Жена генерала

Людмила Дейнега
Я познакомилась с ней совершенно случайно, возле памятника воинам-афганцам, что стоит напротив «афганской» церкви на Украине в Киеве…В кружевном черном платке, опускающимся на плечи, с роскошной копной рыжих волос она, статная и красивая, раздавала случайным прохожим горячие домашние пирожки. Увидев, что я достаю из замшевой сумки фотоаппарат, чтобы сфотографировать памятник, она на минуту остановилась и пристально посмотрела мне в глаза… «Из России?»- тихо спросила эта молодая женщина. «Да…»- просто ответила я.
«Я тоже жила там…И никогда не думала, что буду жить в  Киеве, недалеко от Печорской лавры…» Мы разговорились. Так, ни о чём… О погоде. О метро. Об увиденном…
  Вскоре моя новая знакомая поднялась с лавочки, на которую мы присели… «Пирожки нужно раздать… Пока горячие… Их еще много…» - улыбнувшись, сказала она.
Я вызвалась помочь донести большие корзины. Вместе мы перешли на другую сторону улицы, где возвышалась одна из церквей Печорской лавры, которую в Киеве все называют «афганской» потому, что там собираются многие, побывавшие в этой проклятой необъявленной войне.
   В самом здании было человек тридцать мужчин, которые  почти сразу со всех сторон подошли к нам. «Здравствуйте, Надежда Фёдоровна!» - обращались они к ней. Шли обычные расспросы о состоянии здоровья, о делах. А после Надежда - моя новая знакомая раздавала горячие пирожки и наливала из термоса горячий чай в одноразовые стаканчики… Подходили всё новые и новые люди, низко кланялись и с благодарностью брали из  нежных женских рук  эту нехитрую пищу…
 Когда почти всё содержимое корзин было роздано, я попрощалась с Надеждой Фёдоровной и уже почти дошла до середины улицы, как меня кто-то окликнул. Я оглянулась. Ко мне  быстрыми шагами подошли несколько человек вместе с Надеждой. «Вы же в Киеве впервые. Значит, гостья. На правах хозяев приглашаем посидеть с нами в соседнем кафе. Отказываться нельзя. Всё-таки жена  боевого генерала приглашает. Она нашего командира каждый месяц поминает уже пятый год. Сначала был Афган. Потом Грузия. Затем Чечня… Уважьте. Мы со всей душой…»- слова были сказаны так, что отказать было нельзя. Мы пошли в небольшое придорожное кафе.
   Сидя с бутылками  красного грузинского вина, я услышала многое, чего никогда не знала. Здесь говорили и плакали… Молчали и опять звучали речи переживших войны… Но больше всего говорили о надежности человека, кто был с ними рядом всегда… Это о муже Надежды Фёдоровны.
  Уже был теплый июльский вечер, когда мы все вышли из кафе. Трогательно распрощались со всеми. Оказалось, что там были люди из других городов Украины. Они торопились на поезда и самолеты. Надежда Федоровна взяла меня под руку: «А мы ко мне… Звоните своей подруге, что останетесь у меня. Мне есть, что Вам рассказать, показать и почитать… Я совсем одна. Это Бог послал встречу с Вами. Я ведь тоже с родных вам мест…»
   Дом бывшего боевого офицера, куда привела меня моя новая знакомая, утопал в цветах. Этот особняк строил еще дед Надиного мужа… Высокие окна, множество картин великих сражений, гостевые комнаты, бильярдная и бассейн с современной кухней и зелёным садом покорили бы не только меня… Но главное - это шикарная библиотека и великолепная посуда, которую я увидела в доме… Через час мы были с Надею на ты и долго смеялись, узнав,  что когда- то учились в одной школе, но потом родители Нади уехали в краевой центр…
   В тот вечер мы спать так и не легли… Слишком много было воспоминаний и слёз. Надежда спешила рассказать  свою историю, которая мне показалась удивительной…
