Монолог Мастера в Переделкино

Ольга Реймова
                Эссе. Посвящается Дмитрию Силкану

         Группа писателей и поэтов «Содружества современных литераторов» отправилась в Дом творчества в Переделкино за музой и на встречу с Мастером.  Собралось не много, не мало – двенадцать человек. 
         
         Библиотека на втором этаже. Почти у каждого в руках авторская книга, которая так дорога автору,  это видно со стороны:  он бережно и любовно держит ее в руках. Да и  понятно: в авторской  книжечке выложены мысли, мечты, взгляды и желания автора, это его лицо! И он не только хочет поделиться  со всем миром, но и услышать мнение Мастера!

         Мастер рассматривает своих «учеников» или может не рассматривает, а на этих лицах сосредотачивает свои мысли. «Ко мне не приходит поток, — думает Мастер и продолжает скользить взглядом по лицам, которые в ожидании смотрят на него,  — пожалуй, надо выпить кофе, чтобы взбодрить свою притихшую энергию».

         Но тут вдруг одна очень интересная дама с серьёзным видом заявляет:
— Вот Вы, уважаемый Мастер, как-то однажды много говорили про божий Дар. А что Вы имеете в виду под словом Дар?

         И тут глаза Мастера включились как лампочки, загорелись ярко голубым светом, и никакого кофе не понадобилось, вот тут и понеслось… и начался его монолог на четыре часа.

— Ага, Дар! Что такое Дар?! — восклицает он,  — Дар – это божий поцелуй, который не всякое темечко окропит. Он включает все потоки интеллекта. Это, если хотите знать, мысли, что витают в пространстве, начинают  двигаться и прикрепляться к тому, который может их принять, понять, употребить по назначению.  Вот вы думаете, что если писатель или поэт пишет талантливо и может задеть душу читателя, то он такой же красивый человек? Нет, нет, совсем не обязательно. Талант и человеческое существо совсем разные по сути. Пушкин – талантливый русский поэт, а по жизни был до противного скрупулёзным в финансовых вопросах.

Мастеру тут же возразили:
— Пушкин был беден, и ему пришлось содержать большую семью! Тут уж волей, не волей, будешь проверять каждую копейку!
— Но вы же не думаете о таком поэте так, когда упиваетесь его произведением, а  когда читаете чьи-то воспоминания о нём, то неожиданно удивляетесь такой информации.

        Мастер оседлал своего конька, и опять рассказ за рассказом, метод за методом. Одни смотрят скептически, другие с восхищением и обожанием,  не пытаясь вставить слово, чтобы не нарушить этот пробившийся поток!

— У каждого писателя должен быть свой месседж, т.е. свой посыл, что он хочет сказать читателю, что донести! Месседж – это очень важно!

        Он вспоминает схему Виталия Павловича Ахрамовича, в которой есть три замечательных этапа: как надо писать, как надо редактировать свои тексты,  и про то, как надо продвигать себя, как заполучить больше читателей, как продать свои труды и заработать на них.  Про этот самый пиар, о котором столько говорят!

        Остановить его поток было невозможно, и только изредка удавалось слушателям вкрапить в его монолог какой-нибудь вопросик, на который обрушивался поток знаний и мыслей.

       Так пролетели четыре часа, библиотека закрывается, а ещё столько вопросов и столько ответов на них! Что делать? И вся аудитория переходит в самый большой гостиничный номер, где продолжается монолог, изредка прерываемый нетерпеливыми «учениками».

И тут…

        Мастер предлагает прочитать одному из присутствующих что-то своё. Поэт, хорошо пишущий достойные стихи, предлагает послушать его стихотворение. Стихотворение хорошее и по ритмике и по рифме и по содержанию. Но тут Мастер взрывается:

— Вы что мне прочитали? Что? Стихи? Какие?  Замечаний к тексту нет, но если их так читать, как Вы: «та-та,та-та, та-та». Кто их услышит, кто их сумеет понять? Никто!

        И он начинает показывать, как надо читать это стихотворение, чтобы его услышали. Тут и мимика, тут и жесты, и что возможны приседания или даже можно прилечь на пол… А можно, выходя на сцену, притащить волоком стул и использовать этот предмет, как усиление каких-то строк. 

       Так Мастер продемонстрировал чтение каждого автора.  И такое началось: и смех, и крик, и слёзы, и попытка авторов повторить рекомендации Мастера. Некоторые стали читать свои стихи со слезами. Например, «Как можно не любить Москву!? Как можно не любить Москву!?» И у поэтессы слёзы градом, и у слушателей — и слёзы, и смех.

       Мастер-класс — монолог Мастера, или театр одного актёра с массовкой на заднем плане.

       Ночь прошла как мгновение. Под утро уснули. Проснулись бодрые, одухотворённые и захотелось ещё послушать Мастера, но он накануне использовал весь поток сполна и  теперь придётся подождать.

       После завтрака он медленно вышел из столовой, в строгом длинном пальто с сцепленными за прямой спиной руками. Со стороны виделся большой, красивый Мастер, Поэт, которого хочется слушать ещё и ещё, спорить с ним, возражать ему, и этим заряжаться. Его ученики смотрят ему вслед заворожено, и им  хочется быть рядом с этим Мастером долго-долго.

@Опубликовано в конкурсном сборнике МГО СПР
литературной премии им.М.А.Булгакова «Мастер»@