помните, у нас есть отличная пословица: Русские долго запрягают, да быстро едут!