   Замуж впервые она вышла за своего бывшего одноклассника, которого ждала со службы всей своей душою. Володя казался ей принцем из волшебной сказки. Хорошо пел, играл на гитаре, сочинял свои песни и стихи. Надя тоже с его лёгкой руки начала писать… Сначала это нравилось её молодому мужу, но года через четыре, когда имя Нади всё чаще стало появляться на страницах газет и журналов, Владимир начал устраивать дома скандалы. Он заглядывал в кухню, орал, что она много льёт масла в картошку, стал пересчитывать яйца в холодильнике, прятать конфеты под книги и нарочно портить её любимые вещи…
 Надя терпела долго, пока он не бросился на неё с кулаками… Вся синяя, в разорванном платье,  Надежда убежала к соседям. И тётя Шура-соседка, которая работала в ЗАГСе, через неделю не принесла документы о разводе. Она же и быстро отправила её к своей дочери на Украину. Ольга работала тогда в издательстве, она быстро устроила Надежду няней  в садик, что рядом, а когда у Ольги родились двойняшки, Надя стала у них домашней воспитательницей мальчишек. Увлечение поэзией не кончилось, Надежда всё чаще засыпала с блокнотом в руках, а стихи её покоряли сердца немногих слушателей. Муж Ольги был военным человеком. Прошел Афган, потом  воевал в Чечне.  После ранений долго находился в госпиталях… А последний раз, когда лежал в онкологии Киевской больницы, куда Надежда с Ольгою пришли с домашней выпечкой, Олег познакомил их со своим боевым товарищем – генералом Михаилом Сидоровичем, который пошел в жизни по стопам своих дедов и прадедов, всю жизнь служивших Отечеству. Он тоже находился в больнице на лечении. Надежда даже никогда не могла подумать, что её стихи так тронут сердце седого генерала… Он ей звонил почти каждый вечер и всё время слушал нехитрые строчки о любви и разлуке… Через полгода Надежда знала о Михаиле буквально всё. Родителей он похоронил давно, жены не было никогда, потому что военному человеку думать об этом  некогда… Однажды Ольга сказала ей, что бывший муж собирается приехать к ней на разборки и угрожал её матери - тете Шуре всё расставить по своим местам.  Ольга добавила, что Владимир стал ужасным человеком в округе, у него сомнительные дружки. Как-то по телефону Надежда пожаловалась обо всём Михаилу Сидоровичу. На следующий день Михаил  приехал в парадном костюме с огромным букетом роз сватать Надю: « Жену генерала пусть только тронет! И хотя мне жить недолго, ты, Надюша, проживёшь без нужды и выпустишь все свои сборники стихов. Я тебя не обижу!»
 Прекрасная свадьба была в старинном храме, под звон колоколов, когда цвели киевские каштаны… А свадебный кортеж долго кружил по городу. Было много цветов, улыбок и пожеланий… Было огромное количество тостов и прекрасных нежных слов…Было свадебное путешествие в Париж… А потом две недели прощания…Потому что Михаилу с каждым часом становилось всё хуже…
   Когда боли стали невыносимыми, Михаил, написав Наде  красивое письмо о любви, застрелился в своём кабинете в три часа ночи.
   За последние годы Надежда выпустила множество стихотворных сборников на русском и украинских языках, которые она посвятила своему дорогому мужу Мише. Она горячо полюбила его после ухода в мир иной… Теперь Надежда твёрдо знает, что на земле есть люди и нелюди… Что в церкви колокола звонят по убиенным и умершим… Что цветущие каштаны в Киеве всегда шепчут о любви… Что Михаил с небес с генеральскими погонами  охраняет её покой в земном раю… И что они обязательно встретятся в божьем саду… И что боевые друзья её дорогого мужа придут на помощь в любую трудную минуту, о чем они поклялись на его могиле в тиши огромного киевского кладбища, где покоятся известные люди многочисленных наций, когда – то живущих на щедрой украинской земле, до сих пор стонущей от фашистских варваров…
                03.03.